РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ПРЕВЕЛИКАЯ ВИКТОРИЯ!
К 290-летию Полтавской битвы
Александр Александрович МОСКАЛЕВ
В гражданстве северной державы,
В ее таинственной судьбе
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
А.С. Пушкин
В представлении многих читателей, знакомых с
поэмой "Полтава" только по школьному
отрывку с описанием самой битвы, одно из любимых
поэта является просто победной песней и славицей
Петру. Но это ведь и великая нравственная
трагедия, и еще - исторический, если не сказать по-современному
- геополитический шедевр.
Когда на Украине начиналась борьба за
незалежность, во главе которой встали многие
советские писатели-самостийники, фигура Мазепы
вдруг снова всплыла и сделалась как бы знаменем
вековой борьбы за независимость и укором
Российской империи, Петру и самому Пушкину. Между
тем поэт, как всегда, использовал все известные
исторические работы, включая труды
малороссийских авторов и Вольтера, и допустил
только одну сознательную вольность: заменил имя
дочери генерального судьи Кочубея - вместо
простонародного Матрена начертал благозвучное
Мария. Во всем остальном он был верен
исторической и драматической правде.
Отвечая критикам "Полтавы", Пушкин писал:
"Что изобразил я Мазепу злым, в том я каюсь:
добрым я его не нахожу, особливо в ту минуту,
когда он хлопочет о казни отца девушки, им
обольщенной... Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь
как и в истории, а речи его объясняют его
исторический характер".
В 1708 году Россия переживала тяжелейшие времена.
На Дону с трудом удалось подавить восстание
Кондратия Булавина, Карл Х11 с лучшим в Европе
войском взял Гродно и двинулся к Москве, в
Малороссии зрела измена во главе с хитрым
гетманом Мазепой:
Украйна глухо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Кровавой чаяли войны.
Но простой народ, служилое казачество в отличие
от казачьей старшины, иногда и духовенство "сами
обращались к Москве за защитой и
покровительством". Так пишет историк Платонов,
кстати, уроженец Чернигова, рядом с которым была
казачья столица - Нежин.
Петр долго не хотел верить сведениям о
предательстве многолетнего малороссийского
правителя, даже когда поступил донос от
полковника Искры и судьи Кочубея (мол, это - месть
оскорбленного отца):
Донос оставя без вниманья,
Сам царь Иуду утешал
И злобу шумом наказанья
Смирить надолго обещал.
Надолго - не удалось. Карл неожиданно пошел не на
Москву, а на Украину. Значит, явный сговор был. О
предательстве Мазепы узнал Меньшиков и едва не
схватил его, не дав соединиться со шведами.
Мазепа убежал к Карлу лишь с горсткой казаков.
Весной 1709 года Карл направился на берега Воркслы
и осадил крепость Полтаву. Осада затянулась, так
как у шведов кончался порох и бомбардировать
город они не могли, а гарнизон мужественно
защищался. Тогда Петр решил собрать все свои силы,
придти на выручку Полтаве и дать Карлу
решительный бой.
Битва произошла 27 июня (по новому стилю
утверждена российским законом в списке памятных
дат как 10 июля). Оба государя лично участвовали в
бою и подвергались смертельной опасности. Со
стороны шведов в бою было около 30000 человек, со
стороны русских - 42000. Описание битвы ярче всего
дано в упомянутом школьном отрывке из "Полтавы".
К полдню исход битвы был решен.
"Доносим вам, - писал Петр своим сподвижникам, -
доносим вам о зело превеликой и нечаемой победе...".
Историк Соловьев подхватывает это определение:
"Спустя полтораста с лишком лет историк имеет
право прибавить к словам победителя, что эта
виктория была одним из величайших всемирно-исторических
событий: могущество Швеции, созданное
искусственно посредством завоеваний, было
сокрушено... При громе Полтавской битвы родился
для Европы, для общей жизни новый великий народ".
Что-то снова не ладится общая жизнь в Европе, а
открывшийся великий народ влачит в последнее
десятилетие все более жалкое, бесславное
существование.
В 1829 году Пушкин писал в финале поэмы:
Прошло сто лет - и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей...
Осталась память об их державных деяниях, остался
пафос пушкинской "Полтавы", а значит, и
надежда, что явятся мужи-правители и воители,
достойные славы предков.