|
Россия - удел Пресвятой Богородицы
СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ
(Православная церковь и русское воинство)
В.Н.Николаев
Есть вздорное мнение, будто христианин не
должен воевать, так как война это убийство, а в
Библии сказано "не убий". Да, такая заповедь
есть, но где она содержится? В так называемом
"Синайском законодательстве", данном
Моисеем своему народу в качестве письменного
гражданского уложения, которого, до тех пор у
него не было. Что же удивительного в том, что
убийство соплеменника объявлялось уголовным
преступлением? В этом так же мало собственно
христианства, как и в заповеди "не кради", -
на определенной стадии развития такие запреты
формулируются во всяком государстве, ибо без них
в нем не будет порядка и оно не будет достаточно
прочным. Конечно же, у Моисея, как и у других
национальных законодателей, принцип "не
убий" являлся чисто внутренним и никоим
образом не распространялся на неприятеля. Более
того, Ветхий завет до небес прославляет
военачальников, беспощадно уничтожавших целые
племена безбожных соседей, и осуждает проявление
к ним жалости или снисходительности. Первый
израильский царь Саул даже лишился вышней
благодати за то, что, перебив народ Амалика "от
мужа до жены, от отрока до грудного младенца",
не перебил также и весь вражий скот, оставив
лучших животных в качестве трофея.
Новый завет не отменяет закон
Моисея, а дополняет и уточняет его, переставляет
в нем акценты. Он сосредоточивает внимание не на
истребление врагов, а на том, чтобы класть душу за
други своя. Он учит не убивать, а умирать, но как
умирать - в честном бою, мужественно сражаясь до
конца. Войны были до Христа и остались, но в
язычестве они порождались ненавистью, а теперь
сделались формой стояния за Истину. Естественно,
эта концепция была принята и Русью после того,
как она приобщилась к христовой вере. И Русская
Православная Церковь с самого начала не только
благословляла своих ратников, но была могучей
силой, содействовавшей их победам. В литургию она
включила молитву "О богохранимой стране
Российской, властех и воинстве ее" и о спасении
душ "вождей и воинов на поле брани убиенных и
живот свой за Веру Православную и отечество
положивших". По ее молитвам знамения и чудеса
не раз спасали наше войско, как это было в 1395 году
при нашествии Тамерлана на Москву. Еще одно
свидетельство покровительства Божия защитникам
Руси - то, что их единодушно благословляли наши
великие подвижники, устами которых говорило само
Евангелие. Об одном из них, не столь пока
известном, как он того заслуживает, мы и хотим
сегодня рассказать.
Жил он во время, подобное нашему. Вырос
в могучей стране, внушавшей страх врагам и
способной обеспечить тем своим гражданам,
которые этого хотели, "тихое и безмолвное
житие во всяком благочестии и чистоте" Сама
природа внушала крестьянскому отроку Илье
любовь к безмолвию. С горки, на которой стояло его
родное село Кондаково, он спускался к
прозрачному ключу и, сидя в уединении у
источника, впитывал несравненную красоту
русского леса, прикасался через нее к самому
Богу. В какой-то момент пришло решение посвятить
Ему всю свою жизнь. Но, когда он стал взрослым, в
России, как и сегодня, началась смута, и над
гибнущей землей понеслись жадные клекоты
делящих ее между собою хищников.
Бог подсказал ему род служения. За грехи царя и
народа Россию ожидало лихолетье, великие
страдания. Господь определил своему ревностному
слуге заранее брать страдания на себя, научится
их претерпевать и научить этому других. Илья
принял постриг и вступил в братию
Борисоглебского монастыря, основанного в
четырнадцатом веке по благословению
преподобного Сергия Радонежского. Так с самого
начала подвиг Иринарха проходил подходил под
сенью этого святого, с которым, как мы увидим, его
объединяет не только то, что они были земляками.
Подвиг этот был непостижим уму. Объем
физической боли, которую добровольно брал на
себя молодой инок, не вмешивается ни в какое
воображение. После пострига он увидел на улице
Борисоглеба разутого нищего и отдал ему свои
сапоги, с тех пор и до самой смерти - а скончался
он шестидесяти восьми лет от роду, - ходил круглый
год босиком, а ведь морозы тут до сорока градусов.
Крошечная келья, в которой он затворился, не
имела печи, и в студеную пору пол и стены были
ледяными. Попробуйте-ка пожить неделю в январе с
отключенной батареей: даже под горой одеял вы
станете роптать и жаловаться, а Иринарх по многу
месяцев жил в обледеневшей келье без всяких
одеял и непрерывно славил Господа. Но пытка
холодом еще не все, чему подверг себя затворник, -
он возложил на себя вериги, вес которых постоянно
увеличивал: железное кольцо, железный пояс и сто
сорок два медных креста. Похоже, в истории
христианской аскетики подобного самоистязания
не было.
