Русская линия

 

Русский дом, №5. Оглавление


КОЛОКОЛА-ПАМЯТНИКИ ДОБЛЕСТИ РОССИЙСКОГО ВОИНСТВА
И.Н.Духин.

В России зародилась традиция в честь воинской победы отливать колокол. Особенно это ярко проявилось в частых войнах с Турцией; трофейные пушки мусульманского государства служили исходным материалом для отливки мирных колоколов в православные храмы, но с обязательным указанием, по какому случаю они были отлиты. Эти колокола - бронзовая летопись побед русского воинства.
Одним из самых известных таких колоколов является Кизекерманский. Свое название колокол получил от турецкой крепости Кызы-Кермень, которую турки построили на правом возвышенном берегу Днепра с целью воспрепятствовать проход запорожских лодок в Черное море.
В 1695 году крепость была взята русскими. В походе были задействованы запорожцы под руководством Мазепы, и а среди его командиров был полтавский полковник Павел Семенович Герцик, стараниями которого и был отлит колокол из трофейных пушек; предание гласило, что при отливке было добавлено 27 пудов серебра.
Более ста лет колокол призывал верующих к богослужению. В 1801 году по решению городского магистрата для Успенского собора выстроили новую колокольню, и на ней установили часовой механизм, от механизма к колоколу был опущен молот, таким образом колокол нес двойную нагрузку. Следствием этой нагрузки стало то, что в колоколе сверху донизу появилась трещина. Запись 1827 года сообщает о его неисправности.
Как историческую ценность, колокол сняли в 1864 году и установили на постаменте в ограде собора, а в 1890 году по инициативе тогдашнего настоятеля собора, протоиерея Уралова, возбудили ходатайство о переливке колокола в другой с сохранением всех надписей и изображений. На все расходы помещица Татьяна Александровна Старицкая пожертвовала одну тысячу рублей.
Колокол был доставлен в Москву, перед его переливкой сотрудники исторического музея сделали эстампаж с надписей и гипсовые слепки с изображений.
23 апреля 1890 года колокол в присутствии Уралова был перелит на московском заводе П. Н. Финляндского.
Колокол привезли в Полтаву, и он звонил еще несколько десятилетий; во времена гонения на церковь его вновь сняли и как историческую ценность поместили в краеведческий музей.
Турецкие пушки являлись оставались исходным материалом для других колоколов, отлитых в честь русских воинских побед.

