|
К 200-летию рождения Пушкина
ПРАВОСЛАВИЕ ПУШКИНА |
… В то время как Достоевский своим, по
временам подлинно "жестоким", талантом
разверзает пред нашим взором бездну зла и долго
держит нас над нею, гармоническая муза Пушкина не
выносила соприкосновения с глубинным злом.
Замечательно, что у него почти нет ярко
выраженных глубоко трагических или
отталкивающих порочных типов, кроме, быть может,
Скупого рыцаря. Всякую дисгармонию, какую он
встречает в жизни, он стремится в конце концов
разрешить светлым аккордом.
Так он примиряет нас и с коварным и вероломным, по
его изображению, Борисом Годуновым, подчеркивая
его очистительные страдания на закате жизни, и
даже с таким закоренелым преступником, как
Пугачев, когда рисует картину его публичной
казни. Последняя сама по себе является уже
искуплением за его многочисленные злодеяния, но
когда мы читаем о том, как Пугачев, стоя на
эшафоте, сделал несколько земных поклонов при
виде Кремлевских соборов и, кланяясь во все
стороны народу, говорил прерывающимся голосом:
"Прости, народ православный; отпусти, в чем я
согрубил пред тобою… Прости, народ
православный!" - то мы действительно готовы
вместе с автором простить умирающего злодея,
предавая его кающуюся душу праведному и вместе
милостивому суду Божию.
… Ему чужды и непонятны были не только атеисты,
но "деисты, которые не любят Бога, даже когда
верят в Него, и не признают того, что один Бог есть
принцип всякой любви". Прочитав "Скупого
рыцаря", Смирнова-Россет сказала, что в нем
есть нечто "диавольское". Пушкин
пользовался этим, чтобы перед нею и другими
собеседниками - Жуковским, Вяземским, Тургеневым
и Карамзиным - изложить свой взгляд на Сатану и
природу злых духов вообще.
"Золото, - сказал он, - есть дар Сатаны людям,
потому что любовь к золоту была источником
большего числа преступлений, чем всякая другая
страсть. Мамон был самый низкий и презренный из
демонов".
Он потом стал развивать мысль о том, что Сатана
искушает человека из ненависти к нему, ибо
последний свободнее павшего Денницы,
укоренившегося во зле.
"Я вижу, что у тебя самые правоверные воззрения
насчет лукавого", - заметил с некоторой иронией
Тургенев. "А кто же тебе сказал, что я не
правоверный", - возразил Пушкин. "Я верю
Библии, - продолжал он, - во всем, что касается
Сатаны: в стихах о падшем духе, прекрасном и
коварном, заключается великая философская
истина. Безобразие никого не искусило и нас оно
не очаровывает".
Если же в средние века диавола изображали в
ужасном, отвратительном виде и "его
уродливость не мешала колдуньям поклоняться
ему", то это "свидетельствует о
развращенности рода человеческого, способного
преклоняться пред всевозможными и особенно
нравственными уродливостями, возводя их в
красоты". "Обожали же даже Марата", -
заключил он.
Его душа отвращалась от всякого нравственного
безобразия, потому что все подлинно божественное
открывалось ему сквозь призму красоты.
"Красота, истина и симметрия есть выражение
Верховного Существа, - цитирует он одного
неоплатоника. - Но платоники не сумели
осуществить прекрасного, которое есть добро в
действиях; они только мечтали об осуществлении
его. Только христианство осуществило этот
союз".
… Близкое знакомство с философским учением
Локка и Юма привело его к убеждению, что
"человек нашел Бога именно потому, что Он
существует. Нельзя найти то, чего нет, даже в
пластическом искусстве".
Идея Божества прирождена нам. Особым
таинственным внутренним инстинктом мы познаем
иную потустороннюю "действительность, которая
столь же реальна, как и все, что мы можем трогать,
видеть, испытывать. В народе есть врожденный
инстинкт этой действительности, то есть
религиозное чувство, которое он даже и не
анализирует".
Так Пушкин, проблуждав по распутиям шатающейся
человеческой мысли, снова возвратился к
непосредственной народной вере, привитой ему его
няней в детстве…
1939 г.
Отрывки из статьи "Пушкин в его отношении к
религии и Православной Церкви"