Конечно, такая исключительность
подвига Иринарха Борисоглебского связана с
исключительностью его времени. Внешне
благополучная Россия шла навстречу страшному
бедствию. В истории нет жесткой
предопределенности, истинный Бог, которого нам
открывает христианское учение, - это не рок
древних греков, а творческое начало,
привлекающее в качестве сотворца человека,
поэтому ход событий зависит не только от Бога, но
и от нас. По своей великой милости, Бог всегда
дает нам последний шанс. На рубеже семнадцатого
века Россия подошла к краю гибели. Кара за
прегрешения была не приговором, который не
подлежит обжалованию, а испытанием. Насколько
суровым оно было, мы знаем по свидетельствам
очевидцев. Как говорит историк М.В. Толстой,
"наступили времена ужаса, безначалия и бунта
народного. Дума боярская, присвоив себе
верховную власть, не могла ни утвердить ее в
слабых руках своих, ни утишить народной тревоги,
ни обуздать мятежной черни… Казалось, что
русские люди уже не имели ни отечества, ни души,
ни веры; что государство издыхало в страшных
судорогах".
Вот испытание, назначенное для всей
Руси! И за целых тридцать лет до его начала
богоизбранный, сильнейший из сильных, пречудный
и предивный русский инок начал проходить его в
одиночку. Разумеется, при всем природном
здоровье и крестьянской выносливости он не
перенес бы и сотой доли того, что перенес, если бы
ему не помогал Бог. Когда в человеке действует
высшая сила, его поступки не могут быть
случайными - через него осуществляется Промысел.
К чему же готовил Господь изумительно
затворника? Он помогал ему обрести такую силу
духа, которая смогла бы смутить и остановить
врагов, а своих укрепить и поднять на ратный
подвиг ради спасения Отечества.
Молва о неслыханном подвижнике быстро
распространялась. И к моменту, когда началась
смута, его имя было одним из самых почитаемых на
Руси, очень чуткой тогда к проявлениям святости.
Слухи о его сверхчеловеческих деяниях достигли и
ушей возглавлявших интервенцию воевод, а
поскольку Борисоглебский монастырь оказался в
самом центре обрушившегося на Россию
враждебного вихря, это сыграло явно
промыслительную роль. Когда в 1609 году враги
завладели Ростовом, грозный пан Микульский лично
явился к Иринарху и спросил, кого он считает
царем. Если бы чудотворец признал Лжедмитрия, это
было решающей поддержкой для самозванца, но
старец спокойно ответил: "Я живу на Руси и знаю
русского царя, а другого не ведаю".
Удивительно, что беспощадный к противникам
Микульский не тронул монаха, говорившего с ним
столь дерзко.
Затем со знаменитым аскетом пожелал
поговорить сам предводитель захватчиков пан
Салега. Позже он писал: "Во многих землях я был
и встречал многих духовных лиц, но такого
благодатного батьки нигде не видал".
Несомненно, ореол славы Иринарха действовал и на
поляков. Войдя в келью преподобного, Сапега
почтительно сказал: "Благослови, батько, как
терпишь ты эти муки в такой темнице?" "Для
Бога терплю, - ответствовал старец - а ты, пан,
возвратись в свою землю, полно тебе разорять
Русь. Если не выйдешь из Руси, Богом тебя уверяю -
убьют тебя в нашей земле". Известно, что Сапега
прислал потом затворнику пять рублей и строжайше
запретил солдатам разорять обитель. Спустя три
года другой воевода сообщил Иринарху об
исполнении его пророчества: Сапега не ушел из
Руси и был убит под Москвою. "И вам не быть
живыми, если не уйдете в свою землю", - сказал
ему преподобный. На этот раз ляхи оставили
Ростов, никого не ограбив.
Как видим, Иринарх нанес захватчикам
такое поражение, какого не могли нанести никакие
войска: лишил их чувства правоты, которое на
войне важнее всего другого. А в русских ратников,
наоборот, вдохнул уверенность и решимость
бороться до конца. Глава второго ополчения князь
Димитрий Пожарский, как и Сапега, приходил к
старцу и получил благословение, вполне возможно,
что это повлияло на решение князя идти на Москву.
А перед самым сражением Иринарх прислал ему
весточку и предрек победу.
Жизнь христианина есть вечный бой,
независимо от того, носит он оружие или нет.
Преподобный Сергий Радонежский и преподобный
Иринарх Борисоглебский не возглавляли боевые
дружины, как святой благоверный князь Александр
Невский, но и они были военачальниками в самом
точном смысле в самом точном смысле этого слова:
один положил начало свержению
Татаро-монгольского ига, другой -
польско-литовского. Первый вышел уже из забвения,
которому предали его атеисты, второй - не совсем.
Правда, в Ярославско-Ростовской епархии имя
преподобного Иринарха звучит все громче. По
инициативе наместника Борисоглебского
монастыря игумена Иоанна в Борисоглебе
проводились Иринарховские чтения, совершались
крестные ходы на источник в Кондакове. Но по
справедливости, преподобного должны славить все
русские люди, особенно воины, которых он и
сегодня может вдохновить на защиту Отечества.
Разве сейчас мы не видим свое государство,
"издыхающим в страшных судорогах", разве не
бунтует против закона и порядка чернь, именуемая
ныне криминалом и мафией, разве не бессильна наша
Дума в попытках присвоить себе высшую власть?
Преподобный отче наш Иринарше, внуши всем, кто
любит Россию, неколебимое чувство правоты и
воздвигни наших воинов на стояние в правде и на
защиту Родины от внешних и внутренних врагов!