|
Семья
ВЫЖИВУТ ЛИ КЛИМЕНКОВЫ?
А.В. Полушин
Александр Константинович Клименков,
герой сюжета телепередачи "Русский Дом" от 14
августа 1997 года, еще 10 лет назад доказал, что в
России можно жить в материальном плане не хуже,
чем где бы то ни было. Жить своим трудом, на своей
земле, не надрываясь и не прося никого о помощи.
Для этого он и переехал из Вязьмы в небольшое
село Покров, проложил туда асфальтированную
дорогу, перевез семью, взял в севооборот 120
гектаров земли. Выкупил старый, заброшенный дом
для себя, отстроил новый для сына. Четыре года
назад продал скот и на месте прежней церкви,
взорванной немцами, возвел новую. В общем, сделал
все, чтобы показать, как можно возродить Россию -
через деревню, храм, через свой хутор. Себе-то
доказал, да кому это нужно? - спрашивает он теперь
и не находит ответа.
- Я считаю, что на уровне нашего правительства
идет какая-то измена, - говорит Клименков, - потому
что еще сейчас что-то можно спасти в сельском
хозяйстве, но я думаю, что через пять лет будет
необратимый процесс.
Еще в бытность директором совхоза, Клименков
образовал вокруг себя куст фермеровских
хозяйств, оснастил их техникой. Дальше надо было
создавать мини-заводик по переработке продукции,
сеть магазинов по ее сбыту. Автобус должен был
ежедневно развозить детишек в школу и обратно. Но
гладко было на бумаге, да замучили овраги.
Клименков считает, что причина неудач в том, что
государству нужна не продукция отечественных
фермеров, а нужна английская говядина, потому что
она дешевле.
Доказать Клименков никому ничего не сумел. И хотя
из 18 фермерских хозяйств, созданных им,
сохранились 17, но существуют они как осколок
незавершенного механизма: вроде работает, но
шестеренки как-то в разнобой, сами себе
предоставлены.
Хозяйство Клименковых несколько лет назад
отказалось от продажи своей продукции в городе.
- Нам было выгодно только тогда торговать своей
продукцией, когда бензин был намного дешевле, чем
молоко - говорит Нина Викторовна Клименкова, - а
потом все поменялось: молоко стало дешевле, чем
бензин. Нам даже стало выгоднее вылить его здесь,
чем куда-нибудь возить.
Теперь невестка Нины Викторовны Лена торгует на
городском рынке тем же, чем и все. Есть еще свой
магазинчик в воинской вертолетной части, но -
неплатежеспособный народ стали офицеры
Российской армии. 4 месяца зарплату не получают.
Приходится давать все в долг.
Незадолго до нашего приезда случилась еще беда.
23-летний Роман, постепенно перенимающий
хозяйство из рук отца, рассказал, как кто-то
ворвался ночью на ферму, зарубил двух коров, да
видно мало просто ограбить, нужно было еще
покуражиться. Стекла в тракторе выбили, чтоб
неповадно работать было.
- Обидно, наверное, было? - спрашиваю у Романа.
- Ну, конечно, я же этих коров вырастил, сам
принимал отелы, выхаживал телятами, а потом... И
ведь не украли и даже не убили корову - не смогли -
просто очень сильно искалечили, пришлось самим
ее резать потом.
В последнее время глава семейства Александр
Клименков погрустнел. Разочаровался в людях.
Говорить ни с кем не хочет: кажется ему, что
заранее знает, как скажут, что сделают. Так устал,
будто и не свою жизнь живет. Своими руками сделал
себе гроб, чтобы быть до конца честным. Нужно быть
готовым к смерти, говорит.
А на смерть-то он нагляделся. Неподалеку - поле
памяти. Такое имя оно получило благодаря
Клименкову, до этого было просто одним из
вяземских полей, на котором в 41-м сложили свои
головушки солдаты четырех армий. Сложили в
окружении, в так называемом Вязьминском котле, о
котором по сю пору мало кто знает. Клименков
сначала поставил памятник не вернувшимся с войны
механизаторам, потом постепенно стал
перезахоранивать останки бойцов, найденные на
поле. Обязательно приглашал священников,
поставил крест. И все это еще в самом начале
"эпохи плюрализма и гласности". Дождался,
когда на выездном заседании партбюро стали
исключать из партии, но русскую память ему все же
не отшибли.
- А вообще, как вы считаете, памятливый ли мы
народ?
- Я считаю, что мы иваны не помнящие родства, -
отвечает Клименков. - Мы превратились в
роботов-манкуртов.
- Странно все-таки на поле памяти от вас об этом
слышать.
- Ну что ж? На самом деле так оно и есть. Посмотрите
вон табличку. Она прострелена - из винтовки или
еще из чего-то. Понимаете? Как можно назвать таких
людей? Дорожим мы памятью? Кто мы?
- Нас учат обманывать, выкручиваться, - продолжает
Клименков, - заставляют, чтобы мы содержали
местных чиновников, учат нас давать взятки,
пресмыкаться перед ними. Нас ставят в не
свойственное для русских православных людей
условия, разжигая вражду между нами. Но со мной
сын, у него две дочки, и я думаю, что если даже меня
не станет, то я уже все сделал. Может быть, моя
судьба - служить тем гумусом, удобрением, которое
будет способствовать росту родового дерева.
Каждый день в 11 часов Клименков приходит в храм,
облачается в одежды дьякона и служит обедню.
Дьяконом его рукоположили, когда стало ясно, что
никто из духовенства в заброшенное село служить
не поедет. Служит Клименков, как правило, в
одиночестве. Недавно залетели две ласточки и
пробыли здесь до конца службы. На праздники
заходят старушки. Летом с интересом заглядывают
дети, привезенные на дачи. На выходные Клименковы
собираются в храме всей семьей.
От редакции: Пытаясь узнать, как живут и
здравствуют Клименковы на сдачи номера в печать,
мы позвонили в управление сельского хозяйства
Вязьминского района. Дело это мучительное:
Смоленская область, самая "западная" в
Российской Федерации, имеет всего лишь две линии
автоматической связи: собственно смоленскую и
гагаринскую. Бравшие трубку чиновники и
секретари сильно сомневались, что клименковское
хозяйство еще существует, на точно сказать
ничего не могли. Часто повторялись слова
"долги", "мелкое хозяйство". В общем,
понятно...
Но главное, что сами Клименковы живы-здоровы.
Стоит на месте возрожденный храм (хотя все еще
нет в нем священника) и существует по-прежнему
"поле памяти". Вот оно как в жизни
получается: чтит человек чужую память и этим по
себе память оставил. Может быть, это и есть
главное? Может быть, закон выживания русского
человека в этом и состоит?