Пятый пункт
ЕВРЕИ: НАРОД ИЛИ КЛАН?
Сергей Юрьевич ПОГОРЕЛЬСКИЙ
Виднейший деятель сионизма В.Е. Жаботинский
заметил в 1909 г.: "Можно попасть в антисемиты за
одно слово "еврей" или за самый невинный
отзыв о еврейских особенностях... Создается такое
впечатление, будто и само имя "еврей" есть
непечатное слово". Но рискнем поговорить об
одном новом и еще не вполне понятном явлении:
видные еврейские деятели сегодня ставят под
сомнение само существование евреев как народа,
как этнической общности. В последние годы они
начали в элитарной печати дебаты о том, кто такие
евреи - народ ли это, живущий в России и имеющий
свои культурные корни? И отвечают: нет, не народ.
В журнале "Свободная мысль" была напечатана
большая статья Д. Фурмана "Массовое сознание
российских евреев и антисемитизм". Первый его
тезис - что евреев как народа, соединенного
особой культурой, не существует. По сути, Д.
Фурман представляет евреев неким диссидентским
течением, лишенным этнической общности и
соединенным лишь внешним фактором - угрозой со
стороны враждебной среды. Евреев якобы порождает
лишь антисемитизм: "Сейчас, когда иудаизм и
любые другие элементы еврейской культуры
перестали быть реальным фактором в жизни евреев
(особенно российских), когда какой-либо зримой
еврейской культуры практически уже нет, этот
комплекс [т.е. антисемитизм и ответная ненависть
к антисемитам, "антисемитофобия"] и является
основной силой, порождающей особенности
психологии и ценностных ориентаций евреев".
Тут есть, конечно, большая натяжка: именно
ценностные ориентации и составляют ядро
культуры, так что говорить о том, что евреи имеют
четкую и специфическую шкалу ценностей, но не
имеют зримой культуры - более чем странно.
Социологические данные показывают, что именно в
своих установках (то есть в культуре) евреи как
общность резко выделяются из остального
населения России.
Главные культурные установки хорошо выражаются
в избирательных предпочтениях - ведь программы
разных партий исходят из представлений о добре и
зле, а они и лежат в основе национальных культур.
Всем уже ясно, что "демократы" имеют целью не
экономическую реформу (разумную или ошибочную), а
именно смену типа нашей цивилизации, типа
культуры. Это и отвергается подавляющим
большинством населения России, которое к идее
рынка отнеслось, в общем, благосклонно, но вовсе
не собирается менять тип культуры. В этом
культурном выборе евреи резко противопоставили
себя большинству. По данным Р. Рывкиной, в 1995 г. из
числа тех, кто собирался идти на выборы и
определил свое предпочтение, 71 процент евреев
шли голосовать за партии "радикальных
демократов" - Гайдара, Явлинского и Б. Федорова
(а если прибавить "народный капитализм" Св.
Федорова, то 81). А за КПРФ лишь 3 процентаевреев.
Это не расхождение с массой, а
противопоставление.
Что же выделяет евреев из довольно
многочисленной (абсолютно) массы русских,
татарских, ненецких и прочих других демократов?
То, что эта масса простодушно поверила в рынок и
демократию в силу своего утопического мышления -
и она в этом рынке и этой демократии терпит крах,
сгорает и опустошается. Она всерьез раскрылась
распыляющим народ принципам. Другое дело евреи.
Лишь вне своей среды они в Новое время были
разъединяющей, рыночной (и демократизирующей, то
есть выступающей против и аристократии, и
крестьянства "общины") силой. Такой же силой
они стали в России в годы перестройки и реформы.
Д. Фурман даже задает формулу: "Нельзя отрицать
ни громадного вклада евреев в демократическое
развитие всего мира и России, ни глубокой
взаимосвязи борьбы за демократию с борьбой с
антисемитизмом".
Но внутри себя евреи распыляющего действия
демократии не допускают и сохраняются именно как
община. Да это и понятно: впусти евреи в свою
среду разъединяющую силу гражданского общества,
они бы растворились в больших нациях без следа.
Весь механизм соединения евреев тысячелетними
традициями и праздниками, ритуалами и запретами
(даже в пище) охраняется самым тщательным
образом. До недавнего времени этот механизм
доходил именно до крайнего тоталитаризма (это не
ругательство). В.Е. Жаботинский писал в 1936 г.: "Я
тут разочарую наивного читателя, который всегда
верил, что в гетто нас силой запер какой-то злой
папа или злой курфюрст... Гетто образовали мы
сами, добровольно, по той же причине, почему
европейцы в Шанхае селятся в отдельном
квартале".
