|
Невыдуманные истории
СУДЬБА СОЗДАТЕЛЯ "МЕДВЕЖЬЕГО
ХОККЕЯ"
А. А. Камышова
Двадцать с лишним лет назад,
в лесу под Казанью погибли двенадцать
дрессированных медведей. Решение отстрелять
здоровых талантливых животных принял
дрессировщик - Анатолий Николаевич Майоров, тот
самый Майоров, который впервые в мире поставил
медведей на коньки и научил их играть в хоккей.
Почему это произошло?
В цирк влюбляются с детства. Впервые Толя Майоров
попал в Уголок Дурова, когда ему было одиннадцать
лет. А через два года, когда умер отчим, Толя решил
помочь матери и пошел работать в Уголок Дурова
рабочим по уходу за животными. Уже через год он
стал тренером. А вскоре состоялись и первые
самостоятельные его выступления на сцене Уголка
Дурова с голубем. За восемь лет, проведенных в
Уголке Дурова, Толя работал с петухом, барсуком,
лисой, енотом, песцом. Но Толя мечтал о хищниках, о
медведях. И наконец мечта сбылась: ему доверили
медвежонка по кличке Байкал. Потом был второй
медвежонок, третий…
Годы упорного труда сделали Толю настоящим
дрессировщиком. Он начинает работать в зооцирке.
В 1963 году замечательным деятелем искусств РСФСР
режиссером А. Арнольдом была создана труппа
первого в мире "Цирка на льду".
Цирк на льду - это 26 вагонов различного
оборудования, холодильные
агрегаты-рефрижераторы, цистерны с антифризом,
металлические трубы, по которым
антифриз-хладоноситель подается к ледяной
площадке. В труппе - 48 артистов. От них
требовалось не только владение акробатикой,
гимнастикой, но и умение хорошо кататься на
коньках. В конкурсе на право работать в "Цирке
на льду" приняло участие около трех тысяч
человек со всей страны. Анатолий Майоров в то
время гастролировал в Кемерове. Арнольд послал
Майорову телеграмму с предложением подготовить
номер, который на первый взгляд казался
фантастическим: поставить медведей на коньки,
научить их танцевать, играть в хоккей… И Арнольд
не ошибся в своем выборе.
Первым ассистентом Майорова была его жена -
Людмила Александровна. Привезли взрослых
медведей из Уголка Дурова. Нужно было решить, на
каких коньках они будут кататься. Перебрали все:
от "снегурочки" до "английского
спорта". Ничего не вышло. Пришлось изобретать
специальные - двухполозные. Теперь дело было за
малым: научить медведей кататься на льду. Медведи
не понимали, чего от них хотят. Помогла медведица
Тайга, которая не подпускала к себе никого, кроме
Майорова. Майоров брал кусочек хлеба со
сгущенкой или рыбьим жиром (который медведи
обожают), и Тайга начинала двигаться по льду к
любимому лакомству. Но как правило, не ехала, а
просто переставляла ноги. Лакомство она получала
лишь в том случае, если удавалось кататься. После
нескольких неудачных попыток у Тайги это
получилось.
В конце концов рыбий жир, изнурительные труд и
упорство сделали невозможное: через полгода
медведи стали кататься на коньках. Постепенно на
лед стали переносить все трюки, которые медведи
исполняли раньше на арене. Позже был поставлен
номер "Медвежий хоккей".
Медведь-нападающий хоккейной тройки по кличке
Кузя удивлял тем, что делал все на льду осознанно,
гнал шайбу к воротам и всерьез злился, если кто-то
мешал на пути. В каждом представлении Кузе
удавалось забить по 3-4 шайбы. Репетировали с 23.00
до 6.00 утра. И когда номер был принят на "Ура!",
Арнольд сказал: "Это перспектива! Увидите весь
мир и будете работать с аншлагами!" Арнольд
вновь не ошибся: номер выпустили в 1964 году, а уже в
1966-м состоялись гастроли по Бельгии и Голландии.
Вот что писал в то время финский журнал "Апу"
после гастролей в Хельсинки и Тампере: "Долгое
время шел спор, есть ли в СССР профессиональные
хоккеисты. И этот вопрос прояснился сейчас, когда
Анатолий Майоров привез свою команду в
Финляндию".
