|
Мы русские - с нами Бог
КОННЫЙ ПЕРЕХОД В ЧЕСТЬ 400-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ В
ИРМЕНСКОМ СРАЖЕНИИ
Отец Дмитрий Полушин
"Лета от сотворения мира 7106, а от рождества Христова 1598 году повелением царя Бориса Федоровича в Сибири от Тарскова города ходили воеводы воинским ополчением в поле в поход за царем Кучумом", - читаем в Сибирской летописи. К этому времени уже пал в неравной схватке легендарный Ермак Тимофеевич, уже русские люди не боялись набегов из-за Уральских гор, но жив еще был хан Кучум, отчаянно сопротивлявшийся продвижению России на восток и юг Сибири. |
И вот под водительством Андрея
Воейкова отряд в 405 человек, из стрельцов, казаков
и служилых татар, день и ночь скакал по
сожженному солнцем Приобью, делая короткие
остановки для отдыха лошадей, и, наконец, после
многих лишений встретил стан Кучума у реки
Ирмень. (Ныне это историческое место затоплено
Обским морем).
"И пришел я, холоп твой, на Кучума-царя в
двадцатый день на солнечном восходе, и бился с
Кучумом-царем до полдень, и Божьим милосердием и
твоим государевым счастьем Кучума-царя побил",
- доносил царю Борису Годунову Воейков. 20 августа
кучумово войско потеряло шесть князей,
пятнадцать мурз и триста воинов. Пятьдесят
охранников и пять сыновей Кучума попали в плен, а
сам он сбежал с поля битвы и вскоре погиб в
Ногайской орде. Так 400 лет назад завершилось
завоевание Сибири.
Походный дневник священника
26 июля, воскресенье
Экспедиция выступила сегодня. Лошадей
подковать не удалось - перевелись в деревнях и
подковы, и кузнецы. Паромом переправились через
Иртыш. Команда и пассажиры с интересом
оглядывают нас - 14 конных, 5 упряжек, казачья
форма, стяги, знамена. "Вы что, настоящие?.. А
шашку покажи…" Казаки оружие в руки не дают -
не игрушка, а вот показать владение им - не
ломаются. Джигитовка, рукопашный бой. И, конечно,
песни.
Иртыш меньше Оби. Крутая излучина,
берег пологий, заросший лиственными деревьями. А
противоположный, куда переправляемся, - высокий
яр, могучие сосны и ели, круто вверх идет дорога.
Когда переправились, оглянулся - мы на подъеме
растянулись, внизу изгиб Иртыша, смыкаются сосны.
Идем!
Слева - Екатерининское, там, по
"разведданным", сектанты разбили лагерь.
Подъезжаем к местным жителям - они молча, из-под
руки, с достоинством смотрят на нас:
"Здравствуйте, а вы кто ж такие будете?"
Раздаем газеты, где сказано о юбилее, о нашем
походе. "Молодцы, хорошее дело затеяли…"
Все-таки удивительно - народ наш духовно не
образован, но Бога помнит, чужое не принимает
сердце… Раздал им книжки, Евангелие,
молитвословы. Снабдили они нас огурчиками, мы
развернулись, поехали дальше. Казаки впереди
строем, за ними моя кибитка, на ней стяг со Спасом,
за мной - остальные. "Стой!" - опять у кого-то
"рассупонилось", - ослаб ремешок,
стягивающий хомут. Ночевку выбрать не просто -
тайга стеной, справа колея, вдоль нее можно
расставить кибитки, дальше - лошадей. Комаров -
что-то невероятное. Чай пьешь с комарами, ешь - на
ложке уже комар, зудят, аж звон стоит. Казаков,
по-моему, ничего не берет. Ночью купаться пошли на
речку с песнями.
За день пройдено 33 км.
28 июля, вторник
Ночевали в Евлантьевке. Участковый
милиционер на машине сопроводил к речке, показал
удобное место стоянки. Кибитки - в полукруг,
распрягаем лошадей. Каждую надо привязать к колу,
вбитому в землю. К деревьям - нельзя, обмотаются
веревкой, ноги переломают. Речка называется Уй.
Извилистая, берега крутые, заросшие ивняком,
черемухой. Вода - как хорошо заваренный чай
(торфяники). Солнце отражается в воде, вид - аж дух
захватывает!.. Все хорошо, только лошадям к воде
не подойти - слишком топко. Таскаем ведрами
наверх.
Приехали местные жители, разговоры,
песни… Солнце село, туман по ложбинкам стекает к
реке. Комаров-то, комаров!.. Крики: "Сюда! Скорей!
Конь упал в овраг!" Бежим. Конь завалился в
овражек, веревкой захлестнуло шею, уже, кажется,
не дышит. "Нож, быстро!!!" - коршуном бросается
Сергей Крюков вниз, перерезает веревку,
расталкивает коня, тот, вытаращив глаза,
выносится наверх… Уф-ф-ф, слава Богу!.. Обошлось.
