Русская линия

 

Русский дом, №8. Оглавление


К 200-летию Тульской епархии

ОБИТЕЛИ ДУХА
О. Н. Подъемщикова

Пахнет здесь деревней, яблоками и сеном. Вдоль дороги аллея высоких старых лиственниц. Зимой здесь полно снегирей. Идешь по искрящейся зимней дороге, тишина сказочная, и только слышишь, как снегири шелушат шишки и их чешуйки падают на снег. А весной поют соловьи. Поют отовсюду, и кажется, будто ты и не на земле уже… И вот открывается тебе из-за верхушек деревьев синий в звездочках купол Венева монастыря, белые ворота и стены храма.
200-летняя судьба Тульской епархии и история Православия на тульской земле - далеко не одно и то же. Еще в XII веке в тех местах, где стоит теперь Венев монастырь, проповедовал среди язычников-вятичей монах Киево-Печерской лавры, сам вятич по происхождению, Кукша. Он был растерзан язычниками, тело его погребено в Ближних пещерах лавры, а сам кукша-проповедник причислен к лику святых. Слово праведника, в душу западая, когда-нибудь да прорастет. И в местах, где жили вятичи, среди лесов, на крутом берегу реки Осетр, возникает Венев монастырь.
Впервые он упоминается в летописи под 1407 годом, а когда был открыт в действительности - неведомо. Но уже в XIV веке приходит сюда преподобный Сергий Радонежский. Здесь посетил он пустынника Петра и подарил ему свой посох и власяницу, которые свято хранились в ризнице монастыря до начала нашего столетия. Сохранилась фотография этих святынь.
А вот могила праведного Петра, к сожалению, потеряна. Но сохранилась могила князя смоленского Юрия, оказавшегося в монастыре благодаря Петру. История эта такова: был у князя Юрия соратник и друг князь Симеон Волоцкий, а у того жена-красавица Иулиания. Пораженный ее красотой, стал Юрий требовать от нее близости. Она наотрез отказала. В диком гневе Юрий зарубил на пиру ее мужа. А когда и после этого Иулиания сохранила супружескую верность, зарубил и ее. Осуждаемый людской молвой, терзаемый муками совести, убийца бежал в Орду, но и на чужбине не смог обрести покоя. Тогда он вернулся в Россию и стал странствовать по обителям, ища утешения в покаянии. Пустынник Петр принял его. Оба они в 1407 году окончили дни свои в Веневом монастыре.
Но самой трагичной была история архиепископа Новгородского Пимена, сосланного в этот монастырь Иваном Грозным по ложному доносу и заточенного в "каменный мешок", в котором нельзя было ни встать распрямившись, ни лечь. Страдания его продлились год и два месяца, умер архиепископ в 1571 году. Ныне его обретенные мощи являются святыней обители.
Здесь вновь возрождена монашеская жизнь. С 1 ноября прошлого года определением Митрополита Тульского и Белевского Серапиона здесь утверждено монашеское сестричество. Монахини - милые, юные, не по-девичьи серьезные, чинные, но приветливые. Особый день для них -9 декабря. Это день кончины почитаемого всей епархией старца Христофора, похороненного возле алтаря монастырского храма. И еще это день первого пострига во вновь созданной обители. Возрождается обитель. Насыщенной, яркой стала жизнь всей епархии…
Учреждена была Тульская епархия Указом императора Павла I 16 октября 1799 года. В начале прошлого века в Туле открылась духовная семинария, в которой к середине столетия уже обучались до 800 воспитанников. Среди ее выпускников пять митрополитов, 17 епископов, около 40 видных церковных деятелей и ученых. Одним из ее ректоров был будущий Патриарх Алексий I. Воспитавшая около трех тысяч священнослужителей, семинария была закрыта в 1918 году и вопрос о возвращении ее здания епархии решается пока лишь теоретически.
На протяжении прошлого века были созданы в епархии еще и четыре духовных училища, более полутора тысяч церковноприходских школ и школ грамоты, при храмах были открыты более 500 библиотек. Кстати, первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви 1 мая 1778 года.
До 1918 года в епархии на церковные средства содержались 9 больниц и 38 богаделен! Увы, нынешнее состояние Церкви не позволяет вести подобную работу! Из 1089 храмов, действовавших в губернии до 1917 года, сейчас открыты всего 89. И вряд ли оставшаяся тысяча церквей будет восстановлена - ведь многие из них просто снесены, взорваны, разобраны на кирпич… Были закрыты все монастыри. Снесены колокольни почти всех храмов. После того как на колокольне Казанской церкви была явлена чудесным образом икона Божией Матери, в Туле снесли пользовавшиеся особой любовью прихожан, стоявшие в самом центре города Казанскую, Спасо-Преображенскую, Сретенскую церкви. И в том же 1918 году, на праздник Сретения, был расстрелян мирный крестный ход.