А вот что писала "Московская правда" (№ 149 от
27.03.1971): "Венчает программу темпераментное
танго, которое Майоров исполняет со своей
любимицей Тайгой. Нежно положив громадную лапу
на плечо партнеру, почтенная 180-килограммовая
"дама" с доступным ей изяществом выполняет
на льду плавные фигуры танца. Кстати, творческое
содружество с Тайгой длится уже 16 лет, еще с
Уголка Дурова". Здесь стоит добавить, что,
когда Тайге было два месяца, Анна Владимировна
Дурова лично подарила ее Толе.
А вот что говорил в интервью той же "Московской
правде" сам Анатолий Майоров: "Каждый
медведь для меня - ярко выраженная
индивидуальность. В соответствии с этим
складываются наши отношения. К одним - строгие, к
другим - ласковые. Чувствуют ли медведи
привязанность ко мне? Не все. Но вот о Тайге я могу
сказать определенно: да. Увидев меня, она
начинает метаться. Причем я знаю, что это не
только из-за лакомства.
Риск в работе? Его не должно быть, если
дрессировщик постоянно собран, подтянут, тверд,
следит за каждым движением зверей, не допуская
возникновения "конфликтов", а главное -
верить в свои силы, не отступать перед
трудностями. Отступить - значит струсить. А
беглеца преследуют - таков закон животного
мира".
Своим профессионализмом, мастерством, талантом
Майоров покорил весь мир. Но позже в его жизни
произошли события, которые переменили всю его
жизнь.
Вот что писал он в письме в Президиум Верховного
Совета СССР 19 декабря 1974 года: "В 1969 году к нам в
коллектив "Цирк на льду" была назначена
директором тов. Ломакина Ж.П., с приходом которой
производственные вопросы решались не
объективно, не профессионально, не творчески.
Мы вынуждены были написать коллективное письмо в
адрес Министерства культуры СССР - министру тов.
Фурцевой Е.А., в котором фигурируют 27 подписей
творческого состава.
Это письмо явилось поводом, чтобы (…) лишить меня
моего номера "Медведи-хоккеисты".
В течение длительного периода мне пришлось
готовить новый номер "А у нас во дворе". С
таким номером я выступаю с октября 1973 года. Был в
городах Иркутск, Владивосток, Новокузнецк,
Куйбышев, Архангельск, Казань. Отзывы везде были
хорошие.
В августе 1974 года я был в Архангельске.
Обстановка, с которой я столкнулся, была
обостренной: животные не обеспечивались кормами,
не было надлежащих помещений для реквизита, не
соблюдалась техника безопасности со стороны
администрации. По этим причинам мне
систематически приходилось вступать в резкие
переговоры с администрацией. 26 августа внезапно
заболел мой ассистент, и представление не могло
состояться, т. к. по правилам техники
безопасности я не имел права без ассистента на
выступление, а для перестройки номера не было
времени. 2 сентября гастроли в г. Архангельске
были закончены, и мы переехали в Казань.
Уже в г. Казани мне стало известно о том, что
дирекция Архангельского госцирка расправилась
со мной, составив подложные акты и приказ о
наложении на меня взыскания в виде выговора.
Причем во время моего пребывания в Архангельске
мне никакие приказы, акты не предъявлялись и
объяснения у меня не отбиралось. Союзгосцирк, не
разобравшись как следует в создавшейся
обстановке, уволил меня за появление на работе в
нетрезвом состоянии. Медицинские акты об
опьянении отсутствуют. Я вынужден был обратиться
о моем восстановлении на работе в народный суд
Дзержинского района.
Обстановка, с которой я столкнулся на суде,
вынудила меня обратиться к вам за помощью.
Представители Союзгосцирка отстаивают упорно
свою неправильную позицию, проводят беседы с
судьей, а судья, видимо, полностью доверяя
представителям Госцирка, во время моей болезни
сообщил о том, что якобы я являюсь алкоголиком,
моему лечащему врачу поликлиники № 158
Бабушкинского района. Все лица, которые могут
опровергнуть изложенные в приказе факты, в
частности пребывание 27 августа 1974 года в
нетрезвом состоянии, боясь "расправы", в суд
идти боятся.
В результате многие годы моего труда, вложенного
в дрессировку медведей, пропали даром. В
настоящее время животные сняты с кормового
довольствия и по приказу управляющего
Союзгосцирка должны быть вывезены за пределы
цирка… В Союзгосцирке аналогичным образом уже
пытались расправиться с дрессировщиком тов.
Рыбаковым, о чем свидетельствует статья от 15
октября 1974 года в газете "Известия"…
Убедительно прошу Вас о помощи, т. к. при
сложившейся ситуации мне самому крайне сложно
защитить себя от необоснованных обвинений".
