Русская линия

 

Русский дом, №6. Оглавление


Галерея

"ЭТО НАШЕ ПРОШЛОЕ И НАША ЗЕМЛЯ"
С.С.Макаров

Он родился в деревне Каменный Мост на Украине, под Николаевом. Мирошник в переводе с украинского - мельник. Действительно, есть что-то мельничное в его молодой, разъездной жизни, крутившей и трущей его, как жернова. В детстве никто решительно не знал, какая судьба ему уготована. Любил футбол. Гитару. Более или менее умел рисовать.
В старинном тихом городке недалеко от Владимира, Юрьеве-Польском, среди белых церквушек, на речке Колокше, существует не менее тихое, на местную потребу рассчитанное, училище, готовящее учителей для начальных классов.
Костя окончил это училище и в деревне учителем рисования поработал, но встретил однажды в Симферополе удивительного человека, художника-копииста Алексея Николаевича Горохова, который, вчерашний винодел и незадачливый изобретатель, научил Костю Мирошника многому, чего тот не знал. А в Москве в это время, на Маросейке, в помещении церкви Косьмы и Дамиана, старанием другого художника, несравненно более именитого, возрождалась Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Сначала мать, человек верующий, повезла Костю в Оптину пустынь - поклониться могилкам святых старцев, к мощам преподобного Сергия в Троицкую Лавру. Затем все было как в тумане. Экзамены. Конкурс. Профессора. Академики. Сам Илья Глазунов… Сто человек на одно место. С ума сойти! И когда они с мамой стали читать список зачисленных абитуриентов, едва устояли на ногах - самой последней, приписанная от руки, значилась его фамилия.
Это случилось в 1990 году… А познакомились мы недавно. Костя пригласил к себе в "мастерскую", вернее, обычную комнату в студенческом общежитии, где размещается стол обеденный, две железные койки казарменного образца, а все остальное - мастерская. Холсты на подрамниках стоят один к одному, ряд в ряд, от пола до потолка. Тут же этюды. Незаконченные работы. В комнате не повернуться.
Все, что показывал мне Костя, таило в себе нечто недосказанное, недоговоренное… Чайки в полете над морем, монах в черном подряснике…
- Я украинец, - говорил Костя. - И вместе с тем - русский. Люблю русское. Да! И счастлив уже от того, что сегодня идет возрождение Церкви. Я верую, что только с Богом страна способна подняться. Опять будут вместе и Украина, и Белоруссия, и Россия… Когда я вижу в церкви молодых людей, сверстников своих, радуюсь, что дело мое небезнадежно.
- И все-таки распад страны продолжается…
- Тем более важно работать на созидание. Идет геноцид русского народа, а люди замыкаются по ящикам-квартирам, как в клетках. Художник - это миссионер. Он должен сеять Добро, пробуждать в людях совесть, чтобы они понимали: это наше прошлое и наша земля, ничего мы не отдадим. Ни немцам. Ни американцам. Германия обещает Украине сделать из нее супердержаву. И кое-кто верит этому. Но какой Америке или Европе выгодно появление новых супердержав? Украина им нужна как территория для военных баз, для химзаводов, как источник дешевой рабочей силы. И художник должен дать понять, что мы живем - пусть это звучит пафосно - в великой России. И просто обязаны жить вместе.
… Такие были у нас разговоры в студенческом общежитии Академии живописи, ваяния и зодчества.
Трудно гадать, как сложится творческий путь моего собеседника. Как говорят в таких случаях, муку мельница покажет. Но верится, что случайностей не бывает. И деревенская жизнь, и рельсы семейных скитаний, любовь к родной земле, учеба в академии - все наверняка на пользу обернется.
Теперь, когда мы расстались, я вспоминаю его негромкий, прерывистый от волнения голос, бородку клинышком, его "мастерскую"… Вижу перед собой одну-единственную картину: через широкое поле, среди трав и цветов, протянулась разбитая вдрызг колесами проселочная дорога, омытая дождевой водой, ветер гнет одинокое на обочине дерево, плавится вдалеке стеклянная в излучинах река, солнце за облаками прячется, но певучий, неяркий свет льется на землю потоком… И среди поля бредет-шагает молодая женщина в красных одеждах, а рядышком бежит лет пяти девочка…
Напоследок еще несколько строк с берегов речки Колокши, адресованных Константину Вячеславовичу Мирошнику: "Сегодня в день открытия вашей выставки в нашем городе Юрьев-Польском прошел первый снег, снег обильный. По славянским поверьям это означает, что ваше творчество благословляется свыше, то есть будет длительным и счастливым. Успехов вам! И не забывайте место, где вы когда-то учились…"
фото Сергея Касимова