|
О скудости и богатстве
ИТОГИ И ОЖИДАНИЯ
Ю.А. Пономарев
Мнение независимого экономиста
Приход к власти социал-демократа,
государственника Примакова вселил было в нас
надежду, что будут устранены допущенные в ходе
реформы несправедливости, всерьез начнет
вестись борьба с преступностью, коррупцией и
олигархией, как разросшаяся раковая опухоль
пожирающими нашу больную экономику. Под огнем
критики денежных мешков он хоть и медленно, но
делал правильные шаги - восстанавливал денежный
оборот, реструктурировал безнадежные долги
государственным предприятиям, которые не дают им
нормально работать. Впервые за многие годы
страна имела бездефицитный бюджет (без учета
выплат по внешнему долгу). Текущие расходы в нем
отделены от инвестиционных, что могло бы
обеспечить рост инвестиций в экономику. После
трех лет согласований был принят Закон "О
разделе продукции" с поправками к другим
законам, что будет способствовать притоку
иностранных инвестиций. Примаков боролся также с
незаконным вывозом из страны капитала (это был
важнейший, если не главный резерв экономического
роста), намеривался также уменьшить налог на
прибыль и НДС и отменить неправомерные налоговые
льготы. Доллар при нем опять на короткое время
перестал быть для банков источником наиболее
выгодного вложения средств. Наконец, его
правительство приступило к созданию Российского
банка развития.
Но прогнозируемый экономический бум,
обусловленный очень благоприятной для
отечественных товаропроизводителей ситуацией,
вызванной обвальной девальвацией рубля, не
состоялся по причине непреодоленности
банковского кризиса, сокращения инвестиций в
производство (на 10,7 процента по сравнению с
прошлым годом) и падения покупательского спроса.
Иностранные инвестиции, по сравнению с прошлым
годом, сократились более чем в три раза и,
учитывая потерю доверия к нашей стране,
криминализованность экономики, политическую
нестабильность и чрезмерно усложненную
налоговую систему, их роста в ближайшие годы не
предвидится. Во всяком случае нашу
обрабатывающую промышленность они точно не
поднимут.
Продолжается отток средств из коммерческих
банков, сопровождаемый ростом "чулочных"
сбережений населения в иностранной валюте, т. е.
нищая Россия продолжает кредитовать экономику
богатейшей Америки, а не свою собственную.
Сегодня цена американского доллара по крайней
мере на четверть завышена только по причине
недоверия населения к рублю. Дороже иностранная
валюта - больше материальных ценностей получит
от нас Запад в счет погашения долга, беднее
станет страна, и наоборот. Рост курса доллара
выгоден прежде всего финансовым спекулянтам и
тем, кто вывозит природные ресурсы страны на
Запад. Экономике же сейчас выгоден стабильный
курс. Чтобы переломить эту негативную тенденцию
для держателей "чулочных" долларовых
сбережений, следует сделать выгодным частичный
их перевод в золото и банки. Это позволит
сократить спрос на валюту и тем самым создаст
предпосылки для роста инвестиций. Чтобы это
произошло, необходимо: во-первых, отменить НДС
при совершении сделок с золотом, уменьшить до 5
процентов акциз на изделия из него и ввести в
оборот тысяча- и пятисотрублевые золотые монеты;
во-вторых, экономическими, а не только
административными, средствами сократить спрос
на валюту; и в-третьих, государству встать на
защиту попираемых ныне прав частных вкладчиков
банков.
Разумно ли при покупке золота взимать 20
процентов налога, а при покупке валюты только 1?
Необходимо, чтобы вложение сбережений в золото
было выгоднее вложения в иностранную валюту
(сейчас государству его следует продавать даже
по демпинговым ценам), а ликвидность золота была
бы выше ликвидности валюты. Бросив в поток
инфляции спасительный золотой якорь, мы не
только значительно уменьшим рост цен, но и
предотвратим развал нашей золотодобывающей
промышленности.
В мире мало найдется стран, где бы на каждом углу
продавалась иностранная валюта. Повысить
уровень монетизации нашей экономики и при этом
избежать роста курса доллара к рублю сейчас
можно, только хотя бы частично отстранив
экономическими методами коммерческие банки от
розничной торговли иностранной валютой.
Конечно, нельзя лишать граждан и коммерческие
банки возможности и права покупать и продавать
валюту, но ограничить розничную торговлю ею, с
помощью дорогой лицензии на право торговли, и
законно, и жизненно необходимо. (Лицензия же на
торговлю золотом, напротив, должна быть дешевой).
Вводим же мы опять госмонополию на торговлю
водкой, почему бы не пойти на некоторые
ограничения и в торговле иностранной валютой? Не
нужно только перегибать палку.
Что же касается оптовой торговли валютой на
межбанковском рынке, то и здесь государству
целесообразно с помощью прогрессивного налога
(до 3 процентов при покупке больших сумм валюты)
ограничить ее оборот и извлекать при этом больше
доходов.
