|
Осторожно! Галиматья!
Недавно я ехал в поезде и с недоумением
наблюдал, как студент, сидевший напротив,
вполголоса чертыхался, перелистывая страницы
какой-то книги. Не выдержав, я спросил, чем он так
возмущается. Юноша протянул мне ненавистную
книжицу, и я увидел на титульном листе тисненное
золотом название "Культурология" (учебник),
рекомендованный Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации для студентов высших учебных
заведений. Заинтересовавшись, я стал листать
"учебник", и постепенно мое недоумение
перерастало в возмущение и гнев. Меня,
семидесятилетнего профессора, просто
шокировало, что российских студентов пичкают
такой отвратительной псевдонаучной похлебкой,
антипатриотичной и убогой по своей политической
ангажированности. А когда я увидел, что автор -
некий Розин Вадим Маркович - уже выпустил в свет
еще два учебных пособия, "Психология для
юристов" и "Введение в культурологию", для
высших учебных заведений, то не удержался, чтобы
не предупредить возможных жертв этой
педагогической отравы. Будьте осторожны! Перед
вами малограмотная стряпня проходимца от науки.
Во-первых, "культурология" как наука еще не
сложилась, а очень многие авторитетные ученые
вообще не считают ее таковой. Даже сам автор
признает: "Нет одной культурологии, теорий
культуры столько, сколько крупных
культурологов… (стр. 41). В таких условиях
нормальные педагоги учебников не пишут, потому
что для этого нет сложившейся системы взглядов,
опирающейся на фундамент объективных знаний.
Розинская "Культурология" -вопиющий хаос
цитат, к делу и не к делу надерганных из чужих
книг, отражающих искания ученых, принадлежащих к
разным, иной раз противоположным школам. Понимая
свою заурядность, автор иной раз вставляет свои
"соображения", заканчивающиеся, как правило,
словами: "… вопрос интересный, но сегодня на
него еще нельзя ответить" (стр. 45).
"Культурология" претендует на то, чтобы
заменить недавние общественные науки, но
демонстрирует при этом такую научную немочь и
логическую импотенцию, что в состоянии вызвать
устойчивую рвоту у любого нормального студента,
не принимающего, как правило, маловразумительную
абракадабру. Попробуйте хотя бы понять такую
комбинацию слов: "Культурологическое мышление
и мироощущение современны". Или: "постновоевропейский
человек будет обладать иной психикой и
телесностью (!), иной духовностью и проблемами".
И так без конца.
Во-вторых, с какой стати российский студент
должен изучать концепцию национальной школы
на примере Московской национальной еврейской
школы? Сам автор и те "авторитеты", которых
он призывает на помощь, вроде бы приходят к
выводу, что число евреев в России будет меняться
только в одну сторону - уменьшения и к 2025 году их
останется примерно 100 тысяч. Целая главка,
посвященная этой теме, используется Розиным для
того, чтобы заявить определенные претензии к
Российскому государству. Вот их суть: "…
великий русский народ должен найти в себе
мужество не только признать, что в лице советских
структур фактически уничтожал малые народы, но и
реально помочь тем народам, которые еще
сохранились, обрести достойную жизнь и
культурную автономию", и далее: "евреи,
веками подвергавшиеся национальной
дискриминации, нуждаются со стороны Российского
государства в дополнительных гарантиях
социальной защиты". Требование сформулировано
четко: евреям должен быть возмещен ущерб,
нанесенный им в советское время. Но при чем здесь,
извините, "культурология"? Автор, пишущий
учебник, должен быть исключительно корректен с
фактическими данными. Розин неприятно
жульничает с цифрами. Вот его текст: "По
переписи 1897 года в Российской империи проживало 5
млн. 215 тыс. евреев. К началу 1996 г. в России
числилось примерно 345 тыс. По некоторым
пессимистическим прогнозам… этот народ в России
может практически полностью исчезнуть".
Создается жуткая картина целенаправленного
геноцида. Но автор "забыл", что в Российской
империи основная масса еврейского населения
проживала в Польше, на Украине, в Малороссии и в
Бессарабии, которые теперь в состав России не
входят. К тому же евреи непринужденно
мимикрируют, меняя свои фамилии и
"национальность" в зависимости от того, что
выгоднее в данный момент в данной стране. От того
и резко не стыкуются цифры численности
еврейского населения от переписи к переписи в
России.
В-третьих, не могу себе объяснить, зачем
понадобилось в "учебнике", выпущенном в свет
в 1998 году, в канун 200-летия со дня рождения
великого русского поэта А.С. Пушкина, помещать
целую главку, поливающую грязью память
"светила русской поэзии". Делается это с
типичными обезьяньими ужимками под видом
"особенностей прикладных культурологических
исследований и разработок". Главка так и
называется: "Две жизни Александра Сергеевича
Пушкина", и предназначена она, чтобы создать у
студентов негативный образ Пушкина, который
"предался распутствам всех родов, проводя дни
и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий…"
(стр. 222). Автор с крайней заинтересованностью
ковыряется палочкой в словесном дерьме,
оставленном завистниками и врагами поэта, и
выбирает то, что нужно ему, чтобы незаметно, вроде
бы чужими руками охамить Пушкина. Вот и
получается, что был Александр Сергеевич
бессовестным циником, карточным игроком,
совратителем… Несколько раз он повторяет
строчки из письма Пушкина к П.А. Вяземскому:
"Милый мой, мне совестно ей-Богу, но тут уж не до
совести…" И вот в таком виде до конца главки.
Ну как не вспомнить, что такие же
"культурологи" с таких же позиций
рассуждали о П.И. Чайковском, о М.Ю. Лермонтове,
С.А. Есенине и других столпах русской и мировой
культуры.
Пролистал я этот злосчастный учебник и вспомнил,
что мы в бытность студентами, иронизируя над
горе-учеными, прячущими свое невежество за
частоколом неудобоваримых слов и фраз, сочиняли
свои пародии. Одна из них вспомнилась и сейчас:
"Маразм принципов, мистицирующих основы
парадоксального мышления в области пластики,
есть нечто весьма реальное ничто". Это точно
подходит к учебнику "Культурологии", на
котором студент уже чистил копченого леща.