Русская линия

 

Русский дом, №5. Оглавление


Шаг к храму

Почему, за какие грехи жизнь превратилась в сплошной ад - паника, очереди за мукой и солью, страшные прогнозы на будущее? Неужели Господу угодно, чтобы мы не в церковь шли, а бегали по магазинам, запасаясь насущным хлебом?
(Из телефонного звонка в редакцию)

УПРАЗДНИТЕСЬ - И РАЗУМЕЙТЕ
Н.Е.Лаврова

Неспокойно в России, тревожно и безрадостно. В паническом ужасе всматриваясь в недоступные витрины, мы говорим друг с другом только о кульбитах доллара, о дороговизне и безработице. Доллар пошел тараном, подмял нас под себя, заставил вытянуться по стойке смирно и замереть в ожидании очередных неумолимых приказов. Кругом! Направо! Налево! Бегом марш! Мы подчиняемся его сумасбродным командам - и негодуем. Негодуем - и подчиняемся. Но давайте вспомним, разве не мы сами сделали его своим кумиром, разве не ринулись скопом под власть жестоких законов? Глянцевую жизнь приняли взахлеб, двери настежь - входи, правь, располагайся!
А теперь припомним другие времена, по историческим меркам совсем недавние. Россия заговорила по-французски. Что получили ценители французской кухни, духов и вольнолюбивой вольтеровской философии? Попрание православных святынь, жестокость завоевателей, горящую Москву и разорение русских городов и весей. Вразумление было мгновенным. Ответом на французское засилье стала волна патриотического движения. Иваны не помнящие родства вдруг спохватились, мигом вспомнили, что они иваны.
Упаси меня Бог от параллелей, я просто пытаюсь немного порассуждать вокруг нынешней ситуации. Наши города с рекламными щитами "напрямую из Америки". Наши малыши в американских джинсиках, с американскими рюкзачками, с американской жвачкой во рту… А может, это опять вразумление, опять урок?
В голодной Западной Украине, где не только на еду нельзя заработать, но и духовная обстановка тяжела и неопределенна, живет мой давний знакомый художник Михаил Гнатюк. Человек глубоко верующий, поет в церковном хоре, получает за это иногда буханку хлеба, иногда несколько картошин. Он специалист по интерьерам, на его счету много расписанных храмов, приходилось оформлять детские сады, магазины. Прислал письмо: "Нечем кормить семью, поспрашивай, может, кому-то из твоих знакомых надо сделать ремонт. Я много не возьму, по-Божески…" Поспрашивала. Нашла Михаилу несколько заказов. Кому кухню отремонтировать, кому в ванной сантехнику поменять, кому обои в спальне переклеить. Звоню - приезжай. Выехал, пока двое суток добирался до Москвы, в России случился этот неожиданный для всех "облом". И Мишины заказчики отказались от его услуг, теперь уж не до обоев… Оказался он в Москве, без работы, без денег на обратную дорогу. Стараюсь его утешить, а он утешает меня:
- На все воля Божья. Раз так случилось, значит, так надо.
Православный человек, он никого позором не клеймит, такую беду не переждешь, дело затяжное.
В греховном унынии потянулась я душой в Троице-Сергиеву Лавру. Служба в Троицком соборе уже заканчивалась, наместник монастыря архимандрит Феогност говорил проповедь. Я встала слева, у иконы Спаса нерукотворного, и вдруг услышала слова, которых ждала и без которых уж не знаю, как бы дальше жила.
-Упразднитесь и разумейте, ибо Аз Господь! - Отец наместник привел слова Спасителя, и сердце мгновенно откликнулось на них, вобрало их в себя и благодарно затихло.
Упразднитесь и разумейте… Что же это значит - упразднитесь? Предайтесь праздности и безделью, не обременяйте себя насущными заботами? Конечно, нет. Упразднитесь - значит освободите сердце от земных, изнуряющих попечений, не превращайте душу в отстойник злобы, раздражения, ненависти. Ибо Аз Господь… Я, а не вы, не "вожди" наши изовравшиеся, возомнившие себя спасителями Отечества, решают судьбу России. Аз приду и протяну Свою десницу народу, несущему крест живой веры, а потому тяжелый, потому и мучительный. Я, а не вы… Поэтому - упразднитесь, сбросьте с себя попечение о том, о чем вы не можете иметь попечение, разумейте это: ибо Аз Господь.
Не обозлиться, не опуститься до взаимной ненависти, пожалеть соседа, брата, попутчика в автобусе, нищего в переходе, упитанных, далеких от людских проблем "спасителей" в телевизоре. Ни один из них не делает российскую историю. Все в руках Божьих, а нам бы только упраздниться, только уразуметь. Ибо Господь наш Спаситель, а не думские заседатели и отставные министры. Все станется по воле Божьей. Пристальное Божье око вглядывается в наши маловерные души: что там? Много ли черноты, сомнения, безверья? Слабая вера, как зернышко в истощенной почве, скукожится, сойдет на нет. Для нее разжиревший на русских харчах доллар как солярка для неокрепшего всхода. Насмерть валит…
Православным не бывает легко. Крест, данный Господом, тяжел, потому что не от мира сего. Только не дрогнуть, не дать себя убаюкать очередными сладкозвучными колыбельными. "Упразднитесь и разумейте, ибо Аз Господь".
Сегодня над Москвой ослепительное синее небо и солнце "в сто сорок солнц". И Михаил Гнатюк, который через несколько дней уедет домой, так и не заработав на жизнь малой полушки, собирается побродить по московским святыням, дабы укрепиться духовно.
- Миша, - говорю ему, - как жить-то будем?
- Господь управит, - отвечает он. - Господь управит.