В 1838 году из трофейных турецких пушек для Крестовоздвиженской церкви города Измаила были отлиты три больших по 56,215 и 400 пудов и отличной работы колокола. Это считалось даром Николая I.
Из надписей на колоколах видно, что инициатором их отливки был протоиерей Крестовоздвиженский церкви Иосиф Михайлов, который обратился к Бессарабскому губернатору П. И. Федорову со своей инициативой, а непосредственным ходатаем перед императором выступил М. С. Воронцов.
Чиновничья иерархия отразилась на колоколах: чем выше чин, тем на большем по размеру колоколе написано его имя.
По какой-то причине колокола не были сразу подняты на колокольню, хранились в подсобном сарае. Неудачная Крымская война снова отторгла от России Измаил, и только русско-турецкая война 1877-1878 года вернула его России, но даже в начале XX века колокола так и были в сарае на прежнем месте.
В дальнейшем, когда был создан музей А. В. Суворова, один из этих колоколов был установлен перед входом, судьба двух других не известна, видимо, они были переплавлены.
В том же 1838 году были отпущены трофейные турецкие пушки весом в 1000 пудов на отливку колоколов для выстроенного в Кишиневе Кафедрального собора.
Отливались в России и другие колокола, которые также являются хранителями памяти боевой славы воинства, правда, уже не из трофейных пушек.
По случаю успешного окончания войны с Наполеоном, события огромного значения для Европы, в Москве, на заводе М. Богданова девяностолетним мастером Яковом Завяловым был отлит колокол из старого, слитого в 1760 году, но в 1812 году поврежденного при падении прежней колокольни, взорванной неистовым Галлом вторгшемся в Россию с двадесятью языками, когда они, будучи наказываемы разгневанным господом сил, коего имени и святыни поругаться дерзнули, устремились бежать из столицы сея. От гнева и ярости Божия! Враги святыни и человечества силою Божию всюду гонимы и поражаемы, все пространство от столицы сея до самых пределов Российских покрыли трупами своими и едва малая часть спасться могла. Поем Господевы, славно бо прославися, сокруши Фараона и тристаты его".
На колоколе изображены: Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча, успение Богоматери, Петр и Алексей, митрополиты московские, а под святыми - изображение Александра I и всей августейшей фамилии.
Колокол сохранился и вест в среднем пролете Филаретовской звоннице.
До революции в него звонили в самые большие праздники, при торжественных случаях и ударял три раза, оповещая о смерти государя и московских митрополитов, им же отводилось начало торжественному звону московских церквей в великую ночь перед Пасхой.
В праздничные дни колокол звонит и в наше время.
В ряду этих колоколов особое место занимает соловецкий "Благовестник". Его возникновение связано с событием Крымской войны 1854 года.
6-го июля 1854 года к Соловецкому монастырю подошли два английских шестидесятипушечных фрегата - "Бриск" и "Миранда". Оба фрегата имели паровой ход. Прибыл парламентер с предложением сдать обитель со всем гарнизоном.
Обитель ответила отказом, и фрегаты удалились. Архимандрит Александр совместно с начальником инвалидной команды, прапорщиком Никановичем, выехал из крепости с двумя орудиями, при которых была команда из двух офицеров, десятка рядовых и несколько добровольцев. Фрегаты подошли снова и произвели несколько выстрелов по монастырю. Надо сказать, что настоятель монастыря архимандрит Александр долгое время служил полковым священником и обладал некоторыми военными познаниями. В литературе очень слабо отражена роль полковых священников. Известно, что при штурме Измаила, сразу был убит командир Полоцкого полка и атаку возглавил полковой священник, награжденный Георгиевским крестом. Таких примеров было очень много.
По распоряжению архимандрита две шестифунтовые пушки открыли ответную стрельбу. Выстрелы были произведены настолько удачно, что фрегат "Миранда" был поврежден, и корабль ушел на починку.
На следующий день, 7-го июля, корабли подошли снова и открыли стрельбу изо всех ста двадцати орудий. Им отвечали две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене. Во время обстрела начался крестный ход с выходом на стену братии во главе с архимандритом Александром. Иногда он отрывался от службы, чтобы отдать распоряжения по обороне монастыря. Английские корабли выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб, которых по признанию английского капитана, было достаточно, чтобы разрушить несколько среднеевропейских городов. Превосходство англичан оказалось бессильным сопротивление монастыря вынудило английские суда уйти.
Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием человеческих жертв со своей стороны. Не пострадали даже чайки, в большом количестве населявшие территорию монастыря. Незначительно были повреждены некоторые постройки. Одно из последних ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем.
Архимандрит Александр отправил в Синод подробное описание бомбардировки. Событие это на фоне общих неудач Крымской войны имело большое моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и чудеса, связанные с ней, еще сильнее укрепили авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличилось количество паломников, сюда приезжают почетные гости и члены императорской семьи.
По лично инициативе императора Александра II, в качестве его дара для обители на колокололитейном заводе Ярославля (завод С. Д. Чарышникова) был отлит колокол весом в 75 пудов из металла, взятого из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений при погребении Николая I, в царствование которого и отличился Соловецкий монастырь.
19 июля 1860 года в Соловецком монастыре происходило большое торжество: прием прибывшего из Архангельска колокола, который был назван "Благовестником". Архимандрит Порфирий с монахами и многочисленными богомольцами внесли колокол на руках в ограду обители, началось молебствие с водосвятием. После благодарственного молебна архимандрит с братией постановили: звон к каждой службе начинать в прибывший колокол тремя ударами. Позже для нового колокола была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили фрегат.
Новый колокол и часовня представляли собой впечатляющий памятник своего времени, в пространных надписях и изображениях отражавший драматические события 1854 года.
В верхней части колокола по всему кругу находились изображения Богоматери, святых и Соловецких чудотворцев, "уши" колокола венчал крест. На тулове колокола - изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке. Переведенные на русский язык, выгравированные на медных пластинах, надписи эти были повешены на стенах часовни.
В нижней части колокола, по кругу - надпись на русском языке из 67-го псалма: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежит от лица его ненавидящие его".
Соловецкий колокол, памятник героизма северного русского монастыря, чудом уцелел, а часовня в 1920-е годы была разрушена, но изображение ее сохранилось на дореволюционных открытках.