Это обращение осталось без ответа.
Подобное происходило не только за кулисами
цирка. Мы восхищаемся зарубежными
"звездами", а своих первых и неповторимых
часто готовы стереть в порошок. "Беглеца
преследуют - таков закон животного мира". А
потом спрашиваем: почему мы должны смотреть
рекламу жвачки и презервативов.
После того, как Майорову пришлось уйти из
"Цирка на льду" и уехать в Красноярск, он
мотался по тайге, скупал у охотников
новорожденных медвежат, которые остались без
медведицы. Маленькие, весом по 500 граммов,
беспомощные, они старались спрятаться в батарее,
все искали тепло. Кормили их из соски, выхаживали,
укладывали с собой спать. А однажды забыли
закрыть дверь в туалет, так один медвежонок в
унитаз провалился…
И все полтора года, пока Майоров скупал медведей
и готовил номер "А у нас во дворе", он не
получал от государства ни рубля, и только тогда,
когда номер был готов и принят, труппу медведей
поставили на кормовое довольствие, а Майоров с
ассистентом Баженовым стали получать зарплату.
Гастроли с новым номером проходили с успехом.
Везде зрители тепло встречали Майорова. Но, к
сожалению, его снова уволили из цирка. Майоров
поехал в Москву искать справедливости, а Баженов
остался с медведями. Их надо было кормить, ведь
они были собственностью Майорова, и их никто не
имел права отнять, но и кормить никто не
собирался. Баженов устроился рабочим и на деньги,
что удавалось заработать, покупал медведям хлеб.
Он ходил по всем инстанциям и взывал о помощи. Но
ни зоопарк, ни местные власти, ни общественные
организации - никто не захотел помочь.
Вернулся Майоров из Москвы, так и не найдя
справедливости. А тут еще дирекция Казанского
цирка приказала убрать из своих вольер медведей
Майорова. Раз уволен, значит, забирай все свое и -
до свидания. А куда денешь двенадцать медведей? В
одной Тайге весу 180 килограммов.
И тогда Майоров, отчаявшись, принял решение -
забить медведей. Были приглашены охотники,
договорились о месте и часе. Стрелки затребовали
огромную сумму за каждый выпущенный патрон.
Когда накануне вечером Баженов пришел в клетку
покормить медведей, что они творили! Заглядывали
ему в глаза, ласкались и все слизывали с лица его
слезы. Вероятно, чувствовали, что этот день был
для них последним.
На следующий день повезли медведей в лес, за
город. Майоров просил только об одном, чтобы били
наповал, не мучили животных. Но охотники решили
заработать на пулях и стали издеваться над
медведями, не убивая, а раня их. И когда Майоров
увидел, что и Тайгу ранили, несмотря на его
мольбы, он не выдержал и бросился под пули. В
последний момент водитель машины успел
отпихнуть Майорова ногой. Ему стало плохо, сильно
упало давление…
Вернувшись в Москву, Майоров вскоре умер от
инсульта…
А было ему - тридцать восемь лет.
Сейчас в Новом цирке на проспекте Вернадского
есть номер "Медвежий хоккей на льду".
Медведи, конечно же, там другие и катаются они
иначе - на однополозных коньках и в ботиночках.
Дрессирует их Геннадий Аркадьевич Будницкий.
Есть в команде замечательный вратарь, звезда
медвежьего хоккея, медведица по кличке Тяпа. Та
самая Тяпа, которая начинала с Анатолием
Майоровым, а потому ей позволено кататься на
двухполозных, придуманных Майоровым коньках, и
потому что Тяпа начинала "играть" с
Майоровым. Тяпе - тридцать шесть лет. Но, несмотря
на возраст, она рвется на лед, и, если в силу
каких-то причин ее не выводят на манеж, она ревет
во всю мощь своих легких и так трясет и
расшатывает клетку, что она того и гляди
развалится.
Нет, не умер "медвежий хоккей", но цирковая
династия Майоровых не состоялась.
Обычно в цирке дети продолжают дело своих
родителей - и это понятно. Я спросила Диму
Майорова, сына Анатолия Николаевича, почему он,
все детство проведший за кулисами цирка,
объездивший с отцом всю нашу страну, не продолжил
дело отца? Повлияли ли на него события, которые
произошли с отцом? Дима ответил: "Да". Не
является ли судьба Майорова наглядным примером,
как не надо поступать русским людям со своими
талантливыми соотечественниками?