Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Образование в России

Угроза единому образовательному пространству

Один из важнейших путей сохранения целостности и независимости государства - укрепление духовного единства народа. Сколько бы ни говорили мы о роли экономики в современном мире, ничего нельзя изменить в теперешней кризисной ситуации, которую переживает Россия, пока мы не сможем обрести ясного понимания целей нашего общественного бытия. В стране, где наука и школа находятся на грани катастрофы, национально-государственная идея становится уделом меньшинства, не затрагивая общество. В таких условиях жить нельзя, а можно только умирать.
Сейчас школа превратилась в арену борьбы за умы тех, от кого будет зависеть само бытие России. Не случайно именно на победу в этой области рассчитывают те, кто, по словам заместителя госсекретаря США С. Телботта, должны запастись "стратегическим терпением" в деле подчинения России жизненным интересам Америки. До сих пор все наиболее существенные проекты реформирования нашей образовательной системы затрагивали сферу "ментальности", были нацелены на формирование в головах наших граждан определенной картины мира. Так появилась концепция "неправильной" истории, которая якобы как губительный и порочный опыт мешает России войти на полных со всеми правах в "цивилизованный мир". Развитию комплекса неполноценности, чувства ущербности и национальной недееспособности подчинены культурно-образовательные маневры стратегов нового мирового порядка.
Один из путей формирования колониального сознания - расчленение образовательного пространства России. никто не говорит о том, что изучение произведений писателей-земляков, интерес к "малой" истории, краеведению могут принести вред. Напротив, без любви к родному селу, городу, области невозможно воспитать гражданина большой родины. Опасность, и при том немалая, заключается в абсолютизации этого принципа. Если по недомыслию перевести русскую литературу, имеющую огромное духовное и воспитательное значение, в разряд "факультативных" дисциплин и определять содержание этого предмета по желанию отдельных субъектов Российской Федерации, то мы мгновенно лишимся единого образовательного пространства. Так может быть подготовлена почва для государственной катастрофы. Нельзя, изучая русский язык, не изучать литературу; они - неделимое достояние всех народов Российской Федерации, то, что составляет предмет общей гордости и основу единого развития. Нельзя постоянно сокращать часы, отведенные в школе для изучения русского языка и литературы, нельзя изымать перечня обязательных для преподавания классических произведений "Евгения Онегина" и "Мертвые души", "героя нашего времени" и "Войну и мир"...
Выживание отечественной школы - первейшая задача сегодняшнего дня. Решать ее нужно в условиях относительной стабильности, порядка и здорового консерватизма. Вызывает тревогу разрушительная концепция перманентных "инноваций", вечного реформирования, постоянного стресса, провоцируемого бесконечным ведомственным давлением и бюрократическим бумаготворчеством. Умы наших современников захватила идея всеобщего реформирования. "Реформы во что бы то ни стало, реформы любой ценной, реформы стоят любых жертв", - твердят наши упрямые начальники. Страна устала от таких реформ. Она устала он экспериментов, в том числе и над нашими душами. Учителя-бессребреники, педагоги высшей школы, не избалованные, по правде сказать, "сладкой жизнью", имеют право на то, чтобы в нормальных условиях выполнять свои профессиональные обязанности. В конце концов именно они представляют тот становой хребет, на котором и держится образовательная система. Пора вспомнить о том, что в учебных аудиториях находятся люди, заменить которых наши руководители и многочисленные чиновники вряд ли смогут. Ведомства - лишь надстройка. Интересы ее не должны быть самоцелью.
На фоне общих рассуждений о гуманитаризации нашей школы идет планомерное вытеснение мировоззренчески значимых дисциплин. Обнаруживаются опасные тенденции. В этом случае наши законодатели, на совесть и профессиональную честность которых рассчитывают патриоты России, должны как можно ответственнее и строже относиться к образовательным проектам, выносимым на обсуждение. Сегодня, если судить по очередному законопроекту "О государственном образовательном стандарте основного общего образования". Отечественной школе - без русской литературы быть... московские филологи, академические работники и преобразовательного стандарта последними. С ними, оказывается, еще не посоветовались. В статье №3 общих положений законопроекта содержится примечательная формулировка: "Государственная политика Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта основывается на следующих принципах... Далее они перечисляются, а в виде одного из важнейших приводится тезис: - Демократичность создания и принятия государственного стандарта, конкурсность его разработки, широкое обсуждение. Надеемся, что российские филологи смогут принять самое непосредственное участие не только в обсуждении, но и в существенной доработке предложенного варианта образовательного стандарта после того, как он будет опубликован. Здесь, разумеется, недопустимы "конспирация", келейность, отсутствие необходимой информации. Для нас очевидны грубейшие ошибки, допущенные при разработке проекта.
Неясна позиция Министерства образования. Речь идет о праве преподавателей-налогоплательщиков не только на достойную оценку их труда, но и на то, чтобы с ними все-таки считались наши руководители. Под вопросом будущее отечественной школы, которая рискует в ближайшее время утратить всякую связь с духовностью и культурными традициями России. Мы должны задаться вопросом: "Нужны ли дальнейшие реформы, не стоит ли прекратить разрушение старого во имя эфемерного "нового". Одно из положений подготовленного законопроекта предусматривает поглощение "литературы" такой дисциплиной, как "искусство" в школе, где найдутся для этого квалифицированные педагогические кадры. Как можно обеспечить сразу тысячи учебных заведений учителями-искусствоведами?
Тем не менее сама идея упорядочить и привести к единству нормы и требования основного общего образования рассматривается нами как вполне адекватная той ситуации, которая сложилась в России. Принцип "вариативности образования" доведен до абсурда, он стал угрожать единству нашего образовательного пространства.