|
Слово пастыря
"В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу". Евангелие от Иоанна (гл. 20, 1-3). |
О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ
(Отрывки)
Митрополит Антоний Сурожский
После распятия Спасителя, Его смерти и
погребения ученики были совершенно расстроены и
расшатаны. Они были побежденной группой. Они
укрылись в доме Иоанна Марка. Они боялись на
улицу выйти. И вот, в первый день после субботы, в
тот день, который для нас стал воскресеньем,
Христос стал живой среди них. Он стал живой, но
несколько иной, чем был: Он вошел дверем
затворенным, - значит, не усилием физического
тела, которое им было так известно. Он вошел и
встал живой. Но вместе с этим - это был не дух, не
привидение. И это Он хотел непременно им дать
познать; потому что, когда они Его увидели, они
возрадовались, да; но они, вероятно, подумали, что
это - Его душа. И для того чтобы их утвердить в
вере, что Он воскрес телесно, Христос попросил
дать Ему часть их пищи и перед ними ел, показывая
этим, что Его телесность - реальная, настоящая.
И если мы себе поставим вопрос о том, какова эта
телесность, мы можем вспомнить одно рассуждение
Григория Нисского об Адаме и Еве в раю и после их
падения. Он говорит о том, что в раю телесность
Адама и Евы была как бы легкая, прозрачная, не
"нетелесная", но и не такая тяжеловесная и
густая, как наша. И он объясняет слова Ветхого
завета о том, что Бог сшил Адаму и Еве кожаные
ризы (Быт. 3, 21), именно тем, что, отпав от Бога, они
перестали быть до конца прозрачными, легкими, они
отяжелели и как бы сгустились. И та телесность,
которую мы знаем в себе, эта та телесность,
которую мы унаследовали от наших прародителей
после их падения. Но изначальная телесность была
иная - легкая, как бы прозрачная. И эта телесность
была явлена ученикам Христа после Его
Воскресения. Он носил нашу плоть при всей ее
тяжести, при всех ограничениях, которые она
вызывает, Он все на Себя взял воплощением - кроме
греха. Он после крестной смерти и Воскресения Он
явился перед ними как человек в полном смысле
слова: во всей красоте, во всей славе человека, то
есть с живой человеческой плотью, так
пронизанной Божеством, что она уже была не
подвержена тяжести, тяжеловесности падшего мира.
… Вот о чем нам говорит Воскресение: без
Воскресения Христос телом лежал бы во гробе,
душой был бы пленником ада. Воскресением Он
воссел одесную Бога и Отца, и туда Он призывает
нас поднять взор для того, чтобы видеть, что такое
человек, каково наше величие, к чему мы призваны.
Вот о чем, в конечном итоге, нам говорит
воплощение, жизнь, Страстная неделя, крест,
живоносный гроб, сошествие во ад и Воскресение
Христово: о человеке, о том, что человек значит
для Бога и как потенциально велик человек. Это
нас призывает к тому, чтобы вырасти трудом,
подвигом или, вернее, открытостью Богу в такую
меру, чтобы град человеческий постепенно вырос в
меру Града Божия, то есть стал так глубок, так
широк, так возвышен и так свят, что первым
гражданином этого Града мог бы быть Иисус из
Назарета, Сын Божий, ставший сыном человеческим.
Вот это наше призвание, это - цель мироздания, это
- надежда наша.
1990 г.