За день пройдено снова ровно 33 км.
Утром выходим на трассу. Заглядываю под телегу -
ай-я-яй! Изделие тарского завода - сломались
железные упоры передка. Разворачиваюсь на МТС. За
мной конный казак - у меня на кибитке укреплен
стяг со Спасом и вообще не положено батюшку
одного отпускать. Девять утра, во дворе МТС
семеро мужиков. "Ну-ка, навались!" - поднимают
телегу, снимают с передка. Заваривают. Сейчас
зубилом срубим заклепки, отшлифуем быстренько.
Русский мужик работать умеет, нам бы только не
мешали. Вот у нас немцы привезли проект дома
строить, сами месяц его вертели-вертели, а наши
взяли да построили за две недели!" "А
качество?" "Так для себя ж строили!… Батюшка,
а что это за "белые братья", у нас тут одного
охомутали, ходят и ходят. Они у него дом требуют -
чтобы на них переписал". Посоветовал - этих
"братьев", по-хорошему, прогнать из деревни.
За детей ведь примутся, у них одна из главных
заповедей - ненависть к родителям.
Возвращаемся в колонну, слышу слева гортанный
голос: "Эй, дорогой!.. Уважаемый!"
Оглядываюсь - за нами тоже
колонна - "Нивы", "Шестерки" с прицепами,
чумазые рожицы цыганят. Табор! "Мы, - говорят, - с
1959 года на машинах, а вы - на конях, молодцы!.."
29 июля, среда, утро
Ночевали в Петропавловске. Деревня - всего
одна улица, дома старые, но добротные, большие. Не
успели остановиться - подъезжает мотоцикл, из
коляски выгружают банки с молоком, огурцы.
"Спасибо, сколько стоит?" - "Да нисколько,
берите, берите!" Кони пасутся рядом с лагерем,
привязанные к кольям. Идем искать, каждый своего.
Конь косит огромным, влажным глазом на луч
фонарика, боязливо шарахается в сторону…
Тп-р-ру… Хватаешь его за веревку, гладишь по
теплой морде - успокаивается. Понимает - поить
ведем. Как долго пьет!..
Утром подходят старики - недавно у них погиб сын,
до сих пор не отпевали. Берем угольки из костра,
епитрахиль. Сотник уже давно определил мне в
помощники Виктора Лукинцова, в походе он у меня
"служкой", раздувает кадило. Видно, что
старики - люди воцерковленные, крестятся,
кланяются. Как могу, утешаю их. Сын у них был
добрый, в Бога веровал. В церковь не ходил - так
нету ее. Деревня-то Петропавловкой зовется,
значит, была церковь - в честь первоверховных
апостолов Петра и Павла. Давно это было, в другое
время…
9 июля, полдень
Ельничное - последний населенный пункт
Омской области, судя по карте - дороги дальше нет.
Окраина цивилизации - ни киосков, ни рекламы…
Господи, хорошо-то как! Живут люди своим умом и
своим трудом… Огромные поленницы березовых дров
запасены на зиму, уголь сюда не завозят. Строем
входим в деревню, впереди с вытаращенными
глазами, стоя на подножках, несется мотоциклист и
орет: "Белые! Белые!!!" У ворот сгорбленная
старушка лет 90 молча крестится. Это уже не шутки -
она-то видела, когда лет 80 назад они уходили
отсюда…
После обеда выступаем дальше. Густой лес, кочки,
бьет по ухабам нещадно. Сзади крики: "Стой!.."
- сломалось крепление оглобли. Рокот трактора - ни
раньше, ни позже - едет тракторист из Орловки. У
него находится нужный нам болт, трогаемся дальше.
В Орловке, благодаря трактористу, нас уже ждут.
Наутро приглашаем жителей на молебен и на
Крещение.
30 июля, четверг
В 9.00 утра никто из деревни не пришел, я
даже растерялся. Потом стали подходить. Пока
скотину подоили, пока выгнали в стадо… Начинаем
водосвятный молебен. С трепетом разбирают святую
воду. Затем - Крещение. Виктор не успевает
записывать всех. Начали Крещение - подходят еще. И
младенцы, и взрослые - женщины, мужики… Час, два,
три. Крестил прямо в речке, полным погружением,
как положено. Визги, крики!
После Крещения - импровизированный
концерт. Среди фольклористов Орловка - деревня
известная, и вот теперь казаки привезли песни,
которые родом отсюда! Многие поют вместе с
местными жителями.
