|
МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Н. Лопатникова
Объявление на глаза попалось случайно:
"Реставросъ" - летние
реставрационно-археологические отряды. И список
монастырей и храмов России и Украины. Я выбрала
Марфо-Мариинскую обитель под Белгородом. Никаких
специальных профессиональных требований, можно
ехать даже с детьми. Оплачиваешь только проезд.
Перед отъездом попалась газетка со статьей о
монастырской жизни: подъем в 5 утра, работа и
молитва, закрытая одежда - видны только кисти рук
и лицо. Разговаривать с монахинями нельзя. Рядом
работать нельзя. Фотографировать нельзя. Живешь
отдельно… Но отступать поздно, в кармане билет. В
"Реставросе" меня попытались успокоить:
матушки в монастыре чудесные, всегда помогут,
отец Александр в любое время ответит на любые
вопросы. Все, кто хоть раз побывал, возвращаются
снова и снова. Хотелось узнать, что за люди в моей
группе, с кем придется жить бок о бок две недели.
Попутчицы представились набожными тетеньками в
черных платочках, непрерывно читающими молитву.
Сама ходила в храм больше из любопытства, иногда
перед трудным экзаменом или после чудесным
образом миновавшего несчастья. Вера
ассоциировалась с бабушкой, очень набожным
человеком. В детстве, тайком от мамы она меня
крестила, брала иногда с собой на службу, и это
были яркие детские воспоминания.
Но бабушка умерла. Остались дома несколько
книжек конца прошлого века, лампадка да
простенькие иконки, скорее как память. Веруют ли
родители, об этом я не задумывалась, пока лет пять
назад во время поездки на Дальний Восток в одном
из кармашков походного рюкзачка не наткнулась на
туго скрученный, обтрепанный по краям рулончик
бумаги. Осторожно развернув его, увидела
выцветшие строчки, написанные маминой рукой. Это
был 90-й псалом "Живые помощи" - оберегающая
молитва отъезжающим и путешествующим. Сколько
лет я возила с собой эту молитву, даже не
подозревая, что она отводит от меня беды и
несчастья.
Мои страхи о составе группы развеялись еще в
поезде: это оказались в основном московские
девчонки-студентки, самой младшей 16, самой
старшей чуть за сорок. Большинство едет, как и я,
из любопытства.
В монастырских воротах встретили отца
Александра, он в этот день как раз уезжал. Отец
Александр никак не походил на строгого, грузного
батюшку в возрасте, каким мне представлялся. Он
оказался интересным собеседником с
поразительным чувством юмора (вот уж чего совсем
не ожидала), очень живо обрисовал нам будущее
житье и передал нас старшей - матушке Иулиянии,
которая и занялась нашим расселением.
Матушка напомнила мою бабушку: сеточка морщин,
сухие, огрубевшие от работы руки, платочек с
полинявшим рисунком. Усиливала сходство доброта,
которая лучилась из глаз. Разместились мы в
двухэтажном жилом корпусе, в двух светлых кельях
на три окна, по пять кроватей в каждой. Печка,
тумбочка и вешалка. Цветы на подоконнике и
иконки. Вещи пристроились замечательным образом,
окна выходили прямо на храм: гнезда горлиц под
карнизом, крыша, сияющие купола. Ракурс делал
картину нереальной, фантастической, с
наступлением темноты включался фонарь - и храм
вырастал до небес, задевая куполами звезды.
В час дня колокол позвал к обеду. В трапезной
иконы на стенах, два стола - один для мужчин,
другой для женщин, и еще один маленький для
батюшки. Длинные лавки. Пока все не подошли, есть
не начинают. Картинка из детства: побросав наспех
игрушки, бежишь со всех ног - сидят, ждут тебя, и
понимаешь, как это важно, когда все вместе, хотя
бы за столом. Это были редкие минуты…
Удивительное дело, здесь в монастыре каждый шаг
как экскурсия в счастливое беззаботное детство.
Мои представления о монастырской трапезе
(бледные щи с одинокой картофелиной) рушатся на
глазах. Суп со свежей зеленью, картошка, винегрет,
компот, квас. Я потом у матушек спрашивала, почему
картошка такая вкусная: сорт особенный или
рецепт приготовления? "Все самое обыкновенное,
- отвечают, - только готовим с любовью и
молитвой". Все выращено и приготовлено с
любовью (да еще и без химии), ешь и не можешь
оторваться, не замечаешь, что мяса нет.
Первым делом нас отправили на картошку, собирать
колорадского жука. По дороге на монастырское
поле (надо было пройти через всю деревню)
девчонки с воплями кидались от стайки гусят,
приходили в восторг от живых козочек, застывали
при виде боевой раскраски петуха. В общем, вели
себя как дикие горожане. Доведя нас до огорода,
матушка Анна устроила маленький экзамен: "Вот
это что?" - "Клубника!" - радостно кричим мы.
"Гляди-ка, знаете… А это что? - "Капуста!" -
"А это?" Тут мы не отгадали. Ползучий вьюнок с
кучками пожухлой травы оказался арбузом, травой
укутывали маленькие зеленые мячики, чтобы их не
хватил солнечный удар. Решив реабилитировать
себя в матушкиных глазах, тыкаю пальцем поросль
узких листьев и колосков: "Кукуруза!"
Матушка всплеснула руками: "Какая же эта
кукуруза! Это - веники!"
После обеда нас в поле не пустили: сильная жара
(термометр заклинило на 48С). Кто дремал в корпусе,
кто читал, кто отправился на источник освежиться.
После картошки мы с удовольствием брались за
любую работу: на кухне помогать, груши собирать,
за грибами ходить, овощи в погребе перебирать, на
машинке строчить. Первое время боялись
что-нибудь не так сделать, какой-нибудь
неправильный с монашеской точки зрения поступок
совершить, негласные законы нарушить. Наша
16-летняя Катя приехала в рокерском виде: майка,
короткая джинсовая юбка, тяжелые ботинки. Узнав,
что в монастыре надо ходить в длинном, кинулась к
матушкам: "Простите меня, не знала, что же
делать?" Выдали ей халатик ситцевый из запасов
(монастырю часто разные вещи жертвуют), и до
последнего дня так и ходила - в армейских
ботинках и халате с оборочками.
Шестичасовой рабочий день соблюдался лишь
вначале, потом, как водится, с утра стали чуть
опаздывать и работать допоздна. Если матушки
работают, не пройдешь мимо, не скажешь: "Я свои
шесть часов отработала". Вечерами за чаем
обмениваемся впечатлениями, кто что делал, что
узнал, чему научился. Расспрашивать матушек, как
пришли в монастырь, неудобно. Сами они неохотно
говорят о мирской жизни, вот если о чудесах
каких… Но слово за слово, и складываются
удивительные истории.
"Я про монастырь и не думала никогда, -
рассказывает матушка Иулияния. - Жила всю жизнь с
мамой и семьей брата, замуж не выходила. Мама
слегла совсем, ухаживаю за ней и пишу письмо
духовнику своему, уже прощаюсь, как ни с того ни с
сего моя рука приписала: "Скажите, батюшка,
какие монастыри у нас есть?" И сама удивилась:
зачем мне монастыри-то? Почта у нас долго ходит, а
тут через пять дней ответ пришел. Распечатала
письмо, читаю вслух, а там батюшка про монастырь
пишет. Мама в слезы. Я успокаиваю: что вы, матушка,
разве я вас оставлю одну? А она мне: это я от
радости за тебя, дочка, плачу. Как маму схоронила,
так сразу и приехала".
Приехала матушка Иулияния в Зимовеньки, а на
следующий день архиепископ Курский и
Белгородский Владыка Ювеналий совершил чин
освящения монастыря и благословил заложить на
пустыре рядом с храмом келейный корпус. В деревне
стояли два церковных домика, тут все и
разместились, в одном готовили, в другом спали - 17
человек в одной комнате. Строили, за огородом
ходили и поставили корпус, трапезную, мастерскую
с погребом и гаражом. Своими силами да с Божьей
помощью, до сих пор то котельную пристраивают, то
хоздвор расширяют.
Самой младшей в монастыре матушке Зосиме всего 27
лет. Ее историю рассказала приехавшая к ней в
гости родная сестра Ира: "Семья у нас
религиозная, с детства к духовнику ходим. Анюта
(мирское имя Зосимы) была нелюдимая, на танцы не
бегала, дома за больной бабушкой ухаживала. В 16
лет батюшка ей сказал: твоя дорога в монастырь.
Окончила школу и начала ездить по монастырям,
присматривалась. Как-то отправилась к батюшке, а
он ее за руку - и в Зимовеньки. А здесь тогда еще
был только храм да бурьян. Раздвинул он бурьян
руками, взошел на холмик, стукнул палочкой своей
и сказал: "Вот здесь и будет твоя келья". Так
и получилось, построили корпус, и келья ее
оказалась как раз на этом месте".
В монастыре матушек двенадцать - всех вместе,
монахинь, инокинь, послушниц. Обитель очень
маленькая и устав в ней особенный, не как везде…
Обычно в монастыре не принято разговаривать, тем
более с мирскими, нужно читать молитву,
заботиться о своей душе. А тут о нашей душе
заботятся - объясняют, рассказывают, показывают.
Чтобы больше о Православии узнали, про жизнь
монашескую, про чудеса…
"Надо было шифер для монастыря привезти, -
вспоминает матушка Иулияния, - уже рассчитались,
а машины нет. То не в ту сторону идет, то шифер не
входит. У меня руки опустились, стою, молитву
читаю, и тут машина останавливается, водитель:
"Матушка, чего тебе помочь?" Отвез шифер и
телефон оставил, если надо - звоните. Три года нам
помогал, пока мы свою машину не купили. Господь о
нас позаботился, специального человека
послал".
Сидим у матушки в келье, время перевалило за
полночь, вставать в полпятого на утренние
правила, она нас не прогоняет, а самим уходить сил
нет. Полпятого - это еще ночь. Открываешь тяжелые,
высокие двери, в храме темно, лишь у иконы Божьей
Матери в лампадке тонюсенький огонек. В храме
особенная тишина, пахнет лампадным маслом.
Только ты и Бог. А как стали матушки молитвы
читать и псалмы запели, будто воздух в храме
засветился.
Воскресный храм в Зимовеньках стоит на вершине
холма, раскинув свое сияние далеко вокруг, -
чудесный корабль на небесной верфи. Он поражает
своими размерами: каменный исполин среди
деревянных домишек. В дни гонения на Церковь в
храме был склад, а в войну его сильно обстреляли
из орудий - на колокольне стоял пулемет, не давая
подойти врагу. До сих пор остались дыры и выбоины
в стенах. Но, удивительное дело, уникальный
фарфоровый иконостас почти не пострадал, лишь
кое-где отколота лепнина. Есть в храме две иконы,
писанные в конце прошлого века в Новом Афоне,
более старые, чем сам храм. И четыре обновленные
иконы. Одна из них на листе жести. Со временем
лист покорежился, краски потемнели, пожалели
икону, сделали деревянную рамочку и повесили в
храме. И вот стали снова замечать, что краски
восстанавливаются, видны фигуры, лики. Вторая,
икона Божьей Матери, деревянная, лежит на аналое,
черная, прожженная огнем. А краски яркие-яркие,
будто поверх черноты в некоторых местах
реставратор прошелся свежей краской. Долго я
стояла у этой иконы, пальцем потрогала, пахнет
приятно, немного старостью, маслом лампадным или
свечами. Даже намека на запах свежей краски нет.
Чудо? Две оставшиеся иконы обновились еще
сильнее, они висят в алтаре зимнего храма.
В день отъезда впервые за две недели идет дождь.
Матушки приготовили прощальный стол, напекли
блинов. Собрали каждому в дорогу маленьких дынек
и буханку горячего хлеба. Я стою у окна и думаю:
все оказалось с точностью до наоборот, ожидала
увидеть несчастных, безграмотных, убогих, а
повстречала мудрых, очень деликатных, чутких
людей. Расставание, как водится, не обошлось без
слез. Загрузили бывшую цирковую лошадку Радугу и
двинулись в обратный путь. Стук копыт, скрип
колес, все дальше и дальше остается монастырь,
лишь купола храма еще долго видны. Каждый раз, как
обернешься.