|
Семья
ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА
Беседа с главой семьи художников Костяевых
Беседовала А. А.Добросоцких
Когда 8-летний мальчишка в голодной
послевоенной Москве нашел Казанскую икону
Божией Матери в пруде у Новоспасского монастыря,
в горячих детских молитвах он просил у
Богородицы не хлеба - но чтоб стать ему
художником. Пречистая исполнила просьбу отрока…
В семье Костяевых семеро детей. Старшая, Варвара,
уже взрослый человек, окончила торговое училище
и работает в Троице-Сергиевой Лавре. Семилетняя
Маша пошла в первый класс. Четверо дочерей, три
сына - все дружные, красивые, музыкально и
художественно одаренные, воспитанные в любви к
Богу, к Родине и в послушании старшим… Все
преданно и нежно любят отца и мать Татьяну
Семеновну, которая пожертвовала своей
профессией филолога (она окончила МГУ), чтобы
воспитать семерых своих птенцов…
Двое - 12-летний Андрей и 17-летняя Вера - пошли по
стопам отца, художника и иконописца, члена Союза
художников России Юрия Степановича Костяева,
которому в прошлом году исполнилось 60 лет. Вера -
студентка 4-го курса отделения керамики
Абрамцевского художественно-промышленного
училища. Чаруют изяществом и тонким вкусом
подглазурные росписи ее декоративных тарелок,
мелкая пластика…
Андрей, ученик 7-го класса школы № 1 города
Александрова, пишет не только пейзажи и сюжетные
картины, но и иконы: причем, как и отец, пишет их
натуральными пигментами, составленными из
стертых в порошок природных камней…
Работы семьи художников Костяевых были
представлены на выставке "В Россию можно
только верить", проходившую в Александровском
художественном музее.
Я спросила у главы семейства:
- Юрий Степанович! Глядя даже на ваши картины,
пейзажи, воспринимаешь их как духовную живопись -
и не только потому, что видишь, скажем, ангела над
городом. Сам строй ваших работ так мирен,
одушевлен, высвечен любовью, что так и хочется
воскликнуть: какой молитвенный пейзаж! Как вы шли
к этому?
- Будучи студентами (а я окончил
художественно-графический факультет
Государственного педагогического университета
имени Ленина), мы как бы разделились на две
группы: одна искала духовное начало в искусстве,
другая - реалистическое. Я принадлежал к первой.
Конечно, и мы увлекались всякими модернистскими
школами, поскольку истинно духовное в то время
было скрыто от нас. Но пришли мы как-то с друзьями
в Кремль, посмотрели и сказали: "Ну что там
Пикассо! Лучше русской иконы никто ничего не
написал!" А когда я всерьез начал этим
заниматься, я понял, что духовное искусство - это
бесстрастное искусство, которое достигается
лишь чистым сердцем.
- Но ведь большинство художников считает, что
главное - самовыражение.
- Главное, знать - для чего что выражать. Чем бы ни
занимался художник - он должен заниматься
очищением сердца. И в зависимости от этого будут
отступать страсти этого мира, дрязги, бушующие в
искусстве, останутся внизу. И человек будет
освобождаться.
А если художник не делает этого - жизнь его может
закончиться тупиком, трагедией. Каких я знал
людей ярких, одаренных - с 12 лет рисовали и за
рубежом выставлялись. А глядишь - в 18 лет он уже
ничего не хочет, не может! И этот талантливый
человек на твоих глазах становится заурядным
"фотографом". Почему? Материальное взяло
верх в человеке. Рабочая сила стала выше хозяина!
Надо понять, что ум, расчет - это лишь рабочая
сила. А хозяином ума, творцом, должно быть сердце,
но преображенное любовью. Помните, как говорится
в 50-м псалме: "Сердце чисто созижди во мне, Боже,
и дух прав обнови во утробе моей". Это же основа
человеческого бытия! Это уже служение, а не
просто личное творение, самовыражение. Выше,
гораздо выше этого! Удивительная вещь: при
строгом каноне создания икон получаешь большую
внутреннюю свободу. Одна искусствовед принесла
как-то около 50 фотографий различных икон
Богородицы - это замечательно, насколько они
разные, хотя канон один.