4 августа, вторник
Утром пересекаем трассу, в километре -
татарская деревня Чаргары. У администрации
района были опасения насчет "межэтнического
конфликта". Как же можно настолько плохо знать
собственный народ? Здесь нам оказали такой прием,
какого мы еще не встречали. Остановилась у
водонапорной башни, поим коней. Подходят татары,
рассказываем, что поход посвящен освобождению
Сибири от хана Кучума, о том, что казаки вместе с
татарами разбили своего врага. "Так мы знаем,
он же не татарин был, Кучум-то…"
Нелады с Эстонцем - спрашиваем
ветеринара, вскоре он приходит. Хозяйка зовет в
дом, кормит всех до единого.
Даю хозяйке Евангелие, книги, иконы.
Крепко прижимает к груди, видно, что это для нее
огромная ценность. На околице - разговоры, песни.
Андрей Каримов играет на балалайке
"Подгорную", частушки… Клуб полон - и
русские, и татары. Слушают внимательно, раздаю
книги, иконы. "Батюшка, а крестить будете?"
Деревня степная, крестить приходится… в колесе
от "Кировца" - такой маленький бассейн
установлен в одном из дворов. Крестится более 60
человек. Проезжаем по улице: "Батюшка, примите
хлеб-соль!" На подносе горкой - горячие пирожки.
Входим в Венгерово. Храм старинный, каменный.
Конечно, изувеченный большевиками, но батюшка
уже восстановил купола, внутреннее убранство,
ограду. Рядом еще один храм - великомученицы
Великой княгини Елизаветы, трапезная. Тут же
строится Дом милосердия для стариков. Служим
молебен. Затем концерт. Старинный духовный стих,
былина и только затем - народные, казачьи,
сибирские песни. Андрей Каримов поет боевые
частушки и среди них такую: "Нам хотели
запретить по этой улице ходить. Эй, запретители,
по морде не хотите ли?!"… Он в экспедиции
человек новый и не знает, что администрация
Венгерова не хотела нас пускать в райцентр…
5 августа, среда
Кони шли хорошо, рысью. Казаки затеяли
игру - на скаку отнимать друг у друга шапки. Крики,
ржание, пыль столбом!.. Сегодня до Покровки нас
ведет местный проводник. Хорошо, что сухо, чуть
польет дождик, тут ни на чем не проехать. Покровка
в прошлом году праздновала юбилей - 200 лет,
специально в праздник Покрова, даже священника
из Чанов приглашали.
Молебен. Концерт. Крестим в речке,
называется Ича. Людей, живущих на земле, где сама
жизнь заставляет быть честными, учить заповедям
Божиим специально не нужно. Закон Божий написан у
них в сердце. Крестится более семидесяти человек.
Догоняем наших на "уазике" вместе с
главой администрации. "Не поверите, - говорит, -
мы с 1991 года поголовье ни на одну корову не
уменьшили и зерновой клин увеличили на 600
гектаров". Действительно, на фоне всеобщего
разорения… Хотя, почему разорения? Какие поля мы
видели, какую пшеницу, сенокосы! Запахи - голова
кругом идет, ставь ульи. На земле, у нас в Сибири,
безработицы нет. Погубили хозяйство - люди
работают на своем подворье: "Ничего… Лишь бы
не мешали". Бог в помощь.
6 июля, четверг
Ночевали на полевом стане. Враз заболели
четверо. У Саши Кайманакова температура 39,8.
Алексеев кипит: "Люди болеют, а вы - поете?!
Казаки столпились вокруг Кайманакова: "Это
такой старинный казачий способ лечения -
песнями". Постепенно и Сашка начинает
подпевать. Перебирается к костру… Сегодня уже
скачет впереди всех со своим боевым кличем:
"Чир! Чир!.."
Проводником у нас пастух. Идем прямо по стерне,
без дорог, напрямик. Проходим Мангазерку -
старинное казачье село - жители стоят на улице, от
правого дома двое стариков тянут руки. Сотник
останавливает колонну, старики подходят ближе,
целуют морды коней… Казаки спешиваются, старики
обнимают их, целуют им руки, плачут… Мы понимаем,
что это не нас они благодарят, сегодня мы - образ
их собственных отцов и дедов, сгинувших,
замученных, но не побежденных!.. "Всадники
быстро в поход собирайтесь, садитесь на вороных
лошадей…"
8 августа, суббота
Конным строем вошли в Куйбышев. В
церкви отец Дмитрий Сальников уже ждет, молебен,
трапеза. Затем на площади, в центре - митинг,
большой концерт.
