Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Святые обители

ПОЧЕМУ В РУССКИХ СКАЗКАХ БЫСТРО ДВОРЦЫ СТРОЯТ
Игуменья Ксения,
настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря

На берегу Москвы-реки, в центре древнего Коломенского Кремля, находится очень красивый и небольшой монастырь - Свято-Троицкий Ново-Голутвин основанный еще в 1350 году.
Монастырь, закрытый в 1920-х годах, был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 г.
Благословением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, первые сестры приехали сюда осенью, когда подготавливались документы по передаче монастыря. Заглянув на территорию, где кипела бурная жизнь последних квартирантов, запомнилось большое раскидистое дерево и небольшой столик возле него, на котором подвыпившие дядьки играли в карты.
Впоследствии оказалось, что крышка стола сделана из престола, а множество склепов возле храма были обращены в подвалы для хозяйственных нужд. Несколько рядов кривых сарайчиков и огромная куча мусора, из-за которой изредка вылезал и тявкал тощий пес, довершили первое впечатление. Раскрыв Евангелие на словах: "Не бойся, малое стадо. Ибо Отец благоволил дать вам Царство!" невольно подумалось: неужели это возможно? Сможем ли мы из такой разрухи поднять монастырь? Но мы тогда и представить не могли, что именно нам придется отстраивать эти огромные корпуса, почти разобранные жителями, ибо давно намеченный капитальный ремонт все никак не начинался, представить не могли, что теперь каждое утро будет голова болеть, где взять цемент, кирпич, доски, краски, песок, известь и многое другое... Не знали того, что теперь надолго придется переквалифицироваться в прораба, изучать коммуникации, бегать по заводам, жилищным конторам, заключать договора, спорить со строителями, копать землю...
Когда в монастырь уже стали приезжать паломники, один из русских эмигрантов из Америки пожалел нас: "Несчастные! Вы живете в таких жутких условиях!" Помнится, как мы все удивились: "Мы - несчастные? Что вы! Мы счастливые! Мы строим и созидаем, учимся и находим, и самое главное, что мы обрели Православие!" Для каждого путь к Богу был своим, личностным, только объединяла всех радость, что все-таки выкарабкались из тьмы Богооставленности, тьмы жестокой и коварной, и на новом пути каждый день приносил что-то новое.
Жителей вскоре переселили в благоустроенные дома, и они стали разъезжаться, а у нас началась монастырская жизнь.
История нашего монастыря - не такая большая (ибо что такое для истории маленький отрезок времени в 10 лет?) и в то же время большая и дорогая для нас, созидавших за это время совершенно новую форму жизни, столь непонятную для многих, так что почти все, приходящие на экскурсии в монастырь, задавали всегда два вопроса:
1) а где же у вас тут подземный ход в мужской монастырь?
2) неужели вы тут живете без мужей?
Потом, вспоминая классику, спохватывались: "Ах, да! Вы пришли сюда от несчастной любви!"
И на протяжении всех этих лет мы терпеливо объясняли: "Нет здесь подземного хода. И мы в монастырь пришли не для того, чтобы подземный ход копать. Все дело в том, что у нас другие идеалы и другие принципы жизни! И несчастной любви слишком мало для того, чтобы оказаться в монастыре".

НЕСЧАСТЬЕ ЛИ... ТОЛКНУЛО В МОНАСТЫРЬ?

За время, пока мы живем в монастыре, перед нами прошла не одна судьба людей, которых мы считаем "несчастными", но это не монахи, а местные бомжи, которые пропили свои квартиры, свои вещи, пропивали и каждую копейку, которую им подавали шедшие в храм, и, что интересно, спросите этих "несчастных". хотят ли они в монастырь? На вас в лучшем случае недоуменно посмотрят, а в худшем - обругают. Они не хотят в монастырь, их "свобода" - пить, гулять, воровать - дороже и ближе, чем, казалось бы, "благополучная жизнь в монастыре.
Значит, не несчастье приводит в монастырь, не отсутствие каких-либо благ рождает в человеке желание "отречься от мира". А что же?
Может быть, несложившиеся взаимоотношения с людьми? Но, если разобраться в конкретных ситуациях, то почему эти взаимоотношения не складываются? Не причиной ли тому и наш характер? А монастырь - это тоже какое-то количество людей, с которыми придется жить и трудиться, и здесь так же могут не сложиться добрые отношения, и что же: бежать из монастыря? Может, тогда в пустыню, где никого нет? Но и туда мы бежим с нашим "трудным" характером, с нашими "горькими" привычками, значит, и тут будут те трудности, которых мы не можем предусмотреть. Поэтому мудрая поговорка: "От себя не убежишь" всегда подтверждается на практике, а монашество предлагает другой путь и это - борьба и прежде всего с самим собой.

