Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Зри в корень

МЫ И ЗАПАД
Л.В. Владимиров

У нас с Западом - общие древние корни. Общий Ветхий завет, общее наследие Вселенской христианской церкви, долгие века пребывания вместе в одном христианском мире, общее античное наследие, в том числе и наследие христианской античности четвертого-шестого веков.
Запад обособился в отдельную региональную культуру в девятом веке. Церковное единство еще сохранялось, но христианских культур стало две: наша и западная. Это обособление, заметим, произошло еще до крещения Руси.
Обособившись как цивилизация, Запад потихоньку начал отхватывать куски восточнохристианского мира - Хорватию, Чехию, пытался отхватить и Русь. В этом была миссия епископа Адальберта при Святом Владимире. Совершив церковный раскол в середине одиннадцатого века, Запад закрепил его омерзительным погромом 1204 года, когда крестоносцы разграбили величайший город всего христианского мира - Константинополь. В 1261 году рыцари-крестоносцы, владетели последних крестоносных государств Ближнего Востока, предадут восточных христиан, помогая мамлюкской армии против монгол, вовлеченных своей христианской частью в "желтый" крестовый поход. Если в 1204 году нанесли удар своим, в 1261-м - предали интересы всемирного христианства.
Запад станет называть себя миром христианским, тем самым как бы вытесняя за пределы такого мира славян и греков, грузин и молдаван, христиан Сирии и Египта. Конечно, совесть колола глаза, поэтому осталось называть греков еретиками.
В тринадцатом веке к сближению с Западом и подчинению папе стремятся подтолкнуть величайших русских правителей того времени - князей Даниила Галицкого и Александра Невского. В 1239 году Запад навяжет унию - подчинение - изнемогавшей под натиском турок Византии. Другую унию пиками навяжут западнорусскому населению в 1596 году.
Когда началась Смута семнадцатого века, первая в истории России гражданская война, Запад незамедлительно влез в русские дела. Причем в трогательном единодушии на нашей территории оказались оккупанты из враждующих друг с другом Польши и Швеции.
При Петре Первом начинается откровенная экспансия западной цивилизации в Россию под видом и в форме русского западничества.
Запад всегда был готов поддерживать любой западнический режим в России, не останавливаясь и перед преступлением. Английский посол, английские связи и средства соучаствовали в заговоре, а затем и цареубийстве императора Павла Первого. Зато Запад полагал своим благодетелем Александра Первого, императора-западника, поставившего в рамках Венского конгресса и конгрессовой политики Россию на службу западноевропейским интересам, превратившего Россию в европейского жандарма - разумеется, в интересах крупнейших держав Западной Европы.
Запад ссорил русских с обретавшими независимость греками. На перемену внешнеполитической и культурной ориентации России, наметившуюся в царствование Николая Первого, когда Россия начала осознавать себя Третьим Римом, ведущим государством восточнохристианского мира, Запад ответил мировой войной, называющейся в наших учебниках пока еще Крымской.
После победоносной Балканской войны 70-х годов западные державы объединились против России на Берлинском конгрессе 1878 года, лишив нашу страну и в еще большей степени балканских христиан заслуженных плодов победы. Запад особенно опасен бывал России не в качестве врага, а в качестве союзника.
Вот несколько сюжетов первой мировой войны.
В самом начале войны английская средиземноморская эскадра пропускает германский линейный крейсер "Гебен" в турецкие воды, тем самым на некоторое время уравняв положение турецких и русских морских сил в Черном море.
Запад осмеливался продавать русскому союзнику оружие, несмотря на то, что численно русских войск было значительно больше и на них лежала основная тяжесть военных действий. Вот откуда пресловутые долги царского правительства западным державам - плата за оружие! Однако Запад не заикнулся о своем долге, не захотел оплатить, компенсировать колоссальные человеческие потери России на фронтах первой мировой. Запад даже набрался наглости требовать русские бригады на Западный фронт во Франции.
Еврейские круги и круги Соединенных Штатов Америки добились секретных гарантий от своих английских партнеров не поставлять американское оружие и военное снаряжение союзной России. При этом ни один западный христианин не озаботился разоблачением этого чудовищного сговора за спиной союзников.