Правительство и Центробанк, оставаясь
безучастными к судьбам частных вкладчиков,
поддерживали лишь отдельных олигархов выдачей
им дешевых кредитов. Между тем частные вкладчики
- это в основном трудовой средний класс, опора
государства в любой стране мира. Восстановление
их доверия - это увеличение банковских вкладов,
рост инвестиций в производство и наоборот,
потеря доверия вкладчиков - это банкротство
банков, а значит, и разорение тысяч предприятий,
их клиентов.
Не умаляя вины руководства банков за теперешнее
их состояние, следует иметь в виду, что держать
большой пакет ГКО в крупнейших банках было
требованием властей. Обанкротив крупнейшие
системообразующие банки, как того желает МВФ, в
целях открытия нашего внутреннего рынка для
транснациональных банков, правительство нанесет
сильнейший удар по нашей финансовой системе.
"Топить" банки выгодно лишь их должникам и
отдельным банкирам, стремящимся скрыть свои
махинации. Кредиторы и государство окажутся от
этого в проигрыше. Банки высокой категории
надежности - это не пирамида вроде "МММ". А
дважды по крупному обобранные в период реформы
вкладчики (первый раз при Гайдаре) зарекутся
когда-либо иметь дело с нашими банками и накажут
это своим детям. Вследствие чего инвестиции
иссякнут, а экономика окончательно деградирует.
Безусловно, государство не может и не должно
сохранять все разорившиеся банки, но гораздо
выгоднее не банкротить попавшие в трудное, по его
вине, положение крупнейшие, с разветвленной
сетью филиалов и отработанными технологиями
инвестиционные банки, распродавая с молотка
(обычно в таких случаях в десятки, а то и сотни раз
дешевле) их имущество, а самому в счет погашения
долгов перед бюджетом приобрести их акции.
Сегодня они почти ничего не стоят. Их цена упала в
сотни и тысячи раз. Впоследствии, взыскав долги и
проведя санацию, можно будет с большой выгодой
перепродать часть акций иностранцам, но уже по
значительно более высокой цене, а также погасить
акциями задолженность банков перед иностранными
кредиторами. Другими словами, на финансовом
рынке государство должно поступить так же, как
поступают "акулы" бизнеса, но только в
интересах большинства своих граждан. Если этой
ситуацией не воспользуется государство, то ею
воспользуются транснациональные банки, интересы
которых не всегда совпадают с нашими.
Иностранцы, несмотря на кризис, проявляют
интерес к нашему финансовому рынку и не прочь
прикупить наши разорившиеся банки. В частности,
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
хотел бы приобрести в России собственное
финансовое учреждение с разветвленной сетью
филиалов для работы по программе
микрокредитования в сотрудничестве с фондом
поддержки малого бизнеса.
На Западе сейчас бытует мнение, что оказывать
России безадресную финансовую помощь
нецелесообразно, "она ее лишь развращает, а
кредиты в значительной мере разворовываются".
Другое дело - точечная поддержка отдельных
проектов под жестким контролем кредитующей
стороны. Заинтересованность ЕБРР в собственном
профильном банке объясняется еще и тем, что в
соответствии с существующей сейчас практикой
российские банки-агенты выдают получателям
кредиты по ставке 18 процентов годовых в валюте, а
ЕБРР передает их банкам по ставке 9 процентов.
Если Российский банк микрокредитования будет
создан, кредиты для отечественных получателей
станут дешевле, и это благотворно скажется на
развитии малого бизнеса, без чего невозможен
экономический рост.
Приобретя акции проблемных системообразующих
банков и частично по своему усмотрению
реализовав их иностранцам, государство
поспособствует восстановлению банковской
системы, вернет доверие вкладчикам и пополнит
бюджет полученной от подобных сделок прибылью.
Дело это безусловно хлопотное, но и прибыль может
составить несколько миллиардов долларов.
Скупка государством за долги перед бюджетом
проблемных системообразующих банков и погашение
задолженности этих банков перед вкладчиками -
это способ оживления экономики и
безэмиссионного повышения спроса.
Банки и предприятия, которыми владеют банки,
должны бюджету около ста миллиардов рублей. Эту
задолженность государство вправе погасить их
акциями, а когда это целесообразно, выкупить и
контрольный пакет проблемного банка.
Экономика страны сейчас оказалась у опасной
черты. Под угрозой наша национальная
независимость. Без реструктуризации внешнего
долга нам придется заявлять о своей
неплатежеспособности. Это чревато тем, что будет
арестована наша зарубежная собственность и
активы на сотни миллиардов долларов (в несколько
раз превышающие наш долг). Кроме того, мы окажемся
в изоляции, усилится международный диктат, от нас
потребуют и территориальных уступок. Улучшить
экономическую ситуацию и получить так
необходимую нам сейчас отсрочку по внешним
долгам можно будет только после политической
стабилизации. Чем быстрее это произойдет, тем
быстрее страна начнет выбираться из полосы
затянувшегося кризиса.