|
Земля
ЗЕЛЕНЫЕ СКРИЖАЛИ
Ю.С. Исатов
I
Один немецкий деятель очень точно заметил, что
многое из того, что Европа пережевывает в течение
столетий и по частям, русские решают сразу и
целиком. Но пользы для себя извлекают гораздо
меньше. Из единственной фразы Достоевского иной
европеец выудит целый трактат, абзаца хватит уже
на роман-трилогию.
Вот ведь что приходит на ум, когда стоишь на
асфальтовом пятачке между правлением
племзавода-колхоза "Путь Ильича" и
ленинской избой-музеем в деревне Кашино.
Дело в том, что каждый, склонный к обобщением
человек, попав в "царство" народом
избранного председателя Кураленко, увидит в его
хозяйстве самым естественным образом
организованный синтез земледельческого,
экономического, социального и даже
государственного опыта годиков эдак за три
тысячи пятьсот.
Если к тому же взять систематическую, записанную
за 200 лет науку домохозяйства (от Андрея Болотова
и Суворова до Менделеева, Энгельгардта и автора
"немецкого чуда" Эрхарда), то дневник
кураленковского государства-агрополиса может
составить своеобразный практический курс этой
науки. Составителям такого практикума придется,
конечно, покорпеть над отчетами правления и
стенограммами планерок, регистрационными
журналами агрономов и зоотехников, балансами
годовых бюджетов… Зато уж ничего конкретнее
этого путеводителя по домострою придумать
нельзя - ведь земля говорит только правду и
никому, кто на ней работает, солгать не дает.
Нам же с вами, дай Бог, только назвать самое
основное.
Сперва цифры: всего угодий в
производственно-сельскохозяйственном
кооперативе (по уставу это колхоз) - 9 тысяч гектар
(90 квадратных километров), из них 5000 га - пашня, где
под зерном - две тысячи. Живет на этой земле 2000
семей (по 20-25 домов на километр, почти
дохрущевская норма). Дойных коров 1600, племенных
(черно-пестрая голландка) - 2000 тысячи.
Индивидуальное стадо незначительно. Кур-несушек
- 50 000 штук, есть стадо свиней и лошадки, на которых
работают там, где трактор невыгоден.
Три тысячи шестьсот коров - много это или мало?
Полторы (точнее 1,8) на семью. "У крестьянина
Михаила Иванова одна корова. Следовало бы
старосту и весь мир оштрафовать за то, что
допустили они Михайлу Иванова дожить до одной
коровы. Но на сей раз впервые и в последнее
прощается. Купить Иванову другую корову из
оброчных моих денег", - пишет в "Приказе в
с. Ундол 1785 г." генерал-поручик Александр
Суворов.
Но впрямую сравнивать Кашино-2000 и Ундол-1800
нельзя. Кашинское хозяйство являет собой вид
промышленного производства. Уже в конце XIX века в
связи с капитализацией общественных отношений
сельское хозяйство в чистом виде становится
"маловыгодной" отраслью. Государство вдруг
начинает платить долги, и проценты по долгам, и
крестьянин тоже платит проценты, хотя сам он в
долг ни у кого не брал. От половины (Воронеж) до 3/4
(Калужская губ.) денег крестьяне выручали от
промыслов. Кашинское племенное стадо и есть
сегодня тот промысел, который обеспечивает
большую часть дохода и инвестиций. К тому же
здесь сохранили (не дали разворовать) всю
переработку, сами пекут хлеб, продают копчености,
масло и сыр. В сентябре заработает завод
комбикормов.
Все это сохраняет хозяйство рентабельным и
конкурентоспособным. Ведь доход от
производственной деятельности извлекается из
цены не промежуточного, а только конечного
продукта. Внутри происходит передача по
себестоимости трудозатрат. Это, в свою очередь,
позволяет не капитализировать, не
"прокручивать" фонды накопления, а
вкладывать их в производство. Хозяйство живет
практически без кредитов ("Никакие МВФ ни нам,
ни России не нужны", - говорит Николай
Николаевич Кураленко), а инвесторами являются не
заимодавцы, а реальные покупатели "породы":
крестьяне Тулы, Мордовии, Белоруссии, Рязани,
Ульяновской области. Ну, и молока, конечно: 28 тонн
в день берет Лианозовский молокозавод.