- А семья с пониманием относится к вашему
творчеству? Ведь служение, которое вы избрали,
это во многом жертва…
- Семья, может, даже больше мне помогла, чем я себе.
Так что у нас в этом отношении взаимное понимание
абсолютное. Никогда у нас не было на этой почве
проблем, хотя мы и живем довольно скудно. Поэтому
я очень благодарен Богу, что обрел такую семью.
- Вам радостно, что двое детей пошли вашим путем?
Андрей пишет иконы. Вы считаете - это серьезно?
- Детское всегда серьезно, потому что
неповторимо. Сама чистота детского сердца за
себя говорит. Ее если потеряешь - то все, ничего из
тебя не выйдет… Мое детство было голодное, в
послевоенной Москве, вблизи Новоспасского
монастыря. Мы не знали, как этот голод заглушить,
даже в кино ухитрялись бегать без билета, чтоб
отвлечься от постоянного чувства голода. Как-то
пошли на пруд у Новоспасского монастыря
купаться. И я вдруг в воде нечаянно наступил на
что-то: это оказалась Казанская икона Божией
Матери! Я принес ее домой, стал молиться. И молясь,
я в душе не хлеба просил, а чтобы стать мне
художником.
- Вы и ваш сын пишете иконы только натуральными
красками. Почему?
- Сердце требует живых средств выражения, чистого
материала, каким и являются натуральные элементы
- малахит, лазурит, гематит и другие. Когда
натираем с сыном эти драгоценные камни,
добавляем связывающие пигменты - яйцо. А яйцо -
это жизнь! Так что в этом есть глубокий смысл. Но,
кроме чистоты, эти натуральные краски имеют
глубину, которая совершенно необходима
духовному искусству. Этого ни в каких
справочниках не прочтешь - это художникам свыше
открыто.
Сам я лет двадцать пишу натуральными пигментами -
не только иконы, но и картины тоже. Не устаю
восхищаться тончайшим уникальным рукоделием
различных русских школ иконописи - Северной,
Вологодской, Великого Устюга… А взять греческую
каноническую школу, где в основе лежит золото,
несущее Свет. А для меня - Бог есть свет. Дух есть
свет. А если дальше - Свет есть цвет! Поэтому
духовная живопись должна быть цветной - чистой,
светоносной, живой, выражать потребность нашего
сердца к молитве.
- Написание иконы всегда связывалось с
длительным постом, с молитвой…
- Поститься, конечно, обязательно. Но бывает
особый род икон - аскетический, этим сейчас почти
никто не занимается, не по силам! Такого она
требует строжайшего поста и молитвы, и такой
энергии, такой мощности и силы. Эта сила духа.
Через аскезу познается красота, что
восстанавливает человека.
- Во многих храмах сейчас иконы, написанные вами?
- Довелось принять участие в росписях
Архангельского собора в Сочи, Екатерининского
кафедрального собора в Краснодаре, Троицкой
церкви в Томске, Троицкого собора и собора
Рождества Христова в Александрове. Но наиболее
серьезная работа проделана на Украине под
Херсоном, в селе Старая Збруевка. Место
удивительной красоты, на берегу Днепра, где
запорожские казаки свои сходы устраивали. Все
там цветет, растет, благоухает. Я работал там
несколько лет, полностью оформляя храм в честь
Святой Троицы.
Многие мои работы находятся в частных коллекциях
США, Канады, Германии, Голландии, Японии и других
стран, я никогда этим не обольщался. Всегда важно
отбирать для себя лучшее, от чего-то отказываясь.
13 лет я работал в Московском художественном
фонде, где была хорошая зарплата в 300-500 рублей
(тогдашних). Я оставил это и уезжал на все лето
заниматься живописью бесплатно. Есть такой закон
любопытный - чем больше духа, тем меньше денег. И
выбор неизбежен. Его сделали и я, и моя жена, и мои
дети.