Западные державы и их дипломаты, такие, как английский посол Бьюкенен и особенно французский Палеолог, интриговали в пользу революционных кругов, то есть чудовищно нарушали свой статус дипломатических представителей, особенно если учесть, что это делалось в дни войны и в столице союзной державы. Все знают о немецком золоте Ленина и большевиков, но ведь было и английское, и французское, только попадало оно другим революционерам - будущим творцам Февраля.
Еще в 1915 году западные державы, прежде всего под давлением перепуганной и проигрывающей на своих фронтах Франции, согласились с тем, что Турция как враждебная держава будет лишена захваченных ей некогда, как империей, земель, прежде всего всех земель восточнохристианских. Россия получала Константинополь и контроль над проливами, делила с Грецией Фракию, Греции отходили многие острова Эгейского моря. Но Россия была выбита из числа держав-победительниц своевременно начавшейся не без западной помощи русской революцией. Другие восточные христиане либо не получили того, что должны были получить, либо лишились в двадцатые годы вновь захваченных турками земель. Даже Северная Сирия удерживается Турцией, и восточнохристианский мир вправе считать, что Запад не исполнил договорных союзнических обязательств. Европейская поддержка обеспечила Польше возможность оккупации значительных русских территорий. Не исторические государства Латвия и Эстония были созданы в германской зоне оккупации.
На фронтах гражданской войны Запад неоднократно предавал своих союзников-белогвардейцев, быть может, самое гнусное предательство - выдача на смерть адмирала Колчака.
Западноевропейцы многократно повинны в ограблении русских эмигрантов. Они осмелились требовать плату с нищих белогвардейцев за их эвакуацию с территорий юга России. Малоизвестный факт: значительные авуары страхового общества "Россия" в послереволюционные годы оказались в Соединенных Штатах Америки. Русские эмигранты - бывшие акционеры "России" - обратились к американским властям с просьбой вернуть им средства. Американские власти отказали на том основании, что страховое общество "Россия" национализировано революционным режимом, не имевшим тогда даже дипломатических отношений с США. Американским акционерам общества "Россия" их средства вернули.
Впрочем, ограбление России не прекращалось с начала революции до наших дней никогда. Режим интернационалистов-оккупантов расшвыривал русское золото, распродавал художественные сокровища России. Запад с удовольствием их приобретал. По подсчетам специалистов, Эрмитаж лишился в двадцатые-тридцатые годы трех четвертей шедевров мирового значения, составлявших ядро его собрания.
Часть золотого запаса Российской империи попала в крупнейшие банки Запада. Три четверти века этот капитал находится в обращении. В настоящий момент русские, несомненно, вправе требовать не только возвращения золотого запаса, но и выплаты процентов с оборота.
Россия переживала кровавый красный террор, потом заработала чудовищная лагерная система. Запад не замечал происходящего. Множество влиятельнейших литераторов западного мира - Бернард Шоу, Лион Фейхтвангер, Анри Барбюс, Луи Арагон, Жан-Поль Сартр и другие - восхваляли коммунистический режим. Альберт Эйнштейн использовал все свое влияние, дабы сведения о репрессиях в Советском Союзе по возможности не попадали в западную печать. Европа заговорила о коммунистических репрессиях как раз тогда, когда режим ослаб и репрессии по сути прекратились. Так же помалкивала свободная пресса и о репрессиях, которым русские подвергались в сопредельных государствах, например в Польше. Общеизвестно, как вели себя по отношению к своему союзнику западные страны во время второй мировой войны.
Каковы корни этой хорошо организованной западноевропейской русофобии? Известный эмигрантский мыслитель Владимир Ильин отмечал еще в двадцатые годы, что Запад, может быть, простил бы нам Кремлевский собор и оптинских старцев, но никогда не простит того, что у нас еще были паровозы в Сормове, пароходы в Николаеве и Одессе, того, что наша культура не ниже западноевропейской, а цивилизация по крайней мере приближается к уровню западной, но при этом у нас есть кремлевские соборы и еще недавно были оптинские старцы.
То, что рядом расположена великая держава, оставшаяся по начало двадцатого века христианской, не променявшая христианство на блага цивилизации, для западных стран было мучительно стыдным. Ведь не случайно бывший христианский мир давно уже называет себя "мир цивилизованный", то есть мир, где место религии заняла цивилизация.
