Русская линия

 

Русский дом, №3. Оглавление


rh3_16.jpg (16040 bytes)

РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ОФИЦЕР

Выдающийся писатель фронтового поколения - Юрий Васильевич Бондарев награжден всеми высшими наградами и званиями за свой многолетний литературный труд. Он лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, лауреат ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Но главное, что его по-прежнему любят и почитают миллионы тех, кто разделяет его гражданские, творческие принципы и поздравляет с мартовским 75-летием.

Творчество Юрия Бондарева всегда было драматично и драматургично. Первое понятно: самое трагическое событие ХХ века - война с фашизмом, неизбывная память о ней - пронизывает его книги: "Батальоны просят огня", "Тишина", "Горячий снег", "Берег". Но характерно, что все они были экранизированы, поставлены на сцене. Последним, кажется, был спектакль в Малом театре по роману "Игра" уже в годы горбачевской перестройки. И это была не просто тяга к славе Бондарева, а использование родовых свойств его произведений, острасовременных, наполненных столкновениями сильных характеров и решающих идей. Свой юбилей, после некоторого молчания, прозаик встретил не новым романом, а - пьесой, опубликованной в молодом патриотическом издании "День литературы": "Переворот (93-й год)".
О ней и событиях, предшествующих ее написанию, и спросил в первую очередь писателя корреспондент "Русского Дома".
- Юрий Васильевич, вы снова создали (теперь и по форме), подлинно драматическое произведение - впрямую обратились к самому кровоточащему событию конца века в России. Сказали о двух днях трагического октября честно, с болью, с характерным столкновением идей, их носителей и слепых орудий. Но даже в прежних романах, где действовали прямые враги, не было такого отчуждения и презрения, как к соотечественникам - омономцам (мамономцам, по названию дворника) или ельцинским генералам Грачеву и Кобецу. Кто-то назовет это очернением, а многие уже назвали подвигом.
- Трудно сказать, что есть подвиг писателя. Я думаю, что и пронзительное стихотворение "Я вас любил" - подвиг лирика. Вы заговорили о гражданственной позиции, о политизированности. Отвечу коротко. Все мы пребываем в нашей действительности, все мы не свободны от ее трагедий, маленьких относительных радостей и надежд. Но сейчас, после крушения страны, обострилось одно качество современного человека: способность задуматься, а что же случилось со всеми нами, что буде дальше и как нам предстоит жить? В этом же смысл жизни! И пьеса "Переворот" - да, не веселая, а трагическая пьеса о том, в какой атмосфере уничтожали тот, привычный, уклад бытия и последний оплот советской власти. Как бы мы ни относились к тогдашнему Верховному Совету, как бы по-разному не оценивали его решения и поступки - дело в самом античеловеческом акте, в кровавом факте гражданской войны, когда русские стали стрелять в русских. А это - самая страшная война, которая может быть на нашей земле!
- В пьесе жалкий, вечно конформистский интеллигент Зайцев, который лепечет перед озверевшими "борцами с коммуняками", что он лоялен к президенту, получает соответствующий ответ: "Заткнись, чижик, стерва интеллигентская". А в это время под танковые залпы другие интеллигенты истерично призывают: "Не жалейте патронов, раздавите гадину!" А ведь они - дети и сограждане ваших прежних героев, кто защищал Родину и все лучшее, что унаследовала страна из вековых христианских заповедей.

Это не уходит из пьесы. Если помните, на вечный лепет "Что делать?" бывший фронтовик Ласточкин говорит твердо: брать в помощники собственное мужество и не объединяться с той интеллигенцией, на которой - Каинова печать. Мы ее видели, когда молодчики, вдохновленные ею, пытались штурмом взять Союз писателей России, который был символом несогласия с лживой так называемой демократией. Ноя, как и все подлинно русские писатели, сказал: уйду только тогда, когда на меня наденут наручники. И мы отстояли здание в августе 91-го. Его в октябре 93-го не посмели тронуть. Значит, можно противостоять и не терять надежду, что правда и честь - непобедимы. Даже в самой страшной трагедии есть надежда. Вот и трагические пьесы пишутся не для того, чтобы кого-то исправить или устрашить, а для того, чтобы вселить надежду.

Юрий Васильевич умолчал, что то свое заявление в осажденном здании он начал словами: "Я русский офицер и…". Мы поздравляем мужественного офицера и прекрасного писателя сего юбилеем и желаем ему всегдашней стати, стойкости и веры.