|
ПЯТЫЙ ПУНКТ
КАК ДЕЛАЮТ АНТИСЕМИТОМ…
Диакон Андрей Кураев
(Отрывки из книги "Как делают
антисемитом", вышедшей в московском
издательстве "Одигитрия"
в 1998 году)
Что происходит в мире прессы? С
поразительной легкостью в ней мелькают
высказывания, оскорбительные для тех, "кто все
еще любит Россию". Вроде бы никакая логика
статьи не побуждает от критики некоторого
частного события или беззакония сразу
возноситься к обобщениям культурологического
охвата и к рассуждениям о коренных пороках
русской истории и православного сознания. Но
вдруг - натыкаешься: "Одиозный пример
Салтычихи, забившей в Подмосковье более 100 своих
крестьян собственноручно, является уродливым
национальным символом России". (Капустин М.
Поиски жертвы. Россия и евреи. Независимая
газета. 1994. 9 дек.). Какая же мера презрения к
России, к ее истории и народу стоит за этими
поминаниями Салтычихи! Ну кто по сю пору
составляет учебники нашей национальной истории,
если и сейчас ни журналисты, ни даже школьники не
знают, что Салтычиха была арестована, судима,
сослана?.. Выродком она была, а отнюдь не
"национальным символом". Как верно
вскрикнул однажды Бунин: "Какая вековая
низость - шулерничать этой Салтычихой, самой
обыкновенной сумасшедшей".
… "Демократическое" сознание разрешает
любую меру хамства при обращении к православной
тематике, любую меру бездоказательности.
"Разговоры о возрождении Русской Православной
Церкви представляются бессмысленными. Это все
равно, что надеяться на воскресение лежащей в
мавзолее куклы или, вернее, недолговременного ее
(его) соседа, зарытого неподалеку. Надо
избавляться от всего этого: и от мертвецов, и от
Патриархии, как от затяжной болезни, которая
непременно оставит следы на теле, но станет
наконец вчерашним днем". (Левинсон Л. Несколько
замечаний о торжествующей идеологии.
Экспресс-хроника. 1995. 26 мая).
И вот, когда однажды все же примечаешь, из чьих
уст вылетел очередной плевок, то рано или поздно
начинаешь понимать, что есть повод стать
антисемитом. Или по крайней мере - повод к тому,
чтобы взять себя в руки и не поддаваться эмоциям.
Как говорит в таких случаях один мой знакомый
православный еврей: "Не делайте меня
антисемитом!"…
Я понимаю, что от иудея нельзя требовать согласия
с христианством. Понятно, что в текстах,
предназначенных для внутреннего пользования в
иудейских общинах, содержатся уничижительные
суждения о христианстве. Понятно, что иногда
трудно удержаться и не выплеснуть какую-нибудь
отрицательно-критическую мысль по поводу
христианства и христианской культуры в массовую
прессу. Непонятно другое: как после этого еще
можно возмущаться тем, что в итоге в обществе, в
том числе и в интеллигенции, начинают копиться
ответные - негативные же чувства. Непонятно, как в
среде можно все время твердить: "Все евреи в
ответе друг за друга" - но при этом требовать,
чтобы при критике очевидной и очередной
оплошности одного из евреев ни в коем случае не
обращали внимания на его национальность…
Факт таков: многие публикации в
"демократической прессе" причиняют боль
православным гражданам России. Люди, причиняющие
эту боль, нередко знают, что их действие вызовет
эту боль. И тем не менее идут на то, чтобы без
всякой хирургической тонкости, наотмашь
вторгаться в весьма чувствительную область
национально-религиозных чувств (как это сделало
НТВ, предупрежденное о том, что христиане России
воспримут показ фильма "Последнее искушение
Христа" как оскорбление).
Мы уже знаем, что демократия - очень своенравная и
капризная дама, у которой много совершенно
неожиданных симпатий и антипатий. Но для надежды
всегда есть место, и потому я все равно дерзаю
спросить: все же демократия предполагает только
позволение демжурналистам оскорблять
православных и русских, или же она еще позволяет
и нам в ответ сказать: "Нам больно. Не
хамите!"? (…)
Христианин, конечно, должен быть готов в любом
неприятном происшествии увидеть свою вину, свой
грех. Не является ли грехом возмущение, которое
рождается при слышании кощунств? Кто более
виноват в этом случае - кощунник, или же
христианин, в чьем присутствии это кощунство
было произнесено и который, может, даже слишком
вспыльчиво вступился за поруганную святыню?
