|
Во дни великого поста
О ПОКАЯНИИ
Проповедь архимандрита Алипия
Наступило время Великого поста.
Святая церковь учит: "Глава добродетелей
молитва; их основной - пост. Пост есть постоянная
умеренность в тех благоразумной разборчивостью
в ней. В общежитии существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-либо в виде наказания; - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью и этим облегчить свое приближение к Богу. Смысл поста: Послушания Церкви. Облегчение тела - "помышления смертных нетверды и мысли ошибочны, потому что тленное тело отяжеляет душу". Упражнения воли, самоограничение, отказ, жертва. Правила поста установлены Церковию с целию вспоможения чадаь ея, какъ руководство для всего христианскаго общества. |
При этомъ предписано каждому
разсматривать себя съпомощию опытнаго и
разсудительнаго духовнаго отца, и не возлагать
на себя поста, превышающаго силы: потому что,
повторяеьъ, постъ для человека, а не человекъ для
поста; пищею, данною для поддержания тела, на
должно разрушать его.Как в наркозе, в опьянении,
во сне - так и в посте человек проявляет себя у
одних проявляются высшие способности духа,
другие делаются только раздражительны и злы; -
пост открывает истинную сущность человека.
(Святитель Игнатий Бренчанинов).
В теме поста и покаяния не
раз обращался в своих проповедях архимандрит
Алипий (Воронов)+ 1975 - одна из самых ярких
личностей русского православного монашества
середины ХХ века. Офицер, боями прошедший всю
войну до Берлина, замечательный художник и
иконописец, наконец монах, наместник никогда не
закрывавшегося за всю историю Псково-Печерского
монастыря - он наверняка еще привлечет внимание
историков как один из тех, кто при помощи Божией
сохранил Святую Церковь в богоборческом
государстве. Сейчас в Сретенском монастыре
готовится сборник его проповедей. Одну из них мы
публикуем для наших читателей.
+ + +
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
"И остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим", - вот слова молитвы
Господней, которые составляют основу
христианской жизни и нашего спасения. Недаром
ученики Христовы - святые апостолы - просили
Господа научить их молиться, и Он научил их
молитве, которая называется молитвой Господней.
"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя
Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля
Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный
даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и
мы оставляем должником нашим; и не введи нас во
искушение, но избави нас от лукавого".
В этой молитве "и остави нам долги наша, якоже и
мы оставляем должником нашим" - есть главные
слова, от которых зависит наше душевное спасение.
В святом Евангелии Господь нас учит: если вы
прощаете друг другу прегрешения ваши, то и Отец
Небесный простит вам: а если не прощаете, то и
Отец Небесный не простит вам прегрешений ваших.
Есть много людей, которые
читают молитву Отче наш несколько раз в день, а
сами имеют в сердце зло на ближнего своего.
Подумайте, христиане, как вы молитесь, вы
говорите ложь, вы обманываете Бога. Вы просите у
Бога прощения своих грехов и говорите, что
прощаете ближним грехи их, а сами не прощаете их.
Вы молитесь в свое осуждение, к своим грехам еще
прибавляете грех - обман, ложь...
На самом же деле это далеко не так: все люди
прекрасны, и все окружающее нас - прекрасно, но
враг-сатана, который залезает в наше сердце - отец
лжи, клеветник. Он лжет и клевещет на людей,
возбуждая нас ненавидеть их. А мы верим этой
клевете и глубоко обманываемся.
… Человек - это дивное существо, он вмещает в себе
всю вселенную. В нем живет Троичный Бог с
Ангелами, но живет и сатана со своими
ангелами-бесами, который свидетельствует через
нашу грехолюбивую плоть, любящую хорошо поспать,
поесть, повеселиться, и внушает нам, что нет
никакой вечной жизни, а потому: ешь, пей, веселись,
ибо завтра умрем, и ничего не будет: ни хорошего,
ни плохого - это обычная фраза у людей, которые не
любят никакого воздержания.
