|
ТРУД ДА МОЛИТВА: СТРОГАЯ МУЖСКАЯ
ЖИЗНЬ
М.Умнов
Знакомый бомж Сергей Андреевич, бывший
учитель словесности, получив от меня
приветственный взнос на пиво, задумчиво
просипел, что с холодами собирается податься в
монастырь: мол, надоела собачья жизнь. "В
Антониево-Сийский, под Архангельском", -
уточнил Сергей Андреевич и сказал, что в бомжовой
службе информации этот монастырь имеет статус
"правильного". Это значит, что там крепкий
хозяин, спрашивает с трудника строго, но не
обижает. Короче, жить можно, только работай да
молись. "Не скучно будет?" - улыбнулся я,
глядя в безнадежно трезвые глаза ходячего
цитатника Есенина. "Нет, в работе забываешься,
а от молитвы на душе как после баньки, - убеждал
себя Сергей Андреевич. - Вот только паспорта у
меня нет, и денег - в один конец, если не примут?"
По иронии судьбы, в которой человек верующий
разглядел бы не иначе как промысел,
журналистские дороги привели меня в
Антониево-Сийский монастырь раньше Сергея
Андреевича. Шофер грузовика, вызвавшийся
подвезти группу паломников и туристов от
вологодской трассы, удивлялся: "И что вы там
забыли?" Деньги между тем взял с каждого. У
местных жителей к монастырю отношение непростое.
С одной стороны, он гармонизирует общую ситуацию,
с другой мешает тем, кто за годы безвластия и
смуты привык распоряжаться богатствами
заповедных лесов и озер по своему усмотрению. К
тому же местным не нравится, что в монастыре
находит приют, как выразился владелец грузовика,
"всякий сброд", люди, отторгнутые обществом,
бомжи, больные, бывшие зеки.
Основанная около 1520 года монахом Антонием,
выходцем из Онежского Кенского монастыря,
обитель располагается в трех часах езды от
Архангельска. Иконописец Антоний имел отменный
вкус, выбрал место на живописном озерном
полуострове. Здесь все располагает к
очистительному покою и созерцательности.
Богатые луга, ягодные и грибные леса, рыбные
озера позволяли в лучшие времена радивым
настоятелям содержать многочисленную - до 150
человек - братию и открывать подворья на Белом
море и в столицах. После разграбления и закрытия
монастыря в 1929 году здесь размещался дом
престарелых, затем пионерский лагерь. Партийные
боссы любили попариться в монастырской баньке.
Сегодня здесь стучат топоры, поют пилы, звонят
колокола да звучат распевы. Труд да молитва -
строгая мужская жизнь.
Приехавших в Антониево-Сийский монастырь
встречает надпись: "Вход по благословению
настоятеля". Впрочем, войти можно и без
благословения - приветят, все покажут и
расскажут. Большинство посетителей путают
монастырь с музеем и проходят мимо, как тени, в
лучшем случае перекрестятся и поставят свечку.
Войти в "огненный круг" умной молитвы - дело
сложное, постепенное, требующее предварительных
усилий и помощи наставника.
Настоятеля я нашел в трапезной и получил
приглашение к столу. Не столько обедали, сколько
решали хозяйственные дела. Братия шла за
благословением: взять лодку, сфотографироваться
на документы, пригласить родственника в
монастырь... Мальчик-сирота, прижившийся в
обители на правах юнги, зашел показать "новую
модель лампады" и попросил благословение
"бить мух". Настоятель посмеялся,
благословения на мух не дал, отправил
поскучневшего мальца учить физику.
На мой вопрос, сколько тут всего монахов,
настоятель усмехнулся: "Вы покушайте сначала,
покушайте". Для обстоятельного разговора не
настало время, да и опасается он, видно, нашей
журналистской братии. Настоятель держится с
достоинством, как хозяин, шутит с монахами, те,
зная его манеру, стараются поддержать атмосферу
дружеской непринужденности. Он управляет
ситуацией, не забывая потчевать гостей:
"Грибочки попробуйте, сам собирал".
Позже я узнал, что отец Трифон - бывший кадровый
военный мичман подводник. Немало офицеров
подалось в деятельное Православие, как правило,
из них получаются хорошие духовные пастыри и
крепкие хозяйственники. Отец Трифон поднимает
монастырь седьмой год. Везде следы реставрации,
переделки, обновления. В подкупольной мастерской
готова деревянная маковка для монастырского
храма, скоро ее установят и обошьют
"золотом", леса уже готовы. "Торжество
Православия", - отец Трифон любовно
поглаживает свежеструганную луку маковки.
Начинали вдвоем со священником, ныне получившим
соседний приход. Труднее всего было собрать
команду. Единомышленников - молодых монахов -
Трифон нашел на родине, в Коми. Теперь на них
держится все, монахи хоть и молоды и зачастую
годятся трудникам в сыновья и даже внуки, но дело
свое знают, постоянно в работе - покосы, ремонт,
заготовка дров и продуктов на зиму, либо
литургия. В недавно отремонтированном приделе -
новый иконостас собственного изготовления.