К нам приехал еще один казак - полковник Михаил
Николаевич. Запорожский казак и фамилия у него
такая же - Запорожец. Он из Казахстана, из
Усть-Каменогорска. Запорожский оселедец, все как
положено, может вволю покрасоваться в казачьей
форме, в Казахстане ее законодательно носить
запрещено! Привез знамя своего войска. Теперь на
бунчуке можно добавить новую кисть - к походу
присоединился представитель еще одного
казачьего войска. Михаил Николаевич принял
гражданство России. Так поступают многие жители
Восточного Казахстана, чтобы уберечься от
произвола местной власти. Русского парня в
казахстанской армии ожидают постоянные
издевательства. Уже не один цинковый гроб пришел
в Усть-Каменогорск, причина смерти - "сердечная
недостаточность". …Вскрывают родители гроб
своего сына, а там…После узнают - забили
насмерть, выбросили из окна… Но и не только
страхом руководствуются ребята, отказываясь от
гражданства Казахстана. Служить в армии, где
антирусские настроения становятся частью
государственной политики, русские ребята не
хотят. Вот и едут в Барнаул, Новосибирск. Заходит
к военкому бравый молодец: "Казак такой-то
прибыл для прохождения срочной службы в рядах
армии России!" … А рядом жмутся местные, кому
не удалось увильнуть от своего долга - защищать
Родину… У Запорожца внуку уже 16 лет, хочет
устроить его в наш Кадетский корпус, затем - в
военное училище.
12 августа, среда
Вошли в Убинское. Небольшой домик в
парке, переоборудованный под храм. Отслужили
молебен. На площади перед ДК собрались люди:
"Вы нам что, денег привезли?.. Сказали - деньги
будут давать". Который раз убеждаемся - чем
больше населенный пункт, тем загадочнее люди.
Городской культуры не приобрели, деревенскую
растеряли. Коров не держат, работы нет, вот ждут,
кто денег подвезет…
17 августа, понедельник
В Илюшине крестилось 32 человека, от
мала до велика. Крестили в школе, здесь учат
только до 4-го класса, остальных - с осени до лета -
в интернат. С жалостью смотрю на мальчишек,
девчонок - чистые, скромные глаза. Что творится в
городских интернатах, я знаю, когда принимаешь
исповедь у интернатовских ребят, кровь в жилах
стынет. Может, в райцентрах получше обстановка?
Ох, не знаю… Страшно. Детей должны мамка с папкой
воспитывать, а не чужая тетка, не
развратник-физрук. Помоги им, Господи!
На "уазике" догнали колонну. Идем
по Голодной степи. Наш Сергей Крюков, он из
Дупленки, говорит - страшные места. Сколько
скотины пропало! И люди гибли, последний раз в 1984
году. Зимой волки балуют. Стоит пойти дождю -
заливает все вокруг, какая уж там дорога!
Проскочить бы… А.М. Алексеев едет, держась за
ладанку на груди…
Наконец - вышли из болот. Какая-то
деревня недалеко. Только приготовили обед -
наползает, разворачиваясь, подобно огромному
одеялу, туча. Гул, шквальный ветер, гроза!
Прячемся в кибитки. Ливень шел три часа. Подошли
местные татары: "Еще бы чуть-чуть, вы бы из
Голодной степи не вышли…"
19 августа, среда
Осталось пройти около 40 км, с утра -
солнце, должны успеть. Выходим на финишную прямую
- на Верх-Ирмень. На подходе к селу поражают
выстроенные рядами, как на парад (даже колеса
аккуратно покрашены серебрянкой!) сельхозмашины
- сеялки, культиваторы, плуги, бороны, жатки…
Крепкие дома, целые улицы огромных коттеджей,
асфальт.
Старую церковь в 30-е годы превратили в
клуб, не так давно рядом, в большом доме,
оборудовали новую церковь, поставили купола,
звонницу. Говорят, в тот год, когда ее открыли,
бывший колхоз "Большевик", а ныне - АО
"Ирменское" получило рекордный урожай.
Несмотря на вечер, в старой церкви стучат топоры.
Вспоминаю сомнения, что одолевали меня в начале
пути. На кибитках бодрые транспаранты:
"Дошли!", "400 лет Победы над ханом
Кучумом!", "Мы русские - с нами Бог"….
Последняя ночевка.
20 августа, четверг
С высокой насыпи Ордынской трассы прекрасный вид
на устье Ирмени, Обское море… Волнение
захватывает всех. Даже Барон подо мной не может
устоять, рвется вперед. Перед самой поляной
переходим на рысь, затем на галоп. Огромное поле,
заполненное людьми, видна сцена, автобусы,
палатки. Азарт охватывает казаков. Как там у
Карамзина: "…бодрый Воейков шел день и ночь,
кинув обоз, имел лазутчиков, хватал
неприятельских, и 20 августа, пред восходом
солнца, напал на укрепленный стан ханский. Целый
день продолжалась битва…" "Шашки наголо! -
вырывается команда сотника, - Вперед!!!" Мы
лавой выскакиваем из леса, несемся по полю…
"Ур-р-ра!!! "Чир-чир!..", свист, улюлюканье,
волчий вой. Атака!
Сколько знакомых лиц! Тут казаки, бойцы дружины
святого князя Александра Невского, рукопашники
ассоциации "Русский щит", фольклорные
коллективