Русская линия

 

Русский дом, №6. Оглавление


НАШ ОТВЕТ НАТО (Русские летающие роботы)
Б.Талов

Во время натовских бомбардировок Ирака и Югославии мы увидели в действии оружие "шестого поколения", то есть оружие, применяемое без риска пострадать от ответного удара. А есть ли у нас подобные системы? Есть, и разрабатываются уже достаточно давно.

В 1939 году в летно-исследовательском центре германских ВВС в Рехлинге впервые поднялся в небо самолет-робот, на борту которого установили аппаратуру воздушной разведки. Однако дебют оказался неудачным, опыты были прекращены. Приоритет в исследованиях был перенесен на беспилотные "ударные" самолеты, в частности на знаменитый ФАУ-1. Каждый прорвавшийся к цели ФАУ-1 обрушивал на врага 800 кг взрывчатки.
В 40-е - 50-е годы были созданы первые советские беспилотные аппараты. Знаменитая "Буря" КБ Лавочкина и детище КБ Мясищева "Буран" были задуманы как межконтинентальные самолеты-снаряды, способные нести ядерный заряд. Самолеты-роботы строили ударными темпами.
Параллельно в стране создавались и межконтинентальные баллистические ракеты, которые в конечном счете и вытеснили дальние самолеты-снаряды. В 1958 году конструкторам МБР и непосредственно С.П. Королеву удалось убедить Хрущева в перспективности именно своего направления. Первый секретарь ЦК прекратил работы по самолетам-снарядам, в результате страна лишилась многих уникальных устройств - например, той же "Бури" КБ Лавочкина, которую вполне можно было использовать и для космических исследований.

Главное - вернуться

Однако труды конструкторов не пошли прахом, и уже в 1959 году на базе самолета - снаряды средней дальности "Изделия 121" удалось создать дальний беспилотный разведчик "Ястреб" ДБР-1. Сбить разведчик было весьма сложно, установленный на 35-тонной машине двигатель КР 15-300 был, по сути дела, модификацией силовой установки знаменитого МиГ-25, который долгие годы был "не по зубам" натовцам.
Первые русские летающие роботы поступили в войска в 60-е годы. Уже тогда стало ясно, что машины далеки от совершенства. Каждый их полет обходился "в копеечку": ведь, сбросив контейнер с фотопленками и данными радиоразведки, дорогой самолет-робот разбивался. Первое поколение самолетов-роботов было встречено в армии с большим скептицизмом.
В начале 70-х в различных конструкторских бюро разрабатывалось до двух с половиной десятков самолетов-роботов второго поколения. На вооружение поступил комплекс "Рейс", до сих пор используемый войсками. Машину оснастили не только фотоаппаратами, но и телекамерами. Возвращаясь, самолет автоматически выходил в район базирования, сбрасывал скорость и раскрывал парашютно-тормозную систему. Через несколько часов он вновь был готов к пуску.
"Рейс" великолепно зарекомендовал себя в боевых условиях. Партию этих комплексов направили в Сирию во время арабо-израильского конфликта начала 80-х годов. Сейчас уже готов наследник "Рейса" - новый комплекс "Рейс-Д), но появится ли он в войсках при нынешнем скудном военном бюджете?
У нас были тысячи беспилотных машин. В случае войны эскадрильи летающих роботов ворвались бы на территорию противника. Испытания показали, что один-единственный беспилотник с комплексом аппаратуры электронной борьбы и постановки помех на борту начисто "забивает" всю систему связи танковой дивизии. А десятки эскадрилий превратили бы эфир противника в хаос.
Все это кануло в прошлое. Еще в конце 80-х годов количество частей, имевших на вооружении беспилотные комплексы, сократили с 30 до 13. После развала СССР две эскадрильи оказались в Белоруссии, одна - в Туркмении. Весьма активно работают с беспилотными машинами в вооруженных силах Украины, которой досталось немало таких машин. У нас же летающие роботы стали "гадкими утятами", и в 1996 году в военно-воздушных силах уничтожили последнюю эскадрилью БЛА. Ныне машины-разведчики остались лишь в армейской авиации и воздушно-десантных войсках.

