Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Русь православная

ЧТО СВЯЗАЛО ШУЮ И СУРГУТ?
Ю.С. Исатов

wpe5B.jpg (5380 bytes)

В конце XX века нам-таки довелось увидеть, как национальный промышленный капитал приходит на помощь Церкви. В описанном случае эта помощь пришла в Центральную Россию аж из далекого Сургута.

Духовная агрономия

Москва сегодня переживает церковное возрождение, но особого рода. Каждый если и "спасается", то сам по себе, а уж детей в храм повести, а тем более всей семьей - такого почти что и нет.
Тяжело искать духовные рецепты для Вавилона, коим является теперь Москва. Здесь даже члены одной семьи ходят разными путями, а многие приходы давно утратили начение духовных центров, сколь-нибудь "оседлого", постоянного сообщества людей, из поколения в поколение живущих в одном месте и

работающих тоже неподалеку. Для многих здесь храмы, в лучшем случае - места "посещения", а если "сверх того", то встреч по знакомству или интересам. Люди как бы мелькают перед батюшками, чего уж тут говорить о том, чтобы воспитать воцерковленное поколение - от крестин и первой исповеди до венчания и воцерковления детей, внуков... А ведь только так воссоздается христианская семья - "малая церковь". Первая и естественная школа христианской любви, доброго отношения к старшим и младшим, труду, к малой Родине и большому Отечеству. Школа, в которой учат счету не "сколько" (прожил, заработал), а "как", честно ли...
Прежнее нравственное отношение к этому "как" жизненного пути мне довелось увидеть зафиксированным навечно в месте очень серьезном: "В супружестве жила 46 лет 5 месяцев и семь дней. Жития же ей было 64 года 7 месяцев и 12 дней", - гласит надпись на надгробном памятнике Александры Григорьевны Аржанниковой, скончавшейся в 1888 году. Видите: сперва "как", а уж потом "сколько". С точностью до дня.
В русском человеке все еще есть сила, которая не раз поднимала его из бездны к нравственным высотам. Но поддержать и направить это стремление не способны ни секуляризованное, отлученное от церкви государство, ни отрешенная от церкви школа, ни расцерковленная семья, где дети чем дальше, тем больше отдаляются от родителей.
Сегодня этим чувством живут многие наши священники, особенно молодые, которые поступают на места с не вполне определенным пока желанием сделать для своего прихода нечто большее, чем простое исполнение служб и треб. И этому желанию тоже нужна направляющая поддержка.
Закваской всему может стать только монашество и наши общежитейные монастыри, раскинутые в провинции. Как некогда, во времена Батыева разорения, рассредоточенные по лесам и весям. Словно по рекомендации гражданской обороны на случай ядерного удара.
Впрочем, более страшный, духовный удар по Отечеству уже нанесен.
О чем другом и помыслить было вашему покорному слуге на пешом пути к Николо-Шартомскому монастырю мимо четырех старых мраморных надгробий дворян Аржанниковых подле Введенского храма в одноименном селе Шуйского района.
Рядом с которым, на обелиске, список погибших в 1941-1945 годах открывают двое из тех же Аржанниковых.

