Русская линия

 

Русский дом, №9. Оглавление


Живая память

"Изочтоша вся кости Моя…"

Есть поразительный документ; условно говоря, "документ Фомы неверующего": криминалистическая экспертиза Тела Господа на основе отпечатка на Туринской Плащанице, произведенная французскими учеными Гайе, Терме, Виньоном, Ришером и Кольсоном. Научным языком с элементами полицейского протокола нам бесстрастно рассказывается, как иудеи и римские солдаты убивали живого Бога. Прочитав это первый раз, я долго находился в оцепенении и думал: воистину, не все нам надо знать в этой жизни. А придя в себя, решил: нет, нам, полагающим, что мы "оставлены Господом", следует и это знать.
Всем христианам воздается по вере их. Католикам дано было сотворить приводимую ниже экспертизу, "вложить персты в раны". Нам, православным, откровение о муках Господних ниспослано было без анализов и микроскопов, просто в безбожной круговерти мы о нем забыли. В памятниках русской духовной литературы XI - XIX веков мучения Господа, запротоколированные тщательной научной экспертизой, без каких-либо существенных расхождений давно описаны в этих памятниках глубоко верующими людьми.
Прежде чем обратиться ко всем свидетельствам, необходимо сказать несколько слов о Туринской Плащанице, льняном, полотняном покрове с отпечатком израненного Тела Христа, которым Он был обернут при погребении. В 1204 году, после разграбления Константинополя крестоносцами, была вывезена во Францию, где долгое время тайно хранилась как частная собственность. В 1532 году Плащанице грозила гибель, в огне во время пожара в церкви Святой Часовни французского города Шамбери, но чудесным образом она была спасена. В конце XVII века Плащаница перевезена герцогами Савойскими в итальянский город Турин, где и поныне находится в часовне в стеклянном ящике. Превосходные фотокопии Туринской Плащаницы в масштабе 1:1 мы можем увидеть в московском Сретенском монастыре.
Как это символично, что главная материальная христианская святыня - Плащаница - принадлежит католикам, а главное живое чудо - появление благодатного огня в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме - нам, православным. (Замечу в этой связи, что теперь от некоторых православных приходится слышать: надо переходить на григорианский календарь, не бывает Рождества после Нового года. А будет ли у нас благодатный огонь к Пасхе по григорианскому календарю?)
В 1898 году Плащаница была сфотографирована мастером фототехники М. Пиа, который увидел, что темные пятна на Плащанице оказались на проявленной фотопластинками белыми. Таким образом было установлено, что изображение на Плащанице - негатив. Физик Кольсон впоследствии пришел к выводу, что алоэ и мирра, которыми было смазано полотно, вступили в химическую реакцию с испарениями Тела Господа (которое ввиду наступления утром иудейского праздника Пейсах не удалось обмыть), а этот состав, в свою очередь, оксидировал полотно, превратив его в химический негатив. В общем, материальных подтверждений достаточно; парадоксально, что их получили в эпоху упадка веры неверующие или полуверующие прагматики, а истинные христиане в подобных доказательствах никогда не нуждались.