Горько, что в канун 200-летия Тульской епархии на месте Успенского женского монастыря, напротив кремля, где были захоронены священнослужители и почетные граждане Тулы запланировано строительство гостиничного комплекса с увеселительными заведениями.
С чем же встречает епархия свое 200-летие? Сейчас в ней, как уже было сказано, 89 действующих церквей, из них 16 в Туле. Далеко за пределами России известна Православная классическая гимназия, ректор которой, протоиерей Лев Махно, является Почетным гражданином Тулы, академиком, отличником образования. Состоялись три выпуска Пастырских курсов, обучение на которых ведется по программе Московской Духовной семинарии. Епархия выпускает свой объемный журнал, постоянно ведет передачи по радио и телевидению. Действует филиал Московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект. Организованы курсы, на которых в течение двух лет готовят учителей воскресных школ. Действуют воскресные школы, два православных детских садика.
Огромную работу проводит Православное молодежное движение, которым руководит молодой священник Вячеслав Ковалевский. Есть здесь воскресная школа с отделением духовного пения, драматический и археологический кружки, проводятся еженедельные духовные беседы с молодежью. А летом отец Вячеслав организовывает православные лагеря для детей и молодежи.
Особо хочется сказать об обителях тульской земли. Первым в сонме святых, в земле тульской просиявших, стоит великий подвижник монашеской жизни преподобный Макарий Жабынский. Среди поросших лесами холмов, в месте, красота которого вызывает благоговение, стоит Введенская Макарьевская пустынь. Открыта она была в 1585 году, страдала от набегов татар, литовцев, а в XVII столетии возродил ее священноинок Макарий, "преподобный Жабынский чудотворец", целитель и провидец. Есть в пустыни удивительный святой источник, по преданию зарытый самим святым Макарием. Вода, взятая из него, целительна, она никогда не портится. Купаться в источнике верующие приезжают даже в лютые морозы.
Святых источников на тульской земле множество. Особо почитаем, к примеру, один из них - в селе Гремячее, на границе с Рязанской областью. Другой - под городом Ефремовом. Говорят, его вода помогает от детских глазных болезней. И еще об одном источнике - рассказ особый.
Есть под городом Алексином село Колюпаново. Жила здесь святая блаженная старица Евфросиния. В молодости она была фрейлиной императорского двора, княжной Вяземской, но, познав суетность жизни мирской, пустила слух, что утопилась в пруду, и ушла по русским дорогам нищей странницей. Ходила в рубище, жила у стен Серпуховского монастыря в крошечной каморке с собаками, была изгнана даже оттуда и провела остаток дней в Колюпанове.
Житие ее читается с удивительным интересом. Сколько там пророчеств, исцелений! Какие забавные казусы, когда, например, проезжающим французским офицерам грязная нищенка дала отповедь на прекрасном французском языке.
В Колюпанове старица, которой было более 100 лет, вырыла колодец и сказала людям: "Пейте и исцеляйтесь". И ныне случаются здесь вещи уму непостижимые: приносят на руках человека, купают в ледяной воде источника, а назад он уходит сам. Таких свидетельств множество, и они документально зарегистрированы наместницей обители матушкой Евфросинией. Дело в том, что когда-то святая Евфросиния пророчествовала, что будет в Колюпанове женская обитель. И вот - свершилось. Ныне над могилой святой воздвигнут Казанский храм, обитель живет, а слава этого святого места все растет, зимой и летом на источнике многолюдно. Сюда люди едут издалека.
Воссоздаются и живут тульские монастыри. В самом городе, в так называемой Щегловской засеке, скрытый за небольшим парком, за высокими белыми стенами с башнями стоит удивительной красоты Щегловский Богородичный женский монастырь.
И еще одна, мужская, обитель создана в современном крупном промышленном городе Новомосковске, где и церкви-то никогда не было. Сейчас, во многом благодаря наместнику монастыря архимандриту Лавру, Новомосковск стал одним из крупных православных центров епархии.
… Как люблю я наши обители! Как-то раз, покидая Венев монастырь, с которого мы начали разговор, и прощальным взглядом окидывая его, я сказала вышедшей на порожек дома священника улыбающейся бабушке:
- А ведь здесь и правда можно быть счастливыми…
- Так мы и счастливы! - радостно ответила бабушка.
Вот и найдешь ненароком того, кому на Руси жить хорошо. Точнее, где хорошо. В тихой провинциальной обители, где все истинное, а не показное, где по-другому течет время, а Небеса - ближе.