Запад может нас терпеть, если мы во всем станем такими же, как они сами. Или потерпит в том случае, если мы будем традиционной религиозной, но нищей страной, желательно еще и расчлененной между несколькими государствами.
У каждого народа, живущего на Земле, есть свои враги, и русские сами по себе ничем не заработали особенной неприязни. Таким образом, эта неприязнь не столько по отношению к русским как к таковым, сколько неприязненное отношение к восточнохристианской культуре и цивилизации со стороны тех, кто некогда был второй христианской культурой и цивилизацией.
Посмотрим, как это сказывалось на отношениях западных с другими восточными христианами хотя бы в двадцатом веке. Греки были союзниками Запада в первой мировой войне, но западные державы заставили Грецию отдать туркам уже занятый греческими войсками Адрианополь. В 1921 году Запад не воспрепятствовал захвату греческого сектора Смирны турецкими войсками. Не воспрепятствовал он и депортации греков из секторов Смирны и Трапезунда. Сквозь пальцы посмотрел Запад на теми же турками учиненный геноцид армян и ассирийцев. Запад препятствовал превращению Кипра в греческое государство, хотя депортация турок с Кипра была бы только законной компенсацией за греческую депортацию 20-х годов, так же как оккупации турками области Великой Армении.
Заметим, что Турция уже давно не часть мусульманского мира, а часть мира западного. Запад своими собственными руками - руками хорватского усташского режима, представляющего собой часть Западной Европы, - совершил чудовищный геноцид сербов в дни второй мировой войны с благословения Ватикана.
Запад промолчал, когда антисербский режим Тито округлял за счет сербских исконных земель территории Хорватии, зато радостно поддержал расчленение Югославии, поддержал хорватов и мусульман в Боснии и Герцеговине, хотя мусульманское население в Боснии и Герцеговине - это омусульманенные сербы, а большая часть хорватского - окатоличенные сербы.
Запад аплодировал расчленению территории исторической России - Советского Союза, расчленению территории Югославии и созданию на их землях "суверенных государств", хотя памятные хельсинкские соглашения охраняют государственные границы стран, подписавших их.
По подсчетам американского профессора Курганова, за время господства коммунистического интернационального режима погибло 67 миллионов 558 тысяч граждан России. Причем цифра несколько занижена, так как Курганов использовал официальные заявления Хрущева о числе жертв за годы второй мировой войны, составляющем по тем данным всего лишь двадцать миллионов. Это дает нам право и твердое основание утверждать везде и постоянно, что мы являемся не только расчлененной нацией, но и нацией, подвергшейся геноциду и пострадавшей более любого другого народа в двадцатом столетии.
Любое упоминание о жертвах репрессий, геноцидов, депортаций, когда бы то ни было и где бы то ни было в мировой истории, должны использоваться русским человеком для напоминания о том, что хотя это достойно самого глубокого сожаления, русские пострадали значительно больше. Мы должны использовать для этого любые конгрессы, проводить специальные конференции, устраивать выставки, а может быть, и создавать музеи утрат и потерь русского народа, устраивать для западноевропейцев специальные семинары и экскурсии, демонстрирующие им наглядно эти утраты. В наших школьных учебниках не только должна содержаться соответствующая статистика, не только помещаться фотографии разрушенных храмов и изуродованных русских городов. Нам следует печатать и репродукции шедевров живописи, украденных из Эрмитажа и украшающих сейчас крупнейшие западные музеи.
Но если эта тенденция не станет широко распространенной, постоянно звучащей, если любой человек, отвергающий справедливое утверждение, что восточные христиане пострадали больше, чем представители всех остальных цивилизаций, а русские - больше представителей любого народа, не будет немедленно приобретать репутацию шовиниста, к тому же разжигающего межнациональную и межрелигиозную рознь, - все это будет бессмысленно. Отдельные голоса заглушат.
А успех может быть весьма значительным, если лейтмотивом наших разговоров с Западом станут самые назойливые напоминания, подобные таким:

Вы нам задолжали, отдайте нам все!
Вы нас обокрали, отдайте нам все!