Русская линия

 

Русский дом, №5. Оглавление


Галерея

ХУДОЖНИК И ХРАМ
В.А.Князев

В декабре прошедшего года в музее истории Москвы проходила персональная выставка художника Владислава Провоторова, одного из членов группы "Двадцати московских художников". Те, кто посещал вернисажи на Малой Грузинской улице, возможно, помнят его экспрессивные полотна на библейские сюжеты и темы Апокалипсиса.
И вот - новая встреча с художником, с большими программными полотнами о крестных муках Спасителя, серия на тему Апокалипсиса…
В 1988 году, когда Святая Русь отмечала 1000-летие своего Крещения, Провоторов создает цикл картин "Семь смертных грехов". Наши недуги и язвы: гордыня, блуд, зависть, чревоугодие, сребролюбие, богохульство, гнев - явились символичным напоминанием и призывом к обузданию плоти и преодолению греха.
Роман Богдасаров в рецензии о творчестве художника пишет: "Провоторов рисует семь страстей и как идолов, которым поклоняются в тайне своего "я" люди, и как свирепых палачей, всегда готовых истязать Спасителя, частица духа которого всегда теплится в человеке, взывая к его совести. Так же, как на иконах Страшного Суда, художник изобразил грехи в виде демонов, разыгрывающих надрывный фарс".
"Преступление над нравственностью не замыкается во внутреннем мире человека, - продолжает далее рецензент, - оно выплескивается наружу и перекраивает земной шар по своему подобию и образу - "образу зверя". Эту ужасную правду отражает диптих "Космогония № 666" и "Вавилонская башня" (1989). "Змий древний, нарицаемый Диавол, и Сатана" (Отк. 12.9) - это исступленное восстание против неба, прямая война с Духом Божиим, попытка взять реванш за низвержение Денницы".
Картина "Ноев Ковчег" как бы завершает эсхатологический цикл. Тема ковчега стала программной для художника. Ковчег на вершине гнилой Вавилонской башни - это свидетельство о бесстыжей расточительной цивилизации, где царит культ духовного и физического разврата, и где приход Антихриста уже не вызывает сомнений.
На выставке я узнал, что художник рукоположен во иереи и назначен настоятелем храма Благовещенья Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе Истринского района. Долгих 15 лет он готовился к пастырскому служению, будучи алтарником в храме Николы в Кузнецах.
Созвонившись с отцом Владиславом, отправился я тихим солнечным днем в Павловскую Слободу, расположенную в излучине реки Истра, в восьми километрах от станции Нахабино.
Сердце радуется, когда восстанавливаются храмы, особенно сельские. Безликая деревня становится православной общиной, с общей духовной радостью в престольные и все другие праздники, а сельский пейзаж с церковью приобретает законченность. Чего не скажешь о многих храмах в городской среде. Достаточно вспомнить, как "придавлены" церкви Николы в Песках и Симеона Столпника безликими коробками Нового Арбата. Да, и прихожан мало. Выселили коренных москвичей за пределы Садового кольца.
Издали увидел я храм Благовещенья. Солнце высветило золоченый купол и семь позолоченных крестов на маковках, как символ семи Вселенских соборов. Большой пятикупольный четверик окружен галереей-гульбищем, отчего алтарная часть получилась пятиапсидной с двумя приделами, увенчанными главками.
Знакомлюсь с отцом Владиславом. Он с увлечением начинает рассказывать:
- В настоящее время у нас большие строительные и реставрационные работы, где весьма пригодились мои познания в древнерусской архитектуре, декоративном прикладном искусстве, иконописи. Церковь наша уникальна и является вершиной храмосоздания второй половины XVII века. Эпоха правления Алексея Михайловича очень интересна с точки зрения цельности стилевого архитектурного воплощения. Это некие "узкие рамки русского стиля", который потом уже не повторялся. Все работы проводим по продуманной программе, совместно с архитекторами-реставраторами. Стремимся восстановить первоначальную гармонию внутреннего и внешнего образа храма, что весьма непросто.
Почувствовать Дух, Веру, искренность, жертвенность, православную психологию русского человека XVII века - для нас средство постижения духовных православных корней. Желаем и хотим видеть приобщение к этому живоносному источнику всех приходящих к вере и еще не пришедших к ней.
Затем отец Владислав повел меня на улицу, на самую высокую точку со стороны паперти, чтобы выгодно показать храм. День, по милости Божией, был еще ясен, отчетливо просматривались дали, и тихая радость ощущалась в батюшке.
Преподобный Серафим Саровский говаривал, что "веселость отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно все приводит с собой".
Да поможет Господь отцу Владиславу в его подвижническом труде, чтобы не иссякала его любовь к Родине и жажда служения своему народу.