Проверено Чечней

Комплекс "Строй-П" - представитель третьего поколения самолетов-роботов. 138-килограммовая машина, которую еще называют "Пчелой" или "Шмелем", развивает скорость до 150 километров в час и, проведя в воздухе два часа, возвращается в заданную точку, где раскрывает парашют.
Охотиться на маленький низколетающий самолет нелегко. Еще куда сложнее его сбить. В Чечне по "Пчелам" палили не только бандиты, но и наши военные, не знающие, что это за машина и чья она. Боевики "Пчел" просто ненавидели. Вот один из радиоперехватов: "... Он, сволочь, летает над нами и телекамерой все снимает и все видит, а мы ничего с ним не можем сделать, скрыться он него тяжело".
Про "Пчелу" узнали "большие генералы", до тех пор вообще не имевшие представления о том, что в армии существует такой аппарат. В комплекс поверили, заявки на разведполеты шли постоянно. Если бы информацию, которую передавала "Пчела", собирали бы обычным методом с помощью разведгрупп, то потерь в войсках было бы куда больше.
Изначально "Строй" делали для десантников. Уже через 20 минут после приземления машина способна выпустить в небо первую "Пчелу". "Беспилотник" осмотрит район высадки, поступающая от телекамеры информация поможет "крылатой пехоте" придумать наиболее верный план действия. Но в годы "реформ" родилась сомнительная концепция: мол, десантироваться ВДВ сейчас некуда, да и незачем, доктрину надо менять, а значит, и комплекс "Строй" может остаться не удел. Война в Чечне показала, что работы у комплекса хватает. Не случайно 16 июня 1997 года появилось правительственное постановление № 753, согласно которому "Строй-П" был принят на вооружение.
В этом немалая заслуга бывшего начальника разведки ВДВ полковника Павла Яковлевича Поповских, сумевшего доказать, что такая машина нужна "крылатой пехоте". Когда разработка получила премию правительства, то имя боевого офицера, ныне томящегося в "Матроской тишине" по беспочвенному обвинению в причастности к убийству одного из столичных журналистов, из списка лауреатов вычеркнули. Как недобро шутят в ВДВ - "спасибо за подбитые танки"...

Что построим вслед за "Строем"?

Есть ситуации, в которых теперь летчик бессилен. Не случайно ни на одном воздушном параде, ни на одном авиасалоне не было показано, как самолет уходит от зенитных ракет. Сегодня это практически невозможно. Например, отечественная противоракетная система семейства С-300 успешно "завалит" любой ныне существующий боевой самолет, будь то Су-37 или F-22.
Глупо терять первоклассного пилота и суперсовременную машину в ходе элементарной воздушной разведки. Когда пилот-разведчик уходит от огня и исполняет фигуры высшего пилотажа, блокируются телекамеры, передающие информацию в реальном масштабе времени. Оператор ждет "картинку" поля боя, а объективы самолета показывают либо ракеты, от которых пилот пытается увернуться, либо вспышки наземных систем подавления воздушных целей.
Шансов уцелеть у оператора БПЛА куда больше, чем у летчика. Даже если в антенны станции, поддерживающей обмен данными с роботом, угодит самонаводящаяся на локаторы противника ракета типа американского "Шрайка", люди, находящиеся в сотне метров от приемопередатчика, останутся живы. А беспилотный самолет, моментально узнав, что связь с базой прервалась, перейдет в автоматический режим полета и возьмет обратный курс. Тем временем на земле к оставшейся невредимой машине операторы подключат другую станцию.
Но вот проблема: получить "добро" на вылет робота в мирное время или в отсутствие каких-либо экстраординарных ситуаций нелегко даже военным. В нынешнем Воздушном кодексе о беспилотных машинах не сказано практически ни слова. Да, законы, причем не только российские, сейчас разрешают запуск аппаратов массой до 10-20 килограммов, причем только в пределах прямой видимости. Сделано это как уступка авиамоделистам. Но если представитель нефтяной или газовой компании, рыбоохраны или гослесслужбы придет в соответствующие органы за разрешением на пуск "Пчелы" для нужд своей отрасли - он однозначно получит отказ...
Между тем последние два с половиной года ведущие авиастроительные корпорации США, используя каналы НАТО и ИКАО, пытаются внести изменения в документы, определяющие порядок воздушным движением в небе США и Европы. Самолеты-роботы должны получить равные права с их пилотируемыми собратьями - такова сверхзадача Пентагона и американских авиакорпораций. Не останемся ли мы вновь у разбитого корыта?
Развитие отечественных "крылатых роботов" сдерживает не только мизерное финансирование и несовершенство законодательной базы. До сих пор в самом Министерстве обороны нет единой стройной системы взглядов на самолеты-роботы. А пора бы ее иметь.