+    +    +

Николо-Шартомский монастырь, один из древнейших в России, находится в Ивановской области в 12 верстах к северу от города Шуи. Основан он был, по преданию, во второй половине XII века. Первая же запись о нем сделана в 1425 году. В ней приводится еще одно предание о том, что обитель была построена в честь найденной на берегу речки Шартомы иконы Николая Чудотворца.
Сегодня в монастыре вместе с его 11 храмами-подворьями (действующих пока девять) обитают около 200 насельников. Эти подворья - своего рода маленькие обители с монастырским уставом и иноческим строем сосредоточенной внутренней жизни. При них организуются воскресные школы, библиотеки, работает своя пекарня, колокольный цех. Издается духовно-просветительский "Николо-Шартомский Благовестник". Собственно монастыря - венчальный храм, - красивейший, сохранивший внутреннее убранство Крестовоздвиженский храм в знаменитом селе Палех. В городе Юрьевце, что на Волге, монастырю передан целый комплекс храмов. В Шуе три подворья (одно, во имя Алексия, человека Божия - при городском больничном комплексе) и факультет теологии при педагогическом институте. В Иванове же действует целый Православный богословский институт (вечернее и заочное отделения). Работает он по типу "межвузовской кафедры" с педагогами и студентами практически всех вузов Иванова, среди которых и такие, известнейшие на всю страну, как Химико-технологический и Энергетический университеты. Здесь же, в Иванове, иеромонах Савватий духовно окормляет городской больничный стационар на 300 детей, а отец Нафанаил восстанавливает здание, переданное городской администрацией под детский приют. Настоятель Свято-Николо-Шартомского монастыря архимандрит Никон надеется, что недалеко то время, когда с Божией помощью и при содействии губернской власти, а также городских и районных властей Иванова и Шуи будет воссоздана Епархиальное духовное училище, а на базе монастыря заработает полная гимназия, готовящая детей к светской жизни, но внутренняя жизнь в которой будет организована по типу монастырской, ограждая юные души от смертельных соблазнов духовно поврежденного мира.
"Сегодня дети малые ведут родителей в церковь, - говорит батюшка Никон, - А взрослые не очень-то спешат в корне изменить свой образ жизни. Даже если жареный петух клюнет - бегут к нам, как к знахарям, - пусть церковь сделает так, чтобы сын не был наркоманом, чтобы мы не болели. Сделай, и все тут. Не понимают, что беда послана по греху, что и на детях он от них. Что надо самим потрудиться, исправить душу покаянием и молитвой, отбросить мерзости..."

+    +    +

Все эти дела, и паче их - цифры (только в Троице-Сергиевой Лавре монахов больше трехсот), для журналистской братии сенсация и соблазн. На деле же это не более чем восстановленные традиции. Особенно же студийский устав, по которому монахи просто обязаны заниматься духовным просвещением мирян. Плоды этого просвещения я успел сложным образом ощутить и на себе, слушая в день чудотворной Афонской иконы Божией Матери "Троеручица" проповедь одного из прихожан монастырской Казанской церкви. Его зовут Сергей Викторович Грачев, а работает он... первым заместителем мэра города Иванова. Да поможет ему "Троеручица" во всех благих делах успеть!
Другая традиция - большое количество подворий. С начала своей исторической известности обитель имела в своем ведении девять других монастырей и пустыней от Шуи (Иваново-Вознесенск был тогда у нее в подчинении), до Мстеры, Вязников и Суздаля. В их числе - Введенский женский монастырь в упомянутом выше монастырском селе. Здесь уже живут сестры и скоро будет восстановлен храм. Управляющие обителью архимандриты были столь уважаемы, что раз в году, после Николина дня, лично подносили Государю просфору и святую воду и имели от Великого князя Василия Иоанновича выданную в 1506 "несудимую грамоту". По ней всеми внутренними делами в монастырских владениях ведал архимандрит, над ним же с братией судией в мирских делах мог быть только сам Великий князь (позже - царь). Эту грамоту, вместе с другими, а также новыми привилегиями подтвердил и утвердил в 1553 году Иоанн Грозный. А после него - царь Федор Иоаннович.
В деле установления подворий Николо-Шартомский монастырь не одинок. В шести верстах к северу от него 10 храмов (остаток от 13!), сросшихся воедино сел Дунилова и Горицы переданы под попечение стоящему здесь же Свято-Успенскому женскому монастырю.
Некоторые, воспитанные "у Николы" монахи-священнослужители трудятся сейчас в дальних краях: даже во Владивостоке и на Кипре. К "Николе" же едут из Москвы, с Урала. Вот брат Петр, якут - он прямо из Якутска, с полюса холода. Но больше, конечно, своих ивановских да владимирских.
А работы здесь всем хватит.