Исследование отпечатка на Туринской Плащанице,
произведенное в Сорбонне

"… Носовая кость перебита от удара с левой стороны. Левая щека сильно опухла - она касалась плащаницы, и ее отпечаток оказался гораздо сильнее, чем правой. С левой стороны тело над скулой разбито, и эта сторона отечная… Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек очень много страдал, и черты лица, после смерти, не одинаково сократились. Кроме сказанного - много следов от ударов и увечий.
Плечи приподняты. Грудь имеет такую форму, как у людей умирающих от удушья (недавно медицина определила, что люди, распятые на крестах, умирали от удушья)… На руке пониже запястья - большое пятно от раны. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа…
"Раны поразительно реальны во всех своих деталях: на висках и лбу коричневые пятна - сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца (терновый венец Спасителя). Капля над левой бровью несколько продолговатая: кровь текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму мисочки: красные тельца закрепляются с боков, а внутри капли остается "серум", жидкость, которая сильнее испаряется, и по мере этого процесса поверхность капли вгибается. Это место и отпечаталось на Плащанице с идеальной точностью, как более светлое. Здесь следует заметить, что никогда, нигде ни один художник не додумался именно так естественно изобразить каплю крови. Капля на Плащанице была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по цвету и форме ее отпечатка (бичевание было за сутки до смерти).
На груди (на Плащанице - слева, значит, на теле - справа) пятно от раны между ребер, окружностью в 4 1/2 сант. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда человек, получивший рану, был в стоячем положении (вертикально). Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице.
На левой руке рана и большой сгусток крови (правой руки не видно, на ней лежала левая). Оба запястья темные, т.к. обильно орошены кровью от сквозных ран. Кровь стекала по рукам по направлению к локтям. Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей.
Раны на ногах видны обе. Очертания их очень четки, т.к. кровь их запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, т.к. жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы (серум) которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя.
Вдоль всей спины и таза расположены специальные раны, от бичевания. Они одна около другой, длиной каждая в 3 сант. В центре удара раны чернее, ибо там были раны глубже и крови больше. По краям пятна светлее - там была сукровица, которая текла долго, ибо раны раздражались одеждой и медленно сохли. Этими ранами усеяна вся спина, поясница и ниже. Всего их 18. Они нанесены особым бичом, употреблявшимся римлянами: "флягрум", состоящим из нескольких концов веревок с большими и тяжелыми металлическими пуговицами на концах.
На правом плече - широкая полоса, - след от тяжелого креста, который Спаситель нес на Голгофу.
Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой, - лицо неповторимое в мире. Трудно себе представить, ибо это слишком было бы неправдоподобно, чтобы это было тело не Иисуса Христа. Кто же другой в истории, при всех описанных обстоятельствах и признаках, мог иметь такие же раны, так же умереть распятым на кресте, в ту же эпоху, среди того же народа, чтобы его не успели обмыть и помазать, чтобы плащаница все же была приготовлена, чтобы кто-либо другой имел такое же изумительно-прекрасное единственное в мире лицо, кто бы так же, как Христос, оставался бы не более 2-3 дней на плащанице, ибо в противном случае не было бы вообще изображения на полотне, т.к. тление (уже не испарения) уничтожило бы ясные пятна и очертания на нем".
Цитируется по статье Вл. Гриненко "Святая Плащаница Христова", помещенной в качестве приложения к книге "Закон Божий" (Типография преподобного Иова Поччаевского. Holy Trinity Monastery? Jordanville/ USA.,N.Y.,1967)

Что поведал о своих страданиях некоему праведнику
Сам Христос Бог

"Трие воина ведоша Мя (на распятие) и пакости разные деяху мне. За власы и браду терзаша и влачим бех 77, подкновен и падах на землю, начен от вертограда до Архиерея Анны седмижды, дланями по устом и ленитам потерпех ударений 105, пястьми в лицо 20, порывани удручен от начала страсти до конца 707, сильных ударений имех 1.199, егда возложиша на Мя тернов венец, удариша Мя тростию и палицею со всей силы 40 крат, от тех ударений 5 остий тернового венца пронзоша Ми кость до мозгу, от них же три преломлены осташася в главе Моей, с ними же и погребеша Мя (…) Егда от претора веден бых на Голгофу нося Крест и падах на землю 5 крат, тогда приях ударений смертных 21, и подношен бех от земли за власы и усы 23, на земли лежа донележе прибит ко Кресту и поднесен (…), тогда в выю приях ударений 25, в лицо и уста удариша Мя пястью 5 крат, от сих ударений крове из уст и ноздрей много истече, тогда и два зуба выбиша Ми, между очию удариша Ми пястью 3, терзаху за нос 20 крат, за уши 30, великих ран было 72, ударений великих в перси и главу приях 38; обаче 3 наибольшия болезни тогда во страдании Своем имех: первая болезнь, яко не видех кающихся, и аки бы кровь Моя всуе проливается; вторая, болезнь тягчайшая Матери Моей, стоящей у Креста и горце плачущей; третья болезнь - егда нозе и руце на Кресте распенше Мя пригвоздиша Мя, яко сбытися речению Пророка: изочтоша вся кости Моя…"
Из иноческих поучений схиархимандрита Кирика.
(Выписано из книги "Великое Зерцало", XVII век).