… Слишком многое станет странным, непонятным в
мировой истории, и в истории евреев, и в русской
культуре, если подмечать лишь неприятные реплики
в адрес евреев и не задумываться над тем, что же
именно порождает эти реплики и жесты. Вот очень
показательный текст, из которого станет ясно,
зачем именно я взялся за эту тему: "В мемуарном
очерке "Вольный проезд" Марина Цветаева
рассказывала о том, как в сентябре голодного
восемнадцатого года она отправилась в Тульскую
губернию выменивать мыло и ситец на муку, пшено,
сало. Она остановилась в доме, где жили
красноармейцы-продотрядовцы, приехавшие из
Петрограда. Идут реквизиции. Продотрядовцы
разбойничают, выжимают из людей последние соки,
народ стонет. Реквизиторы - командир продотряда
Иосиф Каплан ("еврей, хам, коммунист с золотым
слитком на шее"), его жена ("наичернющая
евреечка, обожающая золотые вещи и шелковые
материи") сотоварищи - Левит, Рузман, какой-то
"грузин в красной черкеске" и др. Жена
командира говорит: "Иося прав, не может народ
больше томиться в оковах буржуазии. Иося мечтает
сорвать колокола с сорока сороков московских
церквей, чтобы перелить их в памятник Карлу
Марксу". Затем следует "мытье пола у
хамки", т. е. у "наичернющей евреечки",
которая все сделала, чтобы появилось "чувство,
что я определенно обращена в рабство".
Излагаются разговоры о том, что ЧК возглавляет
жид Урицкий… Конечно, рассуждает автор
"Вольного проезда", и евреи бывают разные… И
скорбь об убиенном императоре, и проклятия его
убийцам… Это далеко не полный перечень всего
омерзительного, что, как сгусток грязи, собрано в
очерке Марины Цветаевой относительно
евреев…" И затем - простая фразочка: "Не
будем вдаваться в выяснение вопроса, что же
все-таки послужило поводом для появления такого
антисемитского опуса".
Так почему же не стоит "вдаваться в выяснение
вопроса" о том, почему Цветаева вдруг написала
"антисемитский опус"? Неужто это ее действие
ну никак, ничем не спровоцировано? Неужто она все
придумала - и не было ни Урицких, ни
"Капланов"?
Когда заходит разговор о причинах революции, о
причинах отхода народа от Церкви - то неумно
делать вид, будто вина только в народном
"маловерии" или в каких-то "врагах Церкви
и России". Огромная доля вины лежит на самих
людях Церкви, на ее иерархах и служителях. И
потому разговор об этой русской катастрофе,
обходящей упоминания о наших, русских и
церковных грехах, сразу лишается серьезности и
становится идеологической погремушкой. Но точно
также и разговор о катастрофах еврейских не
должен обрываться, едва только заходит речь о
причинах и поводах, спровоцировавших негативное
отношение к евреям. Именно если мы хотим, чтобы
"антисемитские опусы" больше не появлялись -
надо "вдаваться в выяснение вопроса - что же
все-таки послужило поводом" для их появления.
Если боль есть- то глушить надо боль и то, что ее
порождает, а не разговоры о ней. Если не говорить
о той боли, о том негативе, что копится в наших
душах, если все таить в себе, то может быть взрыв,
обвал. Демократия для того и предписывает
свободу слова, чтобы, во-первых, уметь
диагностировать настроения, формирующиеся у той
или иной части общества; во-вторых, чтобы хоть
иногда некоторые негативные настроения выходили
в пар, в свисток, в слова, а не в реальные дела
разрушительного характера; в-третьих, для того,
чтобы словесной борьбой, фехтованием ораторов и
журналистов заменить ту борьбу, в которой нож или
автомат являются главными аргументами…
Я не считаю еврейский народ в чем-то хуже народа
русского или любого другого. Я просто не считаю
евреев лучше всех остальных народов. Впрочем,
сегодня, кажется, даже это уже считается
антисемитизмом. Но разве есть национализм в
просьбе подходить ко всем народам и ко всем людям
с одними и теми же нравственными критериями?
… Не знаю - расслышат или нет это мое обращение
еврейские журналисты. Если нет - тогда сама
русская интеллигенция должна помочь остановить
поток провокаций. Для начала - хотя бы осознать
само наличие проблемы. Затем - осознать, что
русский интеллигент совсем не обязан стесняться
того, что он русский. Затем - понять, что звание
интеллигента совсем не обязывает оправдывать
любую гадость, учиненную еврейским журналистом
(оправдывать только на том основании, что он
еврей, а евреев, дескать, осуждать нельзя). Затем -
попробовать пояснить хотя бы знакомым
поносителям русской духовной культуры, что в
многонациональной стране так себя вести
недопустимо.
Если мы и дальше будем молчать, то однажды
обнаружим, что дали надеть на себя такие путы, по
сравнению с которыми идеологические шаблоны
КПСС были еще очень даже широки. Вот небольшое
воспоминание о том будущем, которое мы сами
готовим для себя своим молчанием. Израильский
писатель С. Дудаков, подвергая идеологической
цензуре и порке русскую классику, занес в
антисемиты Пушкина и Гоголя. На каком основании? -
"Досадно отсутствие положительного образа
еврея в творчестве великих писателей". Вам это
ничего не напоминает? Не забыли вы еще, как
основным недостатком первого варианта
фадеевской "Молодой гвардии" считалось
отсутствие крупных положительных образов
партработников?
