|
К 100-летию Н.Н. Ушакова
ВЕСНА РЕСПУБЛИКИ
Н.Н.Ушаков
В этом мае исполняется сто лет со дня
рождения замечательного русского советского (не
по дежурному словосочетанию, а по сути!)поэта
Николая Николаевича Ушакова - носителя
романтического мировосприятия, высочайшей
культуры стиха и органического чувства единства
славянских литератур.
Сама судьба сделала из этого поэта знаковую
фигуру ХХ века в отечественной литературе, в
понимании характера русского человека. Николай
Ушаков родился 25 мая 1899 года в Ростове-Великом, на
берегу былинного озера Неро, но был увезен оттуда
еще ребенком, чтобы взрастать, учиться и входить
в поэзию на берегах Днепра-Славутича. В Киеве он
окончил юридический институт, стал сотрудничать
в газетах и издал свою книгу, сразу ставшую
явлением в поэзии 20-х годов - "Весну
республики". И впрямь, эта книга кипела
майскими садами, надеждами молодой республики,
обновлением быта, по которому "босой несется
Эдисон":
Ему,
весне,
и солнцу верьте!
Весна фруктовая ясна!
Кто смеет говорить о смерти,
Когда в республике - весна!
На Владимирской, в помещении так называемой
Коммуны писателей, Николай Ушаков уже как
молодой мэтр рассказывал юным литераторам -
русским, украинским, еврейским - о Пушкине, о
непечатавшемся тогда Анненском, о судьбе
русского стиха. Он бродил пешком по горам
Балкарии и Сванетии, ездил верхом по Горному
Алтаю, замерзал в снегах Хибин и при этом
переводил украинских поэтов - от Тараса Шевченко
до тех, кто ныне борется с "поганой российской
мовой".
Поэт умел видеть яркие краски в промышленном
пейзаже, очеловечивать плоды насущного труда и
полемически заострять контрасты жизни:
Как все это
нежно в жизни.
Как все это
в книгах грубо!
Увы, сегодня, перелистывая книги Ушакова и других
его ровесников, мы видим, что, повествуя о самым
суровых и драматических вещах, они умели
сохранить нежность души, восторженность
поэтического взора и глубокую мудрость. То, что
ныне во многом утрачено.
ПОПУЛЯРНОСТЬ И НАРОДНОСТЬ
Популярность и народность, вернее - мода и
чувство родины. Вечная трагедия бенедиктовщины и
возрастающая слава Тютчева. А было время, даже
Пушкин мерк в бенедиктовской тени:
Кудри девы-чародейки,
Кудри - блеск и аромат,
Кудри - кольца, струйки, змейки,
Кудри - шелковый каскад!
("Кудри")
Сколь пленителен росчерк канцелярского пера!
Какие эффекты:
И рука моя лениво
Отделялась от огней
Бесконечно-прихотливой
Дивной талии твоей.
("Напоминание")
Но бедный Бенедиктов… Найдя популярность и
страшась ее потерять, как мечется он среди
неумолимых требований века! От романсовой
эротики спешит к холодным аллегориям
голословной гражданственности: "Я исправлюсь;
я уже затрагиваю важнейшие вопросы
современности - преследую порок, сочувствую
прогрессу! Я перевожу Барбье! А как откликнулся я
на обстрел Камчатки английскими кораблями!"
Однако Н.А. Добролюбов не очень доволен:
эффектированный образ кроткого камчадала,
пускающего стрелу в зверя и неопасного для
человека, ложен да и некстати здесь ("Новые
стихотворения В. Бенедиктова. СПБ, 1857"). "Ну
что ж, я исправлю, я переделаю…" Но В.Г.
Белинский против переделок: по его мнению,
"поэт должен быть упрям и стоек, будучи уверен,
что каждый его стих есть плод вдохновения,
которое никогда не обманывается, которое всегда
творит верно" ("Стихотворения Владимира
Бенедиктова. СПБ, 1836").
И все торопится, все перебегает популярнейший
автор от моды к моде - слава Богу, кажется, не
опоздал…
Весна и лето 1855 г. - страшные бомбардировки
Севастополя. Август - последняя ужаснейшая
бомбардировка. Штурм Малахова кургана. Алжирские
стрелки и гвардейцы-зуавы дерутся за стеной
трупов.
В августе того же 1855 г. рождается тютчевское
стихотворение о сражающемся Севастополе.
Современность внешних примет в нем призвана
подтвердить живые движения народных чувств.
Только что в пейзаж бедных селений стали входить
телеграфные столбы и провода. Как естественно
определили они тютчевский образ народной
тревоги:
Вот от моря и до моря
Нить железная скользит,
Много славы, много горя
Эта нить порой гласит.
И, за ней следя глазами,
Путник видит, как порой
Птицы вещие садятся
Вдоль по нити вестовой.
Вот с поляны ворон черный
Прилетел и сел на ней,
Сел, и каркнул, и крылами
Замахал он веселей.
И кричит он, и ликует,
И кружится все над ней.
Уж не кровь ли ворон чует
Севастопольских вестей?
("Вот от моря и до моря…")
Вдали от битвы, но, как и вся страна, рядом с ней,
Тютчев ощущает гул великого сражения. Что в
Крыму? Что в Севастополе? Что на севастопольских
бастионах?..
Соблазн легкого успеха ему чужд.
Старый, седой, стариковские тонкие волосы плохо
повинуются гребешку, но вместе с тем как бы
развеяны ветром вдохновения - и впрямь одержимый
своей музыкой молчаливейший органист, что ли?
И, конечно, дипломат. Иронические губы плотно
сжаты: "Молчи, скрывайся и таи" - таи в себе
трагедии веков. Но истинный поэт не может
молчать, когда его устами говорит родной народ на
страже отечественных судеб.
Николай УШАКОВ
+ + +
Вино
Я знаю, трудная отрада,
не легкомысленный покой -
густые грозди винограда
давить упорною рукой.
Вино молчит.
А годы лягут
в угрюмом погребе, как дым,
пока сироп горячих ягод
не вспыхнет
жаром золотым.
Виноторговцы - те болтливы,
от них кружится голова.
Но я, писатель терпеливый,
храню, как музыку, слова.
Я научился их звучанье
копить в подвале и беречь.
Чем продолжительней молчанье,
тем удивительнее речь.
Мастерство
Пока владеют формой руки,
пока твой опыт
не иссяк,
на яростном гончарном круге
верти вселенной
так
и сяк.
Мир незакончен
и неточен, -
поставь его на пьедестал
и надавай ему пощечин,
чтоб он из глины
мыслью стал.
1935
В степи
Спят они,
не подложив шинелей,
позабыв и страх, и злость, и боль;
под луной мерцает еле-еле,
может быть -
роса,
быть может -
соль.
А быть может -
соль с росою вместе…
Батальоны - тысячи солдат -
от горящих
городских предместий
на ночлег последний
в степь спешат.
Могут выспаться солдаты вволю:
есть где лечь -
широк простор степной.
Пробегает перекати-поле,
только мертвых
видя пред собой.
От одних к другим перебегает,
заглянув в лицо и видя кровь,
немцев и румын оно считает
и, сбиваясь,
начинает вновь.
1942