Чем люди живы
ИСКУССТВО ДУХОВНОЙ ПОБЕДЫ
(о терпении)
Владимир Анатольевич ФЕДОРОВ
У каждого из нас бывает иногда чувство, что силы
приходят к концу, что он "больше не может":
жизнь так тяжела, так унизительна и ужасна, что
переносить ее дальше нельзя... "Но время идет,
оно приносит нам новые тяготы и новые опасности.
Иллюзия "невозможности" рассеивается,
дальше. Это понятно: наш взор близорук, и поле
нашего зрения невелико, мы сами не обозреваем тех
сил, которые нам даны, и недооцениваем их. Мы не
знаем, что мы гораздо сильнее, чем это кажется нам,
что у нас есть дивный источник, которого мы не
бережем, дивная способность, которую мы не
укрепляем, - великая сила, без которой не возникла
бы и не удержалась бы никакая культура. Это, я
разумею, - духовное терпение.
Что стало бы с нами, русскими людьми, если бы не
наше духовное терпение? Как справились бы мы с
нашими страданиями? Стоит только окинуть
взглядом историю России за тысячу лет, и сам
собою встает вопрос: как мог русский народ
справиться с этими несчастиями, лишениями,
опасностями, эпидемиями, испытаниями, войнами и
унижениями? Сколь велика была его выносливость,
упорство, верность и преданность, великое
искусство не падать духом, стоять до конца,
строить на развалинах и возрождаться из пепла! И
если мы, поздние потомки великих русских "строителей"
и "терпеливцев", утратили это искусство, то
мы должны найти его вновь и восстановить его в
себе, иначе ни России, ни русской культуре больше
не бывать.
Все время, пока длится жизнь, она несет нам и силу,
и бессилие, здоровье и болезнь, успех и неуспех,
радость и горе, наслаждение и отвращение. И мы
должны как можно раньше научиться спокойно
принимать "отказы" жизни, бодро смотреть в
глаза надвигающимся проблемам и приветливо
встречать неприглядную "изнанку" земного
бытия. Пусть приближается низина жизни, пусть
грозит нежеланное, неудобное, отвратительное или
страшное; мы не должны помышлять о бегстве или
проклинать свою судьбу; напротив, надо думать о
том, как одолеть беду и как победить врага.
Сначала это бывает трудно и страшно, особенно в
детстве. Как тяжела ребенку первая утрата... Как
томительны первые лишения... И первая боль нам
кажется "незаслуженной", и первое наказание
- чрезмерно суровым... Как легко детской душе
заболеть завистью, ненавистью, ожесточением или
чувством собственного ничтожества... Но все эти
жизненные ущербы необходимы и полезны для
воспитания характера. Нам надо научиться
выносить их, не сдаваясь, и привыкнуть к этому.
Нам надо одолеть в себе малодушие и не
предаваться растерянности. Надо воспитать в себе
жизненного строителя: спокойно предвидеть
наступление "неприятеля" и твердо встречать
его с уверенностью в собственной победе, ибо
победа без этой уверенности невозможна.
Искусство духовной победы состоит в том, чтобы
извлекать из борьбы с лишениями, опасностями и
испытаниями все новую и новую силу духа.
Испытания посылаются нам именно для творческого
преодоления, для очищения, для углубления,
закаливания и укрепления. И если счастье может
избаловать и изнежить человека так, что он станет
слабее самого себя, то несчастье является школой
терпения и научает человека быть сильнее самого
себя.
Жизнь человеческая вообще покоится на
управлении самим собою и на самовоспитании;
искусство жить есть искусство воспитывать себя
самого к Божественному. Нет такого безрадостного
тупика в жизни, которого нельзя было бы преломить
молитвою, терпением и юмором.
Что бы ни пришлось человеку переносить - головную
боль, голод или страх, одиночество или тоску, - он
не должен пугаться спозаранку, ибо застращенная
душа теряет власть над собой. Страх возникает от
воображения опасности или гибели, а храбрость
есть власть над своей фантазией. Не надо
предвосхищать возможное зло и осуществлять его в
воображении; кто это сделает, тот заранее готовит
в своей жизни место для него, помогает ему и
обессиливает себя. Он заранее застращивает и
разочаровывает свое терпение.
