Русская линия

 

Русский дом, №8. Оглавление


Книжная полка

А.С. ПУШКИН И ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ
Запись в графическом дневнике поэта
А. А. Сахаров

В журнале "Русский Дом" (№ 2, 1997) было опубликовано интервью художника Сергея Михайловича Харламова, в котором он, в частности, сказал, что всегда сожалел о том, что не встретились два великих современника - преподобный Серафим Саровский и Александр Сергеевич Пушкин. И как он обрадовался, услышав по радио, что исследователь Караваева показала, что эта встреча все-таки состоялась. Мне хотелось бы уточнить это замечание.
Во-первых, хочется исправить вполне объяснимую ошибку Сергея Михайловича и правильно назвать фамилию исследователя, воспринятую на слух как Караваева. Речь идет о Любови Александровне Краваль - исследователе рисунков А.С. Пушкина из Саратова. Результаты ее изысканий вошли в монографию Л.А. Краваль "Рисунки Пушкина как графический дневник", вышедшую в 1997 году в издательстве "Наследие" при ИМЛИ (серия "Пушкин в ХХ веке").
В книге Л.А. Крааль предлагает свою концепцию графического наследия А.С. Пушкина. По ее мнению следует воспринимать рисунки поэта как своеобразный дневник (в этом она следует за А.М. Эфросом, первым высказавшим это предположение): "дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях…" (А.М. Эфрос). Именно А.М. Эфрос наметил основные логические ключи изучения графического наследия Пушкина: "портретные сопоставления, хронологические тождества, намеки текста", перекрестно освещаемые "данными биографии". В первой части книги Л.А. Краваль формулирует свою концепцию понимания графического наследия А.С. Пушкина и принципы его исследования: внимание к деталям рисунков (могут быть скрытые надписи!), использование поэтом знаковой системы (как общепринятой в то время, так и своей собственной), композиция рисунка, связь его с текстом (если рисунок в рукописи), портретное сходство, рисование Пушкиным именинников в день их ангела. Во второй и третьей частях книги автор увлекательно рассказывает о расшифровке пушкинских рисунков: здесь этюды о встречах Пушкина с декабристами, предполагаемых автором (на основе расшифровки рисунков) встречах его со святым Серафимом Саровским, с М.Ю. Лермонтовым, рассказы о музах поэта.
По мнению автора, А.С. Пушкин мог встречаться с Серафимом Саровским во время своей поездки в Болдино, находящееся не так уж далеко от Саровского монастыря, в 1830 г. Свидетельством этому может служить рисунок поэта, изображающий монаха в келье, содержащейся в рукописи поэта, изображающий монаха в келье, содержащейся в рукописи стихотворения "Отцы пустынники и жены непорочны" (22 июля 1836 ). Рисунок этот настолько замечателен, что император Николай I высказал пожелание опубликовать автограф этого стихотворения вместе с рисунком, что и было сделано в посмертном 5-м выпуске пушкинского "Современника".
Известный исследователь рисунков Пушкина Т.Г. Цявловская аннотировала рисунок как изображающий "молящегося монаха в келье". "Мне кажется, это не совсем точно, - возражает Л.А. Краваль, - за штриховкой угадывается правая рука, поднятая выше лба, - значит, старец не молится, он благословляет кого-то, кто за пределом рисунка. И он не просто монах, а скорее, святой старец, потому что он весь светится, и лицо его светится, и от поднятой вверх благословляющей руки идет вверх свет, точно от свечи. Черты лица изображенного старца, хотя и зыбки как пламя, однако же соответствуют чертам преподобного Серафима: впадины щек, обрисовывающие треугольные скулы, крутой лоб, покатый к носу, полная нижняя губа, бровь, приподнятая вдохновенно. По трепетущим этим чертам, а более всего по просветленности и сиянию, по необыкновенному выражению в лице можно предположить, что "отец-пустынник" и есть батюшка Серафим. (…) На рисунке Пушкина старец согбен - таким был и преподобный Серафим: после нападения разбойников в 1804 году он остался сильно согбенным и ходил, опираясь на топорик и мотыгу. Пушкинский монах и одет необыкновенно, не по-монашески: он не в черной рясе, а в белом балахончике, какой носил батюшка Серафим, в непогоду и стужу накрываясь сверху выделанной кожей. И на пушкинском рисунке старец накрыт чем-то прямым, некроеным, темным, жестким. (…) Особенно выразительно пятно перед старцем в виде сидящего на задних лапах медведя, - как бы в напоминание о медведе, приходившем к святому Серафиму".


От редакции. Слева - рисунок А.С. Пушкина к стихотворению "Отцы пустынники и жены непорочны"… Справа - святой Серафим в своей келье, убранство которой воспроизведено художником Н. Осташевым с точностью до деталей (1903 год). Обращает на себя внимание сходство оконного переплета и формы проема (стрельчатой) на рисунках Пушкина и Осташева. В правом углу на рисунке Осташева находится столик и на нем - икона Богородицы "Радости всех радостей". В правом углу кельи на рисунке Пушкина мы видим похожие на столик и икону контуры.

Рисунок А.С. Пушкина в рукописи стихотворения "Отцы пустынники и жены непорочны…" (1836).
Преподобный Серафим Саровский (атрибуция Л.А. Краваль)