Русская линия

 

Русский дом, №3. Оглавление


К 200-летию рождения А.С.Пушкина

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОСПИСИ БОЛЬШОГО ВОЗНЕСЕНИЯ
А.А.Москалев

Храм Большого Вознесения, что на Никитской, был заложен в 1798 году - он на год старше Пушкина.
Прихожанами этого храма были Гончаровы, жившие неподалеку. Сейчас примерно на месте их дома (Б. Никитская, 50) стоит здание Московской писательской организации.
В храме долгое время находился проектный институт. После возвращения Церкви здесь была проделана огромная восстановительная работа. Сейчас возрождается богатая храмовая роспись. Ведет эту работу православный художник Алексей Валерьевич Артемьев, москвич по рождению, выпускник "Строгановки", дед десятерых внуков - можно сказать, и художник, и дед-монументалист.

- Расписывать любой храм - высокая честь и ответственность для художника. А этот храм - особенный…
- Да, большая честь и, как я повторяю, для меня это - милость Божия. Я сподобился работать в храме, который связан с судьбой Пушкина, с другими историческими событиями и великими личностями. Скажем, в этом храме в 1928 году отпевали великую русскую актрису Марию Николаевну Ермолову.
Живопись в этом храме современна Пушкину, и после его венчания мастера, скорее всего итальянские, продолжали работать, расписывать купольную часть.
- На этой росписи ангелы очень похожи на Наталью Николаевну. Это случайное совпадение или, если унестись в поэтические домыслы, кто-то из мастеров поразился ее красоте?
- Да, есть такое ощущение сходства, особенно когда поднимаешься ближе к ангельскому лику. Но думаю, что это все шире. Италия была тогда родиной классицизма, мерилом красоты, и, наверное, совершенная красота Гончаровой с ее идеальными чертами и пропорциями совпала с этими общеевропейскими представлениями о прекрасном. Ведь и Пушкин называл ее мадонной. Гравюры Сикстинской Мадонны украшали все дворцы и усадьбы. Такая была эпоха - может, не во всем Православная, но Россия настолько велика и духовно мощна, что все европейское растворилось в ее пространствах, становилось русским.
Классицизм пришел из Европы, но сам храм Большого Вознесения - живой, московский, нерегулярный: арочки, приходящие не туда, куда положено, карнизы, обрывающиеся не там, где велено. А все вместе это уводит от холодности классицизма.
- Расскажите о классических трудностях не просто живописца-монументалиста, а художника храмовой живописи.
- Помимо радости и духоподъемности такого Богоугодного творчества есть, конечно, немалые трудности. Взять этот храм: вся живопись была закрашена, изуродована, заляпана штукатуркой, сбита. Надо освободить роспись, вернуть к жизни. Ведь главная моя задача - восстановить, воссоздать подлинник, а своего внести как можно меньше. Есть трудность охвата огромного пространства - сферического, уходящего под разными углами. Ведь живопись не может соответствовать плоскостному изображению. И, конечно, нужны огромные физические усилия. Откровенно говоря, я даже удивляюсь, как тогдашние мастера работали - без стальных лесов, электрического света. При свечах, наверное, творили. Это же безумно трудно, недаром итальянские художники (они в основном работали в пушкинскую пору), которых тогда называли плафонщиками, не доживали до 50 лет.
- "Русский Дом" желает вам сохранения могучего здоровья и долголетия. Поделитесь в заключение, что успеете сделать к июню, к юбилею поэта?
- Надеюсь закончить придел, который назван в честь иконы Всех Скорбящих Радости. Придел той трапезной части, где как раз венчался Пушкин с Гончаровой. Ведь и при нем главная купольная часть была еще не готова, даже сам храм достраивался. Закончу восстановление именно той живописи, тех образов, которые видели венчающиеся раб Божий Александр и раба Божия Наталия.
Интересно бы узнать, какие молодожены придут первыми венчаться в летние праздничные дни под эти своды с восстановленной росписью…