А как вам понравится такое высказывание:
"Алексей Лосев оказался заурядным
антисемитом… Это текст, не просто
компрометирующий Лосева, а выводящий его за
пределы культуры" (Шушарин Д. Без текста, или По
плодам // Сегодня. 1996. 18 окт. Возмущение цензора
вызвала публикация "Так истязуется и
распинается истина…" А.Ф. Лосев в рецензиях
ОГПУ // Источник. Вестник архива Президента
Российской Федерации). Теперь мы знаем новые
критерии культурного пространства: оно,
оказывается, вновь совпало с партийностью и
идейной выдержанностью. А значит, может
вернуться время, когда Достоевский, Бунин,
Леонтьев, Розанов, Цветаева снова будут изъяты из
культуры; положительные ссылки на их книги
станут невозможны. Ведь они высказывались по
еврейскому вопросу с "ошибочных" и
"реакционных" позиций…
Долго русская интеллигенция отмахивалась от
большевиков, не считая возможным вести с ними
полемику. Тут, мол, дикие гримасы царизма надо
обличать, так что не стоит отвлекаться на
полемику с революционерами. Кроме того - царизм
ведь преследует большевиков, а значит,
нравственно недопустимо критиковать тех, кто в
оппозиции. А потом оказалось, что эта болезнь
молчания перед проявлениями большевистского
хамства стала уже неизлечимой. И если сегодня
перед лицом духовных наследников большевизма
русская интеллигенция будет столь же угодливо
молчать - то и сама не заметит, что молчит-то она
уже не по собственному произволению, а потому,
что ей в рот умело воткнули очередной кляп…
Тот, кто останавливает хулигана, делает добро и
себе, и тому, кого он остановил, удержал от
совершения большего греха. Хулиганов же надо
осаживать - даже в том случае, если их
национальность отличается от национальности
тех, кого они задирают. В 1998 году в Москву из одной
бедной (действительно бедной) епархии послали
диакона собирать пожертвования в переходах
московского метро. Как-то поздно вечером на него
напал некий странный человек, вытребовал,
угрожая бритвой, у него все собранные деньги.
Более того - начал измываться над человеком,
который заведомо не имел права защищать себя.
Несколько раз полоснул бритвой по лицу и по
рукам. Диакон (молодой и крепкий) все же не
выдержал и ударил садиста. Когда тот пришел в
себя, промолвил: "Спасибо тебе за то, что ты
меня ударил. А то я ведь собирался убить тебя. А
так ты хоть от греха меня удержал".
Впрочем, речь идет не только о хулиганах. Диалог
предполагает умение слышать и учитывать реакцию
собеседника. Про ту же демократию говорят, что
это - система с обратной связью. Демократия
расставляет зеркала, в которых власть может
увидеть собственное, порой нелицеприятное
отражение… На этот раз я решил подставить
зеркало некоторым своим коллегам-журналистам и
просто засвидетельствовать им: от ваших действий
людям бывает больно, будьте осторожней.
Еще одно зеркало (но уже не журналистам, а их
хозяевам) подставил недавно журналист Эдуард
Тополь. Напомню выдержки из его "Письма
олигархам": "Есть российское правительство -
Ельцин, Кириенко, Федоров, Степашин. Но главный
кукловод имеет длинную еврейскую фамилию -
Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и
так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента
поселения евреев в России мы получили реальную
власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор:
как вы собираетесь употребить ее? Что вы
собираетесь делать с этой страной? Уронить ее в
хаос нищеты и войн или поднять из грязи? И
чувствуете ли вы свою ответственность перед
нашим народом за свои действия? Знаете, -
затруднился с ответом Б. Березовский. - Мы,
конечно, видим, что финансовая власть оказалась в
еврейских руках, но с точки зрения исторической
ответственности мы на это никогда не смотрели… -
Но раз уж так случилось, что у нас вся финансовая
власть, а правительство состоит из полуевреев
Кириенко и Чубайса, вы ощущаете всю меру риска,
которому вы подвергаете наш народ в случае
обвала России в пропасть. А вы - я имею в виду и
лично вас, и всех остальных евреев-олигархов - так
и не осознали это как еврейскую трагедию...
Знаете, когда в Германии все немецкие деньги
оказались в руках еврейских банкиров, думавших
лишь о преумножении своих богатств и власти, там
появился Гитлер. Новые же русские
чернорубашечники и фашисты всходят при вас,
сегодня, на тучной ниве российской беды…"
Мне тоже не хочется, чтобы в России были погромы.
Но у меня есть свои причины для этого нежелания.
Один из них: я не хочу, чтобы Россия и Русская
Церковь были опозорены таким страшным,
неконтролируемым выплеском разрушительной
энергии.
… Господ с НТВ и иных представителей демпрессы я
просто прошу: не делайте меня антисемитом. Я не
хочу им стать.