А часто бывает и так, что у человека все
прекрасно: здоровье хорошее, в семье полное
благополучие, а его гнетет тоска, он нигде не
находит себе места. Почему это так бывает? Да
только потому, что внутренний человек, душа его,
не получая духовной пищи, умирает, а плотские
наслаждения оставляют в нем только одну скуку и
разочарования. В душе такого человека - ад, он
возлюбил сатану с его ангелами, сам страдает от
них и не имеет силы избавиться от них.
Человек неверующий часто приходит в отчаяние от
своего адского состояния. Человек же верующий, но
своим нерадением к молитве допустивший в свое
внутреннее жилище - сердце вселиться
отвратительным бесам, тяжко страдает, хочет
избавиться от них и обращается к Божией помощи.
Святая Православная церковь - наше общее сердце
для всех сердец человеческих, в своих
трогательных песнопениях и молитвах учит нас,
как мы должны обращаться к Богу за этой помощью,
чтобы очистить свое внутреннее жилище - сердце от
бесов. Господь услышит наш вопль, придет и
поможет. Житейское волнующееся море затопляет
нас. Некогда апостол Петр утопал в море, но он
воззвал ко Господу: "Господи, спаси меня!"
Господь подал ему руку и сказал: "Маловерный!
Зачем ты усомнился?" (Мф. 14, 30-31).
Чтобы Господь услышал наш сердечный вопль и
помог нам, надо иметь твердую веру в Него.
Верующему человеку, погибающему во грехах (так
как, живя в этом мире, невозможно не согрешить),
Господь поможет, вытащит его из пучины страстей
чрез Таинство Покаяния.
Таинство Покаяния состоит из трех частей. У нас
был один монах, очень мудрый, у него часто
спрашивали, каялся ли он в грехах? Он отвечал, что
он исповедовался, но не каялся. Значит, есть
разница между исповедью и покаянием. Достаточно
одного свидетеля, которому Господь дал власть
вязать и решить; этот священник может разрешить
человека от грехов, но иной раз за тяжкие грехи
может наказать и наложением епитимьи на срок,
который определен святыми отцами за тот или иной
тяжкий грех...
Итак, когда человек-грешник будет исповедовать
пред священником свои грехи, то бесы будут
отходить от человека на небольшое расстояние...
Что же еще требуется, чтобы они не вселялись
снова в сердце человека? Для этого требуется еще
вторая часть исповеди - покаяние. Нужно
поскорбеть, сожалеть, заплакать о том, что своим
нерадением, леностью допустили в свое сердце
отвратительных бесов, осквернив свое тело,
которое должно быть храмом Святого Духа.
Когда человек искренно покаялся, бесы изгнаны из
сердца, необходимо еще третье условие, чтобы они
вновь не могли вселиться в свое жилище. Нужно
свою внутреннюю комнату заполнить Святым Духом,
что и достигается искренней молитвой и Святым
Таинством Причащения.
Будем просить Господа, чтобы Он научил нас
смирению, а для этого все доброе, что мы сделали,
не будем приписывать себе, а будем относить к
помощи Божией, иначе если даже будем поститься,
то ничем не будем отличаться от бесов, так как и
бес не ест, не пьет и не спит, но не имеет смирения.
За свою гордость он и ниспал с неба. И мы, если не
смиримся, то не сможем подняться до неба.
Апостол пишет: "Бог гордым противится, а
смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6).
Итак, да поможет нам Господь от чистого сердца
простить своим врагам, рассмотреть, продумать
всю свою прошлую жизнь, и как мы молились
молитвою "Отче наш" - может быть, мы молились
не во спасение, а в свое осуждение, не прощая
своим ближним прегрешений их, и лгали перед
Богом.
Будем просить у Господа помощи искренно
покаяться перед духовником, как свидетелем, во
всех своих грехах и, по возможности, сотворим
дела милосердия для своего очищения; тогда
Господь соделает нас жилищем Святого Духа и
сподобит с радостью встретить день Светлого
Воскресения Христова. Аминь.
Архимандрит Алипий (Воронов) 1961 г.