Терпение есть своего рода доверие к себе и к
своим силам. Оно есть душевная неустрашимость,
спокойствие, присутствие духа. Мы не должны
бояться за свое терпение и пугаться его, а
малодушные словечки "я не выдержу" и совсем
не должны появляться в нашей душе. Терпение есть
способность достойно и спокойно предвидеть
возможное зло жизни и, не преувеличивая его,
крепить свою собственную силу: "Пусть наступит
неизбежное, я готов считаться и бороться с ним, и
выдержки у меня хватит..."
Кто начинает внимательно рассматривать свое
терпение, тот пресекает его непосредственную и
нерегламентную работу: он наблюдает за ним,
подвергает его сомнению и обессиливает его этим.
А как только терпение прекращается, так уже
обнаруживается нетерпеливость: нежелание нести
бремя, бороться и страдать, отказ, протест,
бессилие и отчаяние. А когда душу охватывает
отчаяние, тогда человек готов на все, от мелкого,
умирительного компромисса до последней низости;
дело его кончено, и сам он погиб...
И что же тогда? Как быть и что делать? Тогда лучше
дать отчаянию свободно излиться в слезах,
рыданиях, жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь,
открыть свое сердце верному другу... Или еще лучше,
излить свое отчаяние, сове отчаяние, свое
бессилие, а может быть, и свое унижение в словах
предельной искренности перед Отцом Небесным,
ведающим все сокровенное, и просить у Него сил и
утешения… Тогда поток отчаяния иссякнет, душа
очистится, страдание осмыслится и душа
почувствует снова благодатную готовность
терпеть до конца. До победы.
Но лучше бы не доводить себя до таких падений и
срывов. Надо укреплять свое терпение, чтобы оно
не истощилось. Для этого у человека есть два
способа, два пути: юмор в обращении к себе и
молитва - в обращении к Богу. Юмор есть улыбка
земной мудрости при виде собственных стенаний.
Земная мудрость меряет тварную жизнь мерою духа
и видит ее ничтожество, претензию, слепоту,
комизм. Эта улыбка должна родиться из самого
страдания, она должна проснуться в тварном
самосознании - тогда она дает истинное
облегчение. Тогда и само терпение улыбается
вместе с духом и с тварью - и вся душа человека
объединится и укрепится для победы.
Молитва имеет способность увести человека из
страдания, возвести его к Тому, КТО послал ему
испытания и призвал к терпению его.
Тогда терпение участвует в молитве; оно восходит
к своему духовному первоисточнику и постигает
его высший смысл. Нигде нет столько благостного
терпения, как у Бога, терпящего всех нас и наши
заблуждения, и нигде нет такого сострадания, как
там, в небесах.
Мир человеческий не одинок в своем страдании, ибо
Бог страдает с ним и о нем. И поэтому, когда наше
терпение заканчивает молитву свою, то оно
чувствует себя как напившимся из божественного
источника. Тогда оно постигает свою истинную
силу и знает, что ему предстоит победа.
Тогда постигается нами смысл страдания и
терпения. Мы должны не только принять и вынести
посланное нам страдание, но и преодолеть его, то
есть добиться того, чтобы наш дух перестал
зависеть он него; мало того, мы должны научиться у
нашего страдания и естественной духовной
мудрости. Оно должно пробудить в нас новые
источники жизни и любви; оно должно осветить нам
по-новому смысл жизни.
Терпение совсем не есть "пассивная слабость"
или "тупая покорность", как думают иные люди:
напротив - оно есть напряженная активность духа.
И чем больше оно прикрепляется к смыслу
побеждаемого страдания, тем сильнее становится
его творческая активность, тем вернее наступает
его победа. Терпение есть не только искусство
ждать и страдать: оно есть, кроме того, вера в
победу и путь к победе; более того - оно есть сама
победа, одоление слабости, лишения и страдания;
победа над длительностью, над сроками, над
временем; победа человека над своей тварностью и
над всякими "жизненными обстоятельствами".
Терпение есть поистине "лестница совершенства".