Литургия для бывших студентов светских вузов -
подтверждение жизненного выбора, достаточно
взглянуть на их лица, мужественные и в то же время
кроткие.
Трудники приходят обиженные, больные, слабые,
отчаявшиеся, иногда на грани самоубийства,
причем все больше люди сравнительно молодые,
неблагополучной судьбы: бродяги, бездомные или
изгнанные из семей, часто после тюрем или
больниц. Не могу найти работу, место в жизни.
Для многих монастырь что-то вроде дома отдыха или
перевалочного пункта. "Принимаем не всех.
Только тех, кто работает как молится и молится
как работает. Многие разучились работать и
понятия не имеют о молитве. Учим и тому и другому,
говорит отец Трифон. Если в человеке осталась
хоть капля сознательности, он укоренится в
монастырской жизни, обретет покой и стойкость,
душевную прозрачность... И найдет мужество
отказаться от своей воли, заведшей его в тупик.
Тогда труд и молитва будут ему не в тягость. Если
нет - дело кончится изгнанием". Начинается со
лжи, с мелкой корысти, пьянства или воровства.
Оступившегося трудника либо прощают, либо
изгоняют. В окрестных лесах живет несколько
бывших трудников - "лесных братьев", как в
шутку определил настоятель. В миру их не ждут,
поэтому строят хижины, продают дачникам грибы,
ягоду, рыбу, промышляют мелким воровством.
"Монастырю от них вред, - сказал настоятель. - Я
уже говорил с милицией, будем избушки
разваливать".
На трудниках держится хозяйство, специалисты
ценятся особо, но привилегий ни у кого нет. В
литургиях, особенно во всенощных они участвуют
добровольно. Кто научается в молитве черпать
силу, те, кто прирастает к монастырю сердцем,
становятся послушниками. Разумеется, таких не
много.
Монастырское послушание означает отказ от
собственной воли. "Подслеповатая водительница
жизни", - шутливо определил волю монах, с
которым я разговорился на эту тему. Мирскую волю
надо оставлять за порогом монастыря, как старую
одежду. Монастырская воля - воля во Христе, воля
сораспятья, это легче почувствовать, чем
объяснить. Звучит жестко, но для многих
трудников, спасающихся в монастыре, бежавших из
полукриминального общества, в отказе от
собственной воли - единственное спасение. По
крайне мере на время. Монахи в каждом труднике
видят возможного послушника и в конечном итоге
соратника. Но им как никому известно, как
непросто обрести душевную ясность и твердость.
Благословение, то есть своеобразная
монастырская специализация, бывшего прапорщика,
ныне - "независимого трудника" Василия - быть
там, где всего труднее. Это особый, лесковский тип
православного простака; мастер на все руки, не
дурак выпить, он способен поднять любое дело,
самое безнадежное. Здесь, в Антониево-Сийском,
Василий скучает: "Настоятель крепкий, монахи
работают наравне с трудниками - толк будет".
Василий построил козлятник и нехитрую, но очень
эффективную дойку: козы сами бегут сдавать
молоко. Ближе к зиме собирается в Тихвин, там
придется все восстанавливать с нуля. Об
институте трудников он невысокого мнения,
считает, что лучше наемные специалисты,
работающие по договору. "Встарь так было
выгоднее и для монастыря, и для трудников.
Молитва - дело личное, тайное, здесь принуждать
нельзя. Ну а хозяйством ведал эконом, вот как
я..." Василий действительно великий эконом.
Священнослужители ценят его сметливость и ту
душевную прозрачность, о которой говорил
настоятель, и закрывают глаза на периодические
борения Василия с "зеленым змием". Русская
душа! "Много дано, много и спросится", -
сказал о нем один монах.
В свою очередь Василий монахов жалеет. "Порой
так закрутит - места не найдут". - "Что значит
закрутит?" - "Природа своего требует. Что
дала, то получить обратно старается. Вот их и
крутит". - "Что ж делать-то?" - "Труд да
молитва. Да еще пост. И чтоб, значит, женским духом
не пахло. Много искушения в этом".
Под конец разговора Василий сетует, что многих
"подходящих" церковь упустила, он имеет в
виду наплыв в монастыри в конце 80-х и начале 90-х
молодых людей, прошедших Афган и внутренние
войны "демократии". Не прижились из-за
строгостей устава и бескомпромиссности
настоятелей, с ними надо быть помягче, хорошие
ребята были, жалеет Василий.
На прощанье рассказал притчу: "Один богатый и
набожный человек все просил Господа, чтобы Тот
дал ему какой-нибудь знак, что слышит его молитвы,
и вот однажды, возвращаясь откуда-то домой,
увидел, что у него дом горит. Тогда-то и понял..."
Обещал помолиться за меня своей любимой
молитвой: "Спаси мя, Господи, хощу иль не
хощу".
После праздничной утренней службы из
монастырского храма выходят трудники. Лица
спокойные, чистые. "Не спрашивай - не знаю пока,
- отвечает один из них на мой вопрос о будущем. -
Здесь как на острове. Да ведь от себя не уйдешь.
Разве что с Божией помощью".