ВОПРОС О ДЕВСТВЕ

"Разве это возможно?" - так спрашивают туристы. Гораздо легче согласиться, что монахи копают подземный ход в соседний женский монастырь, приписать им еще более неподобные грехи человеческие, чем задаться вопросом: что дает жизнь в целомудрии, если для этого идут в монастыри?
Внимание к каждому движению души и тела, ибо здесь "Бог борется с диаволом", открытие переживаемых состояний на исповеди и обращение к Богу с молитвой об исцелении нашей больной природы души и тела, дает то, что ищет весь мир:
понимание того, что с нами происходит;
средство и путь для подчинения своей греховной природы и преображения ее благодатию в доброе и святое устроение.
Но, конечно, жизнь монастыря складывается из судеб сестер, обретших свое призвание в стенах монастыря. Наш монастырь имеет еще краткую историю для того, чтобы говорить о монашестве, но ответить: почему же все-таки сестры пришли сюда? почему захотели жить по монашеским обетам? - можно кратко: потому что все они ощутили прикосновение вечности.
- Ну а как же продолжение рода? Если все пойдут в монастырь, то человечество вымрет! - эти доводы приводятся с каким-то замиранием сердца.
На этот вопрос хорошо ответил еще в IV в. Иоанн Златоуст: "Не через уход в монашество происходит оскудение рода человеческого, а из-за безнравственности и греховности родителей", рождающих и поколение больное. Ярким примером этой трагедии является статистика: "За 1998 г. на территории РФ убито (через аборты) 8 млн. детей". А распространение эпидемий венерических болезней, СПИДа и других, передающихся от родителей к детям, уносит за год еще не одну тысячу человеческих жизней.

И ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ?

А начинается эта жизнь с простых вопросов. Однажды в монастырь приехали две сестры из Удмуртии и попросили остаться. Поскольку в монастыре стала собираться молодежь, то мы стали проводить лекции по нравственному богословию, Уставу, обучать их пению и рисованию. Одна из сестер, Наталия, после очередного урока спросила: "Матушка, я все поняла. Бога нет, потому что Его нигде не видно". Тогда мы стали рассуждать: "А воздух видно?" - "Нет" - "Значит, его нет?" - "Да нет, он есть. Мы им дышим".
Из первых уроков в монастырской школе выросла впоследствии большая керамическая мастерская, целью которой был поиск новых форм и конструкций, отражающих жизнь монастыря, роспись изготовленных к церковным праздникам подарков гостям монастыря. Сейчас, как плод большого труда и долгих поисков, сестрам удалось создать керамический иконостас в монастырском храме блаженной Ксении Петербургской, который, по выражению многих искусствоведов, является "жемчужиной церковного искусства".
2 декабря 1997 г. в монастыре был открыт Православный медицинский центр в честь блаженной Ксении Петербургской, в котором сестры монастыря, дипломированные специалисты с академическим образованием, ведут прием, оказывают медицинскую и консультативную бесплатную помощь населению. За год было принято около 2000 человек, надеемся, и в дальнейшем медцентр послужит сохранению и восстановлению здоровья всех, приходящих в монастырь за помощью.
Сейчас в монастыре 90 сестер, есть сестры, приехавшие из других стран: Голландии, Финляндии, Венгрии, Польши. Руководит восстановлением и опекает монастырь. Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Насколько "необычна" наша жизнь, хорошо сформулировала инокиня из Голландии - Елизавета Конинг. Когда в очередной раз "космическими темпами" была закончена постройка необходимого помещения, Елизавета в удивлении сказала: "Теперь я понимаю, почему в русских сказках за одну ночь дворцы строят, за одну ночь ковры ткут... Но если я об этом расскажу на Западе, мне не поверят.
29 августа 1999 г. состоится торжественное празднование 10-летия со дня передачи монастыря Русской Православной Церкви и 200-летия со дня основания обители, которое возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Приглашаем всех, имеющих желание посетить древний град Коломну, Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь в день торжества.
Проезд автобусом от м. "Щелковская" до Коломны.