Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Земля

ЗЕЛЕНЫЕ СКРИЖАЛИ
Ю.С. Исатов

I

Один немецкий деятель очень точно заметил, что многое из того, что Европа пережевывает в течение столетий и по частям, русские решают сразу и целиком. Но пользы для себя извлекают гораздо меньше. Из единственной фразы Достоевского иной европеец выудит целый трактат, абзаца хватит уже на роман-трилогию.
Вот ведь что приходит на ум, когда стоишь на асфальтовом пятачке между правлением племзавода-колхоза "Путь Ильича" и ленинской избой-музеем в деревне Кашино.
Дело в том, что каждый, склонный к обобщением человек, попав в "царство" народом избранного председателя Кураленко, увидит в его хозяйстве самым естественным образом организованный синтез земледельческого, экономического, социального и даже государственного опыта годиков эдак за три тысячи пятьсот.
Если к тому же взять систематическую, записанную за 200 лет науку домохозяйства (от Андрея Болотова и Суворова до Менделеева, Энгельгардта и автора "немецкого чуда" Эрхарда), то дневник кураленковского государства-агрополиса может составить своеобразный практический курс этой науки. Составителям такого практикума придется, конечно, покорпеть над отчетами правления и стенограммами планерок, регистрационными журналами агрономов и зоотехников, балансами годовых бюджетов… Зато уж ничего конкретнее этого путеводителя по домострою придумать нельзя - ведь земля говорит только правду и никому, кто на ней работает, солгать не дает.
Нам же с вами, дай Бог, только назвать самое основное.
Сперва цифры: всего угодий в производственно-сельскохозяйственном кооперативе (по уставу это колхоз) - 9 тысяч гектар (90 квадратных километров), из них 5000 га - пашня, где под зерном - две тысячи. Живет на этой земле 2000 семей (по 20-25 домов на километр, почти дохрущевская норма). Дойных коров 1600, племенных (черно-пестрая голландка) - 2000 тысячи. Индивидуальное стадо незначительно. Кур-несушек - 50 000 штук, есть стадо свиней и лошадки, на которых работают там, где трактор невыгоден.
Три тысячи шестьсот коров - много это или мало? Полторы (точнее 1,8) на семью. "У крестьянина Михаила Иванова одна корова. Следовало бы старосту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михайлу Иванова дожить до одной коровы. Но на сей раз впервые и в последнее прощается. Купить Иванову другую корову из оброчных моих денег", - пишет в "Приказе в с. Ундол 1785 г." генерал-поручик Александр Суворов.
Но впрямую сравнивать Кашино-2000 и Ундол-1800 нельзя. Кашинское хозяйство являет собой вид промышленного производства. Уже в конце XIX века в связи с капитализацией общественных отношений сельское хозяйство в чистом виде становится "маловыгодной" отраслью. Государство вдруг начинает платить долги, и проценты по долгам, и крестьянин тоже платит проценты, хотя сам он в долг ни у кого не брал. От половины (Воронеж) до 3/4 (Калужская губ.) денег крестьяне выручали от промыслов. Кашинское племенное стадо и есть сегодня тот промысел, который обеспечивает большую часть дохода и инвестиций. К тому же здесь сохранили (не дали разворовать) всю переработку, сами пекут хлеб, продают копчености, масло и сыр. В сентябре заработает завод комбикормов.
Все это сохраняет хозяйство рентабельным и конкурентоспособным. Ведь доход от производственной деятельности извлекается из цены не промежуточного, а только конечного продукта. Внутри происходит передача по себестоимости трудозатрат. Это, в свою очередь, позволяет не капитализировать, не "прокручивать" фонды накопления, а вкладывать их в производство. Хозяйство живет практически без кредитов ("Никакие МВФ ни нам, ни России не нужны", - говорит Николай Николаевич Кураленко), а инвесторами являются не заимодавцы, а реальные покупатели "породы": крестьяне Тулы, Мордовии, Белоруссии, Рязани, Ульяновской области. Ну, и молока, конечно: 28 тонн в день берет Лианозовский молокозавод.
Поголовье скота - главная часть пропорции между животноводством и хлебопашеством, известной со времен Ксенофонта, но всякий раз открываемой заново, после истощения целин и залежей, "перебора" с химией. "Сколько навозу, столько хлеба", - доказывает в своих "Письмах из деревни" профессор химии Энгельгардт: "Под посев же пахать столько, сколько по числу скотин навоз обнять может", - командует генерал Суворов. Отец русской агрономии Болотов еще в 1770 году доказал, что "произрастения" живут содержащимися в навозе и компосте минералами (микроэлементами). Но еще 80 лет западные академики получают премии за абстрактные теории питания растений (водная, etc). А разве не знание этого закона земли позволило кашинцам удержаться на плаву, когда рухнула отечественная экономика, минеральные удобрения погнали в Китай и на Запад, а скот - на бойню?

