Русская линия

 

Русский дом, №8. Оглавление


Пушкину - 200 лет

БЕСЕДЫ О ПУШКИНЕ В ОКРЕСТНОСТЯХ ЗАХАРОВА
(Из передачи "Русский Дом" 3.6.1999 г.)

Александр Николаевич КРУТОВ:
- Наша прогулка по окрестностям Захарова с архимандритом Тихоном, наместником Московского Сретенского монастыря закончилась около двухсотлетней липы. Это единственное дерево, которое осталось здесь с XIX века. Батюшка, так вот жизнь проходит, да? Остается дерево, да и его скоро не будет. В памяти остался только сам образ.
Отец ТИХОН (Шевкунов):
- Конечно, остался не только образ. Остался и редчайший подвиг Александра Сергеевича Пушкина, который он совершил. Мы не всегда осознаем духовную миссию Пушкина, которая была возложена на него Богом.
Начало XIX века. Русская культура на распутье. Огромное влияние западной культуры, культуры нигилистической, атеистической, культуры, которая во многом было богоборческой. Выбор, по какому пути пойдет русская словесность, русская светская мысль, пал именно на Пушкина, и надо сказать, что борьба, которая происходила в то время в духовной жизни России, а стало быть, и в душе Пушкина, ибо он являлся поэтической душой России, была исполнена высокого трагизма. Мы знаем его духовный путь, знаем, что он был в детстве воспитан в церковной среде.
- Вот здесь, в Захарово, его бабушкой.
- Да, бабушкой и Ариной Родионовной. Потом наступил период атеизма.
- С лицейской скамьи вся жизнь и в тогдашнем обществе была устроена так, что к религии имела отношение постольку поскольку.
- Да, достаточно формальное отношение. И в жизни Пушкина было безбожие, было и сознательное противление государственной власти, той власти, которая тогда объединила всю Россию. Потом произошел переворот. Пушкин был абсолютно свободным человеком. И в этом тоже ценность наследства для русской культуры. Он свободно выбрал путь, который завещали ему его православные предки, которые завещала ему вся Россия и повел по этому пути лучших людей русской культуры. Без Пушкина невозможен был бы ни Гоголь, ни Достоевский. И в зрелые годы Пушкин стал глубоко верующим человеком, сознательным и убежденным сторонником русской государственности в России. Он говорил о том, что есть единственная книга на Земле, в которой написано все, и что детей своих он будет воспитывать по Библии. Это говорил человек, который 18-20 лет был просто атеистом и атеистом очень активным, богоборцем во многом. В тайниках своей души, перед духовником, им было принесено перед Богом на исповеди покаяние. И вся образованная Россия, заметьте, вслед за Пушкиным прошла почти такой же путь. Вот Достоевский, который говорил, что погружался в такие бездны атеизма, что нашим российским доморощенным атеистам, как бесам, даже и не снилось этого… А затем стал православным христианином и многих, и многих людей подвел к вере. Тоже самое и сейчас. Многие люди в детстве были верующими, потом жизнь изменилась так, что они, как блудные дети, оставили веру и Церковь. И очень часто именно благодаря Пушкину, благодаря тому, что люди понимают его духовную эволюцию, духовный опыт, они задумываются о высших ценностях нашей жизни.
- Вообще поразительно, что на стыке веков - XVII и XIX, XIV и XX и XXI - отношение человека к Богу почти одинаково. Ведь большинство населения как тогда, так и сейчас, относится к вере в Бога как к предрассудку, как к чему-то не очень обязательному. Я не перестаю удивляться: как Пушкин все-таки смог прийти к Богу в том обществе так называемого вольнолюбия, цинизма, поиска удовольствий? Ведь его друзья-товарищи иронизировали, что вот, мол, ты становишься православным!..
- Святошей! Но Пушкин, слава Богу, никогда не шел на поводу у общественного мнения. Если он в зрелые свои годы сознательно называл себя рабом Божиим Александром, то уж рабом общественного мнения он не был никогда.

Для власти, для ливрея не гнуть
Ни помыслов, ни совести, ни шеи, -

вот был его принцип.
- Батюшка, ведь жизнь Пушкина была не безоблачной и не розовой. Ему довелось пережить и нехватку денег, и семейные неурядицы и ссылки-высылки. Но ведь он и это воспринимал безропотно?
- Как промысел Божий.
- И это тоже его подвигало к познанию Бога. Потому что если бы этого не было, то не было бы его прихода к вере.
- Он рано понял, что жизнь - это познание промысла Божия, познание высшего пути собственной души, пути своего Отечества, а в итоге - пути рода человеческого в этом мире. Своим творчеством он исследовал и свою душу, и свою жизнь. Конечно же, как всякий человек, ошибался. Но, как гений, выходил из этих ошибок и других людей выводил. Свидетельство тому - хотя бы его знаменитая заочная стихотворная переписка с митрополитом Филаретом. В его произведениях не всегда прямо говорится о Церкви, о религии, но дух, который несут и "Капитанская дочка", и "Дубровский", и "Борис Годунов" - это дух христианина, дух, ведущий человека к правде, к исцелению совести, к вечной жизни во Христе.
- Достоевский сказал: "великий дар отзывчивости привел к Богу Пушкина". И вот еще поразительная вещь. У Пушкина очень много связано с Вознесением, с праздником Вознесения Господня. Такое впечатление, что через Вознесение его как бы промысел Божий вел к вознесению духа.
- Понятие Вознесение для поэта, наверное, вообще нечто очень-очень близкое. В день рождения Пушкина, я думаю, во всех русских храмах будет особая заупокойная литургия. Или, во всяком случае, особая заупокойная молитва о упокоении его светлой души.
- Спасибо, батюшка, а я хочу добавить, что жители нынешнего села Захарова решили у себя в селе построить церковь, церковь Александра Невского. Вообще, этот памятный уголок России бережно восстанавливается властями Одинцовского района и подмосковным губернатором Тяжловым, за что мы и выражаем им огромную благодарность.