Русская линия

 

Русский дом, №3. Оглавление


Наши святыни

КАК ВОЗДВИГАЮТСЯ НА РУСИ НОВЫЕ ЦЕРКВИ?
В. Н. Тростников

По всей России происходит нынче нечто удивительное: строятся и восстанавливаются православные храмы. Еще двадцать лет назад никто не мог бы предвидеть, что такое случится. На ослабление антирелигиозной пропаганды оптимисты еще могли надеяться, но то, что русская земля начнет покрываться новыми и обновленными церквами, не могло тогда присниться и во сне. В связи с этим всплеском храмостроительства, отличающим Россию от всех остальных стран, где ничего подобного не наблюдается, возникает вопрос: а кто строит у нас храмы? Ответ, что их восстанавливает верующий народ при поддержке благотворителей, ничего не проясняет. Даже самые благочестивые миряне, собравшись на субботник, могут разве что очистить запустевший храм от мусора или рассортировать привезенные кирпичи, но, как бы ни велик был их энтузиазм, они не в состоянии разработать проект и возвести стены и кровлю. Для таких работ необходим организатор, а им может быть только какая-то личность. Конечно, в высшем смысле церкви появляются по воле Божией, но Бог всегда действует через людей.
Вопрос о таких личностях, в общем-то, занимал меня всегда, но встал он передо мной во весь рост лишь тогда, когда на зимнего Николу я побывал в храме Рождества Богородицы в подмосковном Орехово-Зуеве. Я был в этом соборе несколько лет назад и был поражен тем, насколько он изменился. Количество новых элементов интерьера, каких здесь никогда не бывало, позволяло говорить не о возрождении храма, а о его рождении; не о реставрации, а о строительстве. А коли было строительство, значит, был и строитель. Кто же он?
Долго искать его не пришлось. Строителем оказался настоятель храма, благочинный Орехово-Зуевского района подмосковной епархии протоиерей Сергий (Ткаченко). Он как раз и вел службу, так что выяснить все, что меня интересовало, было совсем просто: надо было лишь дождаться конца богослужения и поговорить с батюшкой.
Вот что поведал мне настоятель. Храмостроитель достигнет успеха в том и только в том случае, если сумеет вдохновить согласованные созидательные действия трех инстанций. Две из них мы уже назвали: народ и благотворители; третьей инстанцией является местное начальство.
Верующий народ понимает, что церковь нужна, но его надо заставить осознать большее: что она абсолютно необходима и на ее возведение следует смотреть как на первоочередное неотложное дело. В своей работе с местными руководителями отец-строитель должен исходить из того, что это в конце концов русские люди, патриоты своей страны и своего края, генетически такие же христиане, как и он, только слегка позабывшие о своих корнях. Напомнить им о них - его долг, и когда он начнет его исполнять, быстро выяснится, что это - приятный долг. Отец Сергий сказал об этом так: "Руководство города не помогало строительству собора не потому, что не хотело, а потому, что с ним никто серьезно об этом не говорил". Он заговорил, и дело сдвинулось.
Подытоживая сделанное отцом Сергием в Орехово-Зуеве, можно сказать следующее: он помог администрации и деловым людям района раскрыть свои лучшие человеческие качества, увереннее почувствовать себя на своем месте, прибавить уважения к себе как в глазах общественности, так и в своих собственных. Но это еще не все. Он содействовал также полной реализации духовного потенциала верующих и идущих к вере, о масштабе которого они и сами не догадывались. Конечно, они мечтали о хорошем храме, но, поскольку людские мечты всегда имеют абстрактный характер, никто из них не предполагал, каким важным фактором их существования станет новый храм. Находясь в окружении людского моря в этом соборе, я явственно ощутил его сердцем всей округи, в которое по утрам втекает замутненная мирскими дрязгами и охлажденная малодушием и унынием кровь общественного организма, чтобы через два часа излиться обратно чистой и горячей и сообщить жизни города и района новые силы…
Что к этому добавить? Начертанный нами портрет орехово-зуевского храмостроителя будет неполным, если не сказать кратко о его жизненном пути. До поступления в семинарию Сергей Ткаченко трудился разнорабочим, а потом каменщиком на восстановлении Данилова монастыря, с которого и началось у нас подлинное церковное строительство. Учась в семинарии, он чуть не стал жертвой возникшего в общежитии пожара 1986 года. В ту страшную ночь он выносил из горящей Покровской церкви иконы и утварь, а потом участвовал в восстановительных работах. В 1989 году, после рукоположения, он был назначен митрополитом Ювеналием настоятелем разрушенной церкви в селе Бисерово Ногинского района и за два года превратил руины в одну из самых благолепных церквей Подмосковья. Казалось бы, теперь иерею можно было пожинать плоды напряженных трудов и сосредоточить свои силы и способности на любимом деле - укреплении прихода и богослужебной деятельности. Но не тут-то было: убедившись в его таланте строителя, митрополит определяет его благочинным и настоятелем другого, нуждающегося в реставрации храма, уже намного более масштабного. И это за пятьдесят километров от дома, а у него четверо детей…
- Но ведь и Христа распяли только раз, - сказал я отцу Сергию.
- Да нет, это не распятие, а обычный священнический крест, - ответил он.
Он сказал это без всякой печали. Видно, знает, что покой нам только снится.