В.В. Розанов как раз в тех своих записках, где он
идеализирует евреев, представляет еврейский
кагал высшим образцом общинной жизни, доходит до
его апологетики: "Естественное качество
кагала - не давать отделяться от себя, вражда к
тому, кто отделился (судьба Спинозы в Амстердаме
и "херема" над ним)... Херем и был совершенно
справедлив, потому что "община" важнее
личности, пусть даже эта личность будет Сократ
или Спиноза... Но и вообще и в частности, без
отношения к Христу и отношения к евреям, -
"кагал" есть естественно-социальная форма
жизни всех людей".
В сборнике "Русская идея и евреи",
составленном, в общем, с антиправославных
позиций, в качестве духовного отрицания
антисемитизма напечатан труд протоиерея Сергия
Булгакова "Гонения на Израиль (Догматический
очерк)", написанный в 1942 г. С.Н. Булгаков связал
острое противоречие, которое мы наблюдаем в
нашей современной жизни, с религиозной
подосновой этой жизни. Тем самым он вывел
проблему из ложной формы конфликта крови, расы,
национальности: "… самой таинственной
стороной из судеб Израиля остается именно его
единство. Благодаря ему вина одной лишь его
части, его вождей, является судьбой для всего
народа, и эта часть говорит от лица своего народа,
призывая на себя проклятие христоубийства и
христоборчества... В теперешнем его состоянии его
самосознание вырождается в еврейский расизм,
национальное идолопоклонство, завистливую
пародию на который представляет собой расизм
германский... Отвергший Христа Израиль
вооружается орудием князя мира сего, занимает
его престол. Вся неодолимость стихии еврейства,
его одаренность и сила, будучи направленными к
земному владычеству, выражается в культе
золотого тельца, ведомого ему изначально в
качестве ветхозаветного искушения еще у
подножия Синая. Власть денег, мамона являются
всемирной властью еврейства".
Вот это единство и разделение Израиля, это
упоение "всемирной властью еврейства",
особенно в момент, когда "Россия лежит, всеми
плюнутая, в грязи", и составляют главную
трудность для диалога. Евреи-патриоты России не
могут "сдать" Гусинского и потому молчат. Но
они здесь, среди нас. Как они поведут себя, к чему
идет дело? Потому-то и важно знать, как они
относятся к инициативе представить евреев уже не
народом, а общностью иного типа, сплоченной
иными, нежели народ, узами. Какими же?
По словам Р.Рывкиной, высший сегодня авторитет
еврейства А.Штайнзальц считает, что "с
этнической точки зрения трудно утверждать, что
существует такой этнос, как евреи". Р.Рывкина
пишет: "Не считая евреев особым народом и
исходя из религиозных критериев, автор
[А.Штайнзальц] считает, что евреи - это семья".
Семья! Это - очень сильное утверждение (хотя,
сделав его, лидеры еврейства автоматически
отказываются считать конфликты с евреями
национальными конфликтами).
Одно дело народ - в нем всегда есть "хорошие"
и "плохие", причем они друг другу
противостоят. В России "хорошие" люди всех
народов противостоят всем "плохим", и не так
уж важно, каково соотношение хороших и плохих в
каждом народе. Для А.М.Макашова бессовестный
русский безусловно хуже честного еврея (даже
хуже бессовестного еврея - "жида"). Иное дело
- семья. Семья спаяна слишком сильно, и если ее
старшие преступны, младшие не могут против них
выступить - или семья разрушается. Против семьи,
клана, наносящего ущерб обществу, приходится
выступать как против единой солидарной группы,
хотя кто-то из этой семьи и недоволен старшими
братьями. Чтобы оправдаться в мнении общества,
такие члены семьи должны ясно и гласно порвать с
семьей, выйти из нее..
Если евреи - семья, то кто в ней сегодня
"старшие братья"? Не физик Зельдович и не
авиаконструктор Миль. Они представляли
еврейскую семью в советское время, но их время
прошло. Сегодня "старшие братья" - банкиры.
По общему мнению, они обобрали Россию и
безжалостно довели половину народа до голода.
Неприязнь к этой семье, которая, похоже,
беспрекословно следует за своими новыми
"старшими", становится естественной. Для
этого русским не надо даже становиться
националистами, ибо евреи - не народ, а клан (не
назовут же шовинистом в Италии того, кто
выступает против мафии).
Зачем же А.Штайнзальц, а затем и лидеры помельче,
пошли на этот идеологический маневр? На ум
приходит лишь одно объяснение - сплотить евреев
России жесткими семейными обязательствами и
открыть шлюзы для волны антисемитизма, который
обособит евреев от России и поможет "возродить
еврейство". Когда А. Штайнзальца назначили
духовным pаввином России, он заявил: "Я хотел бы
только одного: помочь евpеям веpнуться к своему
евpейству". Думаю, средства он для этого выбрал
гибельные, но принимать их или отвергнуть - дело
самих евреев.