|
Юбилей
УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЖИЗНИ
Беседовал А.А. Бобров
К 100-летию Андрея Платоновича Платонова
Бедность - болезнь и непорядок, а не
норма.
Андрей Платонов
В сентябре 1899 года в слободе Ямской на
окраине Воронежа, на стыке деревни и города,
родился будущий великий писатель Андрей
Платонов. Позднее он писал в самой ранней
автобиографии (1922): "Кроме поля, деревни, матери
и колокольного звона я любил еще (и чем больше
живу, тем больше люблю) паровозы, машины, поющий
гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все
делается, а не само родится... Человек каменный,
еле зеленеющий мир превращает в чудо и
свободу".
Сей тайной - превращать мир в чудо и свободу -
Платонов обладал в полной мере как писатель и как
человек. Об этом рассуждает поэт Виктор
Федорович Боков.
- Платонов для меня был светочем, был большим
другом. Мы могли разговаривать с ним часами. Был
такой случай: нам Мария Александровна, его жена,
гордая ленинградка, постелила две постели в
прихожей, а сама ушла в спальню. А мы с ним
проговорили всю ночь. Поутру распахивается дверь
спальни, стоит Мария Александровна, ноздри
раздуты: "Вы что, не ложились? Сколько ты можешь
разговаривать с этим мальчишкой?!". Андрей
смеется неудержимо и говорит: "Мария, с
Виктором я могу разговаривать до полного
обветшания".
А познакомились мы в 1936 году. Я стоял на платформе
в тогдашнем Загорске, рядом с художником
Фаворским, который беседовал со своим коллегой.
Они горячо говорили о том, как тяжело живется
замечательному писателю Андрею Платонову. И тут
я вспомнил, как потрясло меня его еще молодое
высказывание: "Красота - имущество всех" (ну
кто из нынешних преуспевающих певцов демократии
скажет такое?!) - и решил познакомиться с
Платоновым. Он ведь жил во флигеле Литинститута,
где я учился. (Кстати, есть легенда, что он
работал там дворником. Это, конечно, глупость:
Платонов мало тогда издавался, но у него, как у
фронтовика-майора, была пенсия, несравнимая с
нынешними пособиями на выживание. Просто он
любил физический труд и иногда убирал снег во
дворе у крыльца - А.Б.)Так вот, я
позвонил. Открыла Мария Александровна. Спросила,
кто я и зачем. Я ответил, что студент, но о цели
визита скажу только самому Андрею Платоновичу.
Он выглянул из-за плеча жены, и сразу как-то мы
начали безмолвный разговор с короткого
перегляда. А сколько было потом встреч, бесед,
радостных и горестных, но всегда - незабываемых.
Платонов писал мне в Сиблаг. Я вернулся из ссылки
в 1948 году, пришел сразу в гости. Он лежал уже
больной (умер через три года). Обрадовался,
засуетился: "Как отметить твое возвращение?
Пойдем в Палашевские бани!". И, не слушая
увещеваний жены, повел меня туда. Мы попарились
прекрасно, и уже в предбаннике Андрей вдруг
грустно сказал: "Туберкулез - пострашнее
лагеря: там можно отбыть срок или сбежать даже.. А
тут - ни отбыва, ни сбега". Его старались спасти,
лечили в санатории "Высокие горы", Фадеев и
Шолохов доставали редкие лекарства, но форма
болезни была сильной. А простудился он на фронте
в 1944 году: его вызвали в редакцию "Красной
звезды", но самолет не прибывал и
корреспондент заснул прямо на сырой земле. У
Платоновых, по-видимому, была
предрасположенность к туберкулезу: его сын Тошка
тоже умер от этой болезни.
Я все думал, как лежачего больного с ясными
глазами пророка развеселить? Он был отзывчивым
на любое изобретение, и я придумал для него поэта
Никиту Кулемку, а чтобы о нем рассуждать,
прибавил к нему критика Опенкина-младшего. Там
было много шуток и иносказаний:
На ветке пели птички:
Подешевели спички.
Это - о сталинском снижении цен. Или про сторожа:
Человечеству помочь
Идет он на работу
Для того, чтоб превозмочь
Там свою дремоту.
Кулемка пробовал писать у меня и прозу, но
дальше названий не шел. "Повесть о человеке,
который примкнул вовремя" или рассказ
"Арест тети и последние высказывания
Аристотеля". Вроде - пустяк, а Платонов смеялся
до слез.