Распятие Христа

(…) А взяли Христа поведоша
На Лобное место, на гору
На гору, на Голгофу,
Пред книжницы, пред фарисеи,
Пред жидовьем, лицемерам,
Пред всеми евреями со иудеями,
При Понтийскм было при Пилате.
И все жидове возопияли:
"Возьми, возьми его, Сына Божия,
Распни, распни его, не замедли!"
Как взяли Христа они, споругали,
Святое лицо его оплевали,
Желчию Христа они напоили,
Святые уста его помазаша,
Да и ризу со Христа совлекали,
Да и ризу они раздирали.
По жеребьям разметали,
По жидовьям ризу разделили,
Тернов венец на главу возложили,
Тростию по святой главе убияли,
Копием в ребра прободали.
Святую его кровь проливали,
О, взяли Христа они - распяли,
На крест Христа пригвоздили,
На том месте животворящем,
На святом древе кипарисном.
Помимо креста они проходили.
Главами своими покивали:
Не чаяли жидове Сына Божия,
Они чаяли Христа пророком. (…)

Этот стих, записанный П. А. Бессоновым в середине XIX в. в Суздальском уезде Владимирской губ., опубликован им в сборнике "Калики перехожие" (1861-1863), изданном в Москве, IV, N? 376. В сборнике "Песни, записанные П. В. Киреевским" (М., 1860-1874), опубликован вариант этого стиха, записанный в 1874 г. в Раненбургском уезде Тамбовской губ. П.И.Якушкиным.

Страсти Господни

(…) Во марте во месяцы, во последних днех ,
Страстные недели во пятничный день,
Во святом граде Иеросалиме
Плакала-ходила Святая Дева.
При ней были три мироносицы жены.
Во граде им встречу грядут два жида .
Восплакала, вопросила Святая Дева:
"Где вы, жиды, были, куда грядете?"
Что отвещают Деве два жидовина:
"Живем мы таперича в Иеросалиме,
А мы били-мучили Исуса Христа.
Яже бивше-мучивше, в темницу всадя,
В шестом часу в пятницу распяли его,
В ноги и во длани прибиша гвоздьми,
Венец наложили на главу его,
Мучения и ран невозможно и счесть .
Исуса копием ребра проболи,
И земля обагрися от крови его".
Услышала глаголы их Святая Дева -
Она бысть без памяти и больше часа,
Ударилась о землю, едва бысть жива (…)
Господь проглагола матери своей:
"Любезная мати, не плачь обо мне:
В третий день воскресну и прославлю тебе,
И радости твоей не будет конца".
У Божией церкви у царских дверей
Завеса надвое раздиралася,
Древа по дубравам преклонялися ,
Камения надвое распадалися,
Рыдания и слезы услышал Господь:
Начали трястися небо и земля,
Солнце и месяц не стали светить
От шестого часа до девятого.
Со страха великого и со ужасти
Жидовья упали ничком на землю,
Вне ума лежали четыре часа,
Они окаяннии не покаялися.
За то осудил их Господь в вечную тьму,
И мукам их не будет конца.
Со страхом мы, братие, мы восплачемся:
Мучения-страдания Исуса Христа.
Восплачемся на всяк день и покаемся,
И господь услышит покаяние,
За что и нам дарует царствие свое,
Радости и веселию не будет конца.

Записан в середине XIX в. П.А.Бессоновым в Коломне ("Калики перехожие", IV, № 381)

На этой светлой ноте: "Радости и веселию не будет конца" - хотелось бы и закончить, но не будем забывать, что на мучительном пути к Своей победе и Христос на мгновенье отчаялся, и у Него мельнула мысль, что Он оставлен: "Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?" (Евангелие от Матфея, 27: 46). Но Он воскрес, поправ силы тьмы, воскрес ради нас, а мы спустя две тысячи лет после этого жалуемся, что "оставлены Богом"? Если мы, наша страна, вышли на скорбный, страстный путь борьбы с мировым злом, то отчего мы ждем на нем каких-то частных удач? У этого пути лишь два конца: победа или поражение. В нынешнем веке нам чаще доставались поражения, но путь - еще не завершен. Мы должны видеть конец пути. Господь страдал, но победил. И мы с Его помощью победим. Не оттого ли силы зла так беснуются и скрежещут зубами?