II

Социальная агрономия

"Дом прежде всего, и супруга, и бык землепашец"
(Гесиод).

Народу надо, чтобы все было.
Но главное - чтобы по-совести.
Тогда можно не все, и не сразу.

Кашинская кооперация - не АО. Сюда вкладывают не капитал, а свой труд. И получают все необходимое, прежде всего для внутреннего равновесия семей. Где главное не барыш, а трудовые доходы и сокращения расходов, сокращение тягот труда. Такой тип домохозяйства описал еще Аристотель в своей "политике".
Уровень зарплаты по городской марке весьма средний - 1000 рублей в месяц. Однако ее не задерживают ни на день. Работающие в поле завтрак, обед и ужин получают бесплатно. Бесплатный здесь и детский сад. Бесплатно - ежедневный обед пенсионерам. Специалисты, кроме того, не платят за квартиру и телефон. На бюджете кооператива и чиновники сельсоветов. А кроме того летний лагерь для детей, милиция и тюрьма. Разумеется, и школа.
- Ну уж тюрьма! В чем тут смысл? - скажете вы.
Смысл в том, что домоустройство Кашинского хозяйства пропорционально укладу хозяйства семейного. Как в материальной, так и в нравственной составляющей. А русский человек генетически хранит в себе Христово чувство к людям, жалея слабых, детей и стариков в семье, и точно так же жалея в миру убогих, оступившихся, несчастных. К тому же - куда им после идти, ведь здесь уже за "101-й километр"? Главное - с каким они чувством в мир, к людям из заключения вернутся.
Вся структура Кашинского домохозяйства имеет явный государствообразующий характер, соединяя в себе функции земства и производственной кооперации. То есть создание наилучших условий хозяйственной жизни, включая социальные, и организацию самой хозяйственной деятельности. И все, в конечном счете, наилучшим образом соответствует семейному домоустройству.
"Семья древнее государство", - говорил святитель Филарет Московский. А "общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и существующее ради достижения благой жизни", - писал в IV веке до н. э. Аристотель Стагирит.
К тому же сегодня в мире такая ситуация, что большие государства не защищают людей, и до поры до времени, а может, и надолго нужны структуры, подобные Кашинской, не допускающие политических, экономических и иных потрясений до самого нижнего уровня, где затрагиваются жизненно важные основы. Увы, такое хозяйство - единственное на Волоколамский район. Именно в него стоит очередь желающих стать членами. Сюда едут аж из Мордовии.

+    +    +

Народ по-прежнему во всем ищет Божескую правду и справедливость, из которой, конечно, "шубы не сошьешь", но которая не даст тебе погибнуть как человеку, не даст потерять совесть, о которой память жива. Поближе к этой правде, почти везде утерянной! В кабинете Кураленко почти языческий "иконостас": полка с Лениным, полка со Сталиным и отдельно православный "поставец" с иконами Божией Матери "Стена Нерушимая", патриарха Ермогена с ограждающим крестом. Что здесь "на всякий случай" - судить не берусь. Однако храмы здесь не пустуют. А знаменитый Исифо-Волоцкий Успенский монастырь получил от кашинцев целое стадо - 20 распородистых коров. Времена меняются. Когда-то святитель Тихон Задонский покупал мужикам семена, земледельческий инвентарь, хлопотал за них в тюрьмах, а Митрофан Воронежский помогал Петру Великому строить флот. Теперь крестьяне подкармливают монастырских коров. Но всем нам пора собирать камни и крохи! Всем миром.