Двойная нитка Шуя - Сургут

Нет, речь пойдет не о двойной нитке газопровода, подобной линии Ямал-Европа, которая тянется мимо негазифицированных вологодских и тверских сел. Разговор будет о внутренних самодостаточных и вполне материальных резервах нации, вскрываемых... на духовном уровне.
Администрация Ивановской области воочию убедилась, что монастырь служит закваской не только духовной, но и хозяйственной жизни, привлекает и организует самых разных людей и как бы концентрирует и внутри, и вокруг себя творческий капитал. Дело в том, что искусство домостроя всегда было и ценилось выше простой наживы. Потому что оно содержит в себе цель, сам предмет деятельности. Чего нет ни в бумажных деньгах, ни даже в драгоценностях.
Вообще все наши наиболее чтимые угодники и подвижники непременно были и людьми практическими, деятельными. Начиная от Сергия Радонежского и соловецких иноков, давших начало целым видам хозяйства, ремесел и промыслов в пустынных до них местах. (Но все они, и преподобный Сергий, и еще раньше Леонтий Ростовский (XI в.), начинали с воспитания детей!)
Хозяйство Шартомского монастыря во многом может служить образцом. Здесь, по традиции, занимаются животноводством и хлебопашеством, возрождают древнюю "семипольную" систему. Земли не очень много для промышленного размаха - по гектару на брата, поэтому многое решается в комплексе. Треть угодий и сам монастырь находятся в "подкове" из трех, впадающих друг в друга рек: Шартомы, Молохты и Тезы. Как говорится, "Бог велел" вести огородничество. При такой-то засухе (как сейчас) здесь уж к июлю созрели огурцы, тыквы и помидоры, наливается... виноград (!). Есть пасека, и хитрющий агроном о. Михей умело - поближе и подале - раскидал по полям и лугам делянки сильнейшего медоноса фацелии. Подрастает яблоневый сад, а про ягодники и "говорить неча". Все ухожено на диво. Пример? Да, конечно.
Но ведь сельское хозяйство, в сущности, есть начальный вид развития всех видов промышленности. А с ними - торговли, купечества. К тому же Шуя и известна как край купцов и текстильщиков. В селе Введенское и сейчас "пашет в три смены" миткалевый цех, не забыта еще совсем ежегодная Никольская ярмарка рядом с монастырем. Оперативный простор, которому могут потребоваться гигантские людские ресурсы. Если все делать по уму и по совести. Простор для инвестиций, где главным инвестором должен стать сам богатеющий трудом народ. Покупатель, а не вкладчик "зеленой бумаги", не ростовщик.
Все это крепко и давно поняли не шибко далеко от нас - в Тюменской области. Но прежде генеральный директор "Сургутгазпрома" Юрий Иванович Важенин и его правая рука Борис Николаевич Терехов попали в духовный плен к Николо-Шартанскому монастырю и попросту влюбились в здешние места. Именно благодаря материальной помощи "Сургутгазпрома" Николо-Шартомский монастырь в многом обязан своему возрождению.
Правомерен вопрос: а что, разве им тюменские не по душе? Но тут дело не в чьих-либо пристрастиях. Тюмень, конечно же, не живет без духовного окормления Православной Церкви. И без внимания сильных людей. В Сургуте сейчас есть действующий храм, да еще три строятся. За свою активную благотворительную деятельность Юрий Иванович Важенин, который одновременно является главой Попечительского совета Свято-Преображенского храма, награжден грамотой Святейшего Патриарха Алексия II.
В подсобном газпромовском хозяйстве Сайгатино стараниями Хамита Нурмухаметовича Есавеева также возведен православный храм.
Дело в том, что многие "северяне", не коренные здесь, отработав в трудных условиях по 20 и более лет (при норме 8), уезжают семьями на Большую землю. Им нужны не "юга", где они не смогут акклиматизироваться, а нормальные, обжитые места средней полосы России. Где их ждут. Где они еще смогут от всей души потрудиться, потому что это люди в самом расцвете сил и опыта - 50-летние.
Для нашей пустеющей, вымирающей провинции они - живая кровь. Газовики, нефтяники, энергетики - это грамотные люди высочайшей квалификации, способные обеспечить промышленный, высокотехнологический подъем в любом регионе (машинист энергоблока, например, имеет самый высший седьмой (!) разряд).
Первый такой десант, вероятно, будет подготовлен в результате поездки делегации текстильного Ивановского края в Сургут, по приглашению сургутского мэра Леонида Сидорова. Намечается и встречная поездка сургутян (квартирьеров?).
Сомнений в мощной поддержки северянами и своих, и хозяев-ивановцев нет. Только принадлежащий "Сургутгазпрому" завод стабилизации конденсата обеспечивает лучшим дизтопливом, 76-м и 93-м бензином все Северное Приобье (Надым, Уренгой, Салехард) и промышленные районы Урала (Екатеринбург, Челябинск).
А что может быть крепче и перспективнее союза "энергетических ресурсов" и творческой энергии людей с плодородием земли, если он будет освящен Христовой Церковью?