Он так любил жизнь, людей труда! Помню поехали мы
на Иоанна Предтечу ко мне на родину, в деревню
Язвицы. В соседнем селе Выпуково, где я крещен,
гуляло тридцать деревень. Какое веселье: ярмарка,
девки, частушки, сорок гармоней! Что там
фестивали современные - ослабший квас... Платонов
был в восторге. Мы с ним пошли на омут реки Куньи
купаться. Переплыли омут и он вдруг говорит:
"Какой это жулик строил плотину? - тут все
материалы украдены!". Он ведь был и губернским
мелиоратором, и руководил строительством
воронежской электростанции, а еще раньше водил
паровозы с отцом Платоном Фирсовичем.
Приедет, бывало, ко мне в Переделкино, говорит:
"Пойдем на станцию Баковку, паровозы
глядеть". Паровозы маневрируют, он любуется да
еще успевает кричать машинисту: "Пар держи!
Клапан закрой!"
Лучший свой рассказ "В прекрасном и яростном
мире" он читал мне первому. Когда дошел до того
места, где машиниста паровоза ослепляет голубая
молния, его горло спазмы перехватили и слезы
полились (тут Виктор Федорович сам нервно
сглотнул и прослезился). Вот как жил своей
прозой! Рассказы его - лучшее из написанного.
Смело говорю: это вершина реализма, это уровень
Бунина или Чехова!
- В годы воцарения гласности превозносились
его неопубликованные произведения -
"Чевенгур", "Котлован". Все
перестройщики дружно кричали: вот он, образ
социализма - бессмысленное копание котлована! И
вдруг, когда всех закопали - тишина...
- Любое наглое политиканство заканчивается
немотой. Платонов был сложным писателем, писал
много, впрок, порой и не надеясь на публикацию, но
видит Бог: не было в нем ни злобы, ни враждебности.
Родина, ее заботы - оставались для него святыней.
Помню, идем с ним по Тверскому бульвару, зима -
теплая. Он кепку снимает, проводит излюбленным
жестом по волосам и вдруг говорит: "Да, плохая
зима... Как бы хлеба не подопрели!".
Или - захожу к нему. Платонов с восторгом и
почтением: "Только что Миша был (я понял сразу -
Шолохов). Какой у него глубокий, ясный,
крестьянский ум!". Платонов связывал ум с
нужной стране профессией, с занятием делом, с
совестью рабочей!
(У Платонова в произведениях нет так
называемых "простых людей", быдла или
новоявленного "совка". Вот он-то и был
подлинным демократом, возмущаясь тогдашними
интеллектуалами в статье 1937 года "Пушкин и
Горький": "...будто люди, измученные
угнетением, не размышляют о своей судьбе больше
любого интеллигента". Как это современно
звучит!).
Язык Платонова - чудо! Сжатый, образный,
глубинный. В рассказе "Красный лиман" его
героя спрашивают: "Бушуешь?". Тот отвечает
коротко: "Живу!". А как сказано: "Свет гнал
вперед тьму"! Эта энергия - и от внутреннего
видения прожектора паровоза, летящего в ночь, и
от чувства энергии могучего языка.
Не хочу много касаться подробностей, на которых
так любят останавливаться: да, работал ночью,
стоя за конторкой, в исподнем, как белое
привидение. Писал карандашом, потом правил
чернилами. Говорил: моей машинистке надо
присвоить звание Героя труда. Еще остались от
него у дочери нерасшифрованные рукописи. Полное
открытие гения - впереди.
Сам 100-летний юбилей выдающегося писателя
заставляет надеяться, что специалисты Института
мировой литературы, комиссия по творческому
наследию спасут это уникальное богатство, хотя
СМИ и власть имущие что надо из платоновского
наследия - уже цинично извлекли. Как бы они ни
твердили о забвении Платонова при советской
власти, хочу привести заключительную цитату по
изданию "Избранное" (издательство
"Правда", 1983 год, тираж - 500.000 экземпляров!).
Машинист-наставник убежденно говорит: "Ты
возьми птиц! Это прелесть, но после них ничего не
остается - потому что они не работают!.. Где у них
угол опережения своей жизни?".
Андрей Платонов знал этот угол опережения, не
понятный паразитам и прихлебателям, а потому и
войдет он с нами в следующее столетие как
самозабвенный мастеровой языка и честнейший, еще
недопонятый художник!