Поголовье скота - главная часть пропорции между
животноводством и хлебопашеством, известной со
времен Ксенофонта, но всякий раз открываемой
заново, после истощения целин и залежей,
"перебора" с химией. "Сколько навозу,
столько хлеба", - доказывает в своих
"Письмах из деревни" профессор химии
Энгельгардт: "Под посев же пахать столько,
сколько по числу скотин навоз обнять может",
- командует генерал Суворов. Отец русской
агрономии Болотов еще в 1770 году доказал, что
"произрастения" живут содержащимися в
навозе и компосте минералами (микроэлементами).
Но еще 80 лет западные академики получают премии
за абстрактные теории питания растений (водная,
etc). А разве не знание этого закона земли
позволило кашинцам удержаться на плаву, когда
рухнула отечественная экономика, минеральные
удобрения погнали в Китай и на Запад, а скот - на
бойню?
II
Социальная агрономия
"Дом прежде всего, и супруга, и бык
землепашец"
(Гесиод).
Народу надо, чтобы все было.
Но главное - чтобы по-совести.
Тогда можно не все, и не сразу.
Кашинская кооперация - не АО. Сюда вкладывают не
капитал, а свой труд. И получают все необходимое,
прежде всего для внутреннего равновесия семей.
Где главное не барыш, а трудовые доходы и
сокращения расходов, сокращение тягот труда.
Такой тип домохозяйства описал еще Аристотель в
своей "политике".
Уровень зарплаты по городской марке весьма
средний - 1000 рублей в месяц. Однако ее не
задерживают ни на день. Работающие в поле
завтрак, обед и ужин получают бесплатно.
Бесплатный здесь и детский сад. Бесплатно -
ежедневный обед пенсионерам. Специалисты, кроме
того, не платят за квартиру и телефон. На бюджете
кооператива и чиновники сельсоветов. А кроме
того летний лагерь для детей, милиция и тюрьма.
Разумеется, и школа.
- Ну уж тюрьма! В чем тут смысл? - скажете вы.
Смысл в том, что домоустройство Кашинского
хозяйства пропорционально укладу хозяйства
семейного. Как в материальной, так и в
нравственной составляющей. А русский человек
генетически хранит в себе Христово чувство к
людям, жалея слабых, детей и стариков в семье, и
точно так же жалея в миру убогих, оступившихся,
несчастных. К тому же - куда им после идти, ведь
здесь уже за "101-й километр"? Главное - с каким
они чувством в мир, к людям из заключения
вернутся.
Вся структура Кашинского домохозяйства имеет
явный государствообразующий характер, соединяя
в себе функции земства и производственной
кооперации. То есть создание наилучших условий
хозяйственной жизни, включая социальные, и
организацию самой хозяйственной деятельности. И
все, в конечном счете, наилучшим образом
соответствует семейному домоустройству.
"Семья древнее государство", - говорил
святитель Филарет Московский. А "общество,
состоящее из нескольких селений, есть вполне
завершенное государство, достигшее в полной мере
самодовлеющего состояния и существующее ради
достижения благой жизни", - писал в IV веке до н.
э. Аристотель Стагирит.
К тому же сегодня в мире такая ситуация, что
большие государства не защищают людей, и до поры
до времени, а может, и надолго нужны структуры,
подобные Кашинской, не допускающие политических,
экономических и иных потрясений до самого
нижнего уровня, где затрагиваются жизненно
важные основы. Увы, такое хозяйство -
единственное на Волоколамский район. Именно в
него стоит очередь желающих стать членами. Сюда
едут аж из Мордовии.
+ + +
Народ по-прежнему во всем ищет Божескую правду и справедливость, из которой, конечно, "шубы не сошьешь", но которая не даст тебе погибнуть как человеку, не даст потерять совесть, о которой память жива. Поближе к этой правде, почти везде утерянной! В кабинете Кураленко почти языческий "иконостас": полка с Лениным, полка со Сталиным и отдельно православный "поставец" с иконами Божией Матери "Стена Нерушимая", патриарха Ермогена с ограждающим крестом. Что здесь "на всякий случай" - судить не берусь. Однако храмы здесь не пустуют. А знаменитый Исифо-Волоцкий Успенский монастырь получил от кашинцев целое стадо - 20 распородистых коров. Времена меняются. Когда-то святитель Тихон Задонский покупал мужикам семена, земледельческий инвентарь, хлопотал за них в тюрьмах, а Митрофан Воронежский помогал Петру Великому строить флот. Теперь крестьяне подкармливают монастырских коров. Но всем нам пора собирать камни и крохи! Всем миром.