|
Галерея
"ЭТО НАШЕ ПРОШЛОЕ И НАША
ЗЕМЛЯ"
С.С.Макаров
Он родился в деревне Каменный Мост на Украине,
под Николаевом. Мирошник в переводе с
украинского - мельник. Действительно, есть что-то
мельничное в его молодой, разъездной жизни,
крутившей и трущей его, как жернова. В детстве
никто решительно не знал, какая судьба ему
уготована. Любил футбол. Гитару. Более или менее
умел рисовать.
В старинном тихом городке недалеко от Владимира,
Юрьеве-Польском, среди белых церквушек, на речке
Колокше, существует не менее тихое, на местную
потребу рассчитанное, училище, готовящее
учителей для начальных классов.
Костя окончил это училище и в деревне учителем
рисования поработал, но встретил однажды в
Симферополе удивительного человека,
художника-копииста Алексея Николаевича
Горохова, который, вчерашний винодел и
незадачливый изобретатель, научил Костю
Мирошника многому, чего тот не знал. А в Москве в
это время, на Маросейке, в помещении церкви
Косьмы и Дамиана, старанием другого художника,
несравненно более именитого, возрождалась
Российская академия живописи, ваяния и
зодчества.
Сначала мать, человек верующий, повезла Костю в
Оптину пустынь - поклониться могилкам святых
старцев, к мощам преподобного Сергия в Троицкую
Лавру. Затем все было как в тумане. Экзамены.
Конкурс. Профессора. Академики. Сам Илья
Глазунов… Сто человек на одно место. С ума сойти!
И когда они с мамой стали читать список
зачисленных абитуриентов, едва устояли на ногах -
самой последней, приписанная от руки, значилась
его фамилия.
Это случилось в 1990 году… А познакомились мы
недавно. Костя пригласил к себе в
"мастерскую", вернее, обычную комнату в
студенческом общежитии, где размещается стол
обеденный, две железные койки казарменного
образца, а все остальное - мастерская. Холсты на
подрамниках стоят один к одному, ряд в ряд, от
пола до потолка. Тут же этюды. Незаконченные
работы. В комнате не повернуться.
Все, что показывал мне Костя, таило в себе нечто
недосказанное, недоговоренное… Чайки в полете
над морем, монах в черном подряснике…
- Я украинец, - говорил Костя. - И вместе с тем -
русский. Люблю русское. Да! И счастлив уже от того,
что сегодня идет возрождение Церкви. Я верую, что
только с Богом страна способна подняться. Опять
будут вместе и Украина, и Белоруссия, и Россия…
Когда я вижу в церкви молодых людей, сверстников
своих, радуюсь, что дело мое небезнадежно.
- И все-таки распад страны продолжается…
- Тем более важно работать на созидание. Идет
геноцид русского народа, а люди замыкаются по
ящикам-квартирам, как в клетках. Художник - это
миссионер. Он должен сеять Добро, пробуждать в
людях совесть, чтобы они понимали: это наше
прошлое и наша земля, ничего мы не отдадим. Ни
немцам. Ни американцам. Германия обещает Украине
сделать из нее супердержаву. И кое-кто верит
этому. Но какой Америке или Европе выгодно
появление новых супердержав? Украина им нужна
как территория для военных баз, для химзаводов,
как источник дешевой рабочей силы. И художник
должен дать понять, что мы живем - пусть это
звучит пафосно - в великой России. И просто
обязаны жить вместе.
… Такие были у нас разговоры в студенческом
общежитии Академии живописи, ваяния и зодчества.
Трудно гадать, как сложится творческий путь
моего собеседника. Как говорят в таких случаях,
муку мельница покажет. Но верится, что
случайностей не бывает. И деревенская жизнь, и
рельсы семейных скитаний, любовь к родной земле,
учеба в академии - все наверняка на пользу
обернется.
Теперь, когда мы расстались, я вспоминаю его
негромкий, прерывистый от волнения голос,
бородку клинышком, его "мастерскую"… Вижу
перед собой одну-единственную картину: через
широкое поле, среди трав и цветов, протянулась
разбитая вдрызг колесами проселочная дорога,
омытая дождевой водой, ветер гнет одинокое на
обочине дерево, плавится вдалеке стеклянная в
излучинах река, солнце за облаками прячется, но
певучий, неяркий свет льется на землю потоком… И
среди поля бредет-шагает молодая женщина в
красных одеждах, а рядышком бежит лет пяти
девочка…
Напоследок еще несколько строк с берегов речки
Колокши, адресованных Константину Вячеславовичу
Мирошнику: "Сегодня в день открытия вашей
выставки в нашем городе Юрьев-Польском прошел
первый снег, снег обильный. По славянским
поверьям это означает, что ваше творчество
благословляется свыше, то есть будет длительным
и счастливым. Успехов вам! И не забывайте место,
где вы когда-то учились…"
фото Сергея Касимова