|
Пятый пункт
РУССКИЙ ИЛИ ЕВРЕЙСКИЙ
ВОПРОС?
Л. А.Тихомиров
Мы редко и неохотно говорим о так называемом
еврейском вопросе не потому, чтобы не придавали
ему значения, а потому, что нам, русским,
немыслимо даже и думать о разрешении еврейского
вопроса до тех пор, пока у нас не разрешен вопрос
"русский".
Сами евреи, понятно, могут считать разрешением
еврейского вопроса удовлетворение всех их
пожеланий относительно их прав и даже, пожалуй,
привилегий. Но для нас такая постановка дела была
бы смешна и нелепа. Для нас разумно только такое
решение еврейского вопроса, при котором их благо
достигается не только без вреда, но даже с
пользой для нашей страны и для русского народа. А
такого решения не может быть, пока мы, русские, не
придем наконец к какому-либо ясному и
окончательному решению своей собственной
судьбы.
В настоящем своем положении мы, русские, в высшей
степени слабы. Заботиться теперь о том, чтобы
евреям не было от нас какого-нибудь притеснения, -
это очень походило бы на размышления овцы о том,
как ей не обидеть чем-нибудь бедного волка.
Независимо от степени своих прав евреи забивают
нас во всем. Они захватывают все отрасли труда, -
конечно, выгодного, - захватывают интеллигентные
профессии, захватывают печать и чрез ее
посредство становятся господами общественного
мнения. Их величайший грех пред Россией -
первенствующая роль в революции, изуродовавшей
Россию, - отдал их в руки радикальные партии,
которые господствуют в нашем политическом мире и
особенно в Государственной Думе. Фактическая
сила еврейства в России вообще громадна, и всякое
увеличение их прав ведет вовсе не к
"равноправию", а к господству евреев над
Россией и русскими. Может ли в таком положении
решать еврейский вопрос тот, кто сколько-нибудь
заботится о своем собственном народе?
Если бы предположить, что Россия навсегда
рухнула, утратила свое самосознание, потеряла
способность жить сообразно своей собственной
психологии, то у нас не стоило бы, пожалуй, ни о
чем особенно заботиться. Такая страна была бы
осуждена на самое жалкое будущее и, стараясь быть
"перекопией с копии" разных "передовых
стран", все равно обречена была бы на
порабощение другими народами, - евреями или кем
другим. Если бы вера в способность России к
великому мировому житию была бы окончательно
опровергнута фактами, то не большая разница - как
и от кого нам погибать.
Но мы принадлежим к тем, которые не утрачивают
веры в русский народ, видя его в современном
жалком состоянии. Мы помним еще недавние времена
тяжких туманов, обволакивавших русские умы,
когда, несмотря на это, Россия сумела быстро
воспрянуть, как только над нею засияло солнце
яркой и определенной национальной политики
императора Александра III. Испытания наших дней
более тяжки, наше нынешнее падение более глубоко,
но это еще не значит, чтобы Россия не в состоянии
была и теперь восстать из праха. И когда это
произойдет, когда мы приступим к решению
"русского вопроса", когда мы возвратим к
народу русскому его государство и начнем ставить
русскую жизнь на ее собственные основы, то наша
родная страна снова сделается могучей
нравственной и материальной силой. Тогда мы
можем приступить и к решению еврейского вопроса,
разумеется, не в том смысле, чтобы посадить
евреев господами над собой, а в том смысле, чтобы,
сообразно нашим идеалам, обеспечить их благо, дав
им для того все потребное, но также и сделав
невозможным расхищение ими России, а самих
евреев сделав достойными даруемых им благ.
В нынешнем же положении, когда мы не можем
дознаться даже того, кто пьет кровь несчастных
Ющинских, а под видом еврейского вопроса нам
подносят только расширение прав евреев без
всякого обеспечения нас в их гражданской
добропорядочности, в таком положении человек,
сколько-нибудь любящий Россию, не может
озабочиваться участью евреев. Пропасть они - не
пропадут: это опасность существует не для них, а
только для нас. Они проживут и без наших стараний
лучше нас. А вот о России действительно следует
позаботиться, ибо она находится в положении
гораздо более несчастном, так что может лишь
завидовать силе и сплоченности евреев и их
непрерывно растущей победе над всем миром, а уж
особенно их силе среди нас, растерявших все свои
идеалы, верования, организацию и заботу о своем
коллективном существовании.
Нам важен русский вопрос, который состоит в том,
чтобы мы снова стали самосознающей нацией,
понимающей саму себя и живущей сообразно со
своими сильными, идеальными сторонами. Этот же
вопрос даже и не начат разрешением… Самая мысль
о русских идеалах доселе объявляется
"реакционной" теми, владеющими нами людьми,
которые об руку с евреями превратили нашу
некогда прекрасную страну в какой-то табор
непомнящих родства. Много усилий требуется,
чтобы очистить с русского человека эту гнилую
плесень революции и вразумить сбитых с толку,
растерявших всякое самосознание людей, что не
"реакцию", а величайший прогресс, -
единственно возможный прогресс, несет России и
миру воскрешение русских идеалов. Не скоро мы
можем рассчитывать на решение русского вопроса…
И до тех пор нам не до евреев.
Единственно, что можно сказать до тех пор, - это
то, что всякое расширение прав народа,
развращающего нас и составляющего главнейшую
опору революции, разрушающей наши нравственные и
материальные силы, - расширение прав такого
племени уже само по себе составляет признак
политического безумия русских, требующих прав
для евреев. В современном своем состоянии полной
расшатанности Россия неспособна к разумному
решению еврейского вопроса и к осмысленному
определению прав, которые для евреев нужны и
могут быть им даны безопасно для страны. А потому
самый элементарный признак политического разума
состоял бы у нас теперь в том, чтобы совсем не
затрагивать еврейского вопроса, не переменять в
пользу евреев ничего в существующем положении до
тех пор, пока не будет решен тот русский вопрос,
по "директивам" которого получится
возможность разумно устраивать судьбы других
проживающих в России племен и особенно столь
трудного, столь опасного для себя и для других
племени еврейского.