Русская линия

 

Русский дом, №8. Оглавление


Галерея

ЛАД ЖИЗНИ
П.Б. Ермолов
научный сотрудник НИИ истории и теории изобразительных искусств РАХ

Настоящее искусство всегда религиозно.
Патриарх московский и всея Руси Алексий II

Борис Дмитриевич Клементьев прошел серьезную школу реалистической живописи. Первые навыки профессионального мастерства он приобрел, учась в Московской средней художественной школе при МГХИ им. В.И. Сурикова (класс Н. Н. Березной, В. В. Воронина).
Окончательное формирование Бориса Клементьева как художника совершилось в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, основателем и ректором которой является И. С. Глазунов. Академия дала прочное классическое образование. Дипломная работа "Исповедь", исполненная под руководством профессора И. С. Глазунова в 1997 году, демонстрирует нам не только прекрасное техническое мастерство и владение секретами классической живописи, но ориентацию на традиционные принципы православной цивилизации.
В пейзажном творчестве художник развивает традиции русской пейзажной школы второй половины XIX века. Наследие гениев русского пейзажа, прежде всего таких, как И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, послужило для мастера отправной точкой в его с собственном оригинальном искусстве пейзажа. Художника волнует проблема передачи настроения, изысканного состояния природы, пробуждающие в человеке глубокие душевные переживания. Мастер пытается создавать такие произведения, в которых бы как в капле воды отражались загадки мироздания. "Пейзаж, как музыка, должен задавать лад жизни", - считает Б. Д. Клементьев. Своеобразные натюрморты художника сочетают в себе поистине классическую простоту с изяществом и богатством живописи. Тонкое чувство прекрасного помогает мастеру отвлечь нас от суеты и научить ценить внутреннюю красоту Божьего мира. Каждый натюрморт Бориса Клементьева решен как цельный образ.
Талант Б.Д. Клементьева многогранен. Важное место в творчестве мастера занимает портрет. Своеобразие и неповторимость каждого человека передается здесь при помощи блестящей живописи. Художник стремится отразить не только внешнее сходство, но дать полный образ человека, в котором внутренний мир проявляется во внешнем облике. Особым вниманием художника пользуются образы детей. Их непосредственность, искренность дают богатый материал художнику, исследующему становление человека.
Нельзя не упомянуть, что Б.Д. Клементьев работает также в технике пастели. В силу своей трудоемкости и сложности эта техника всегда была мало распространена, тем более немного мастеров, блестяще овладевших ее секретами. Пастельные портреты Клементьева выразительны и живописны, исполнены мягкости и теплоты, присущей этой технике. Мастер создает прекрасные образы, умело соединяя точность линии, графичность и красочность.
Творчество Б.Д. Клементьева доступно, адресовано всем людям, ориентирующимся на вечные ценности. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что труд этого художника является достойным вкладом в развитие русского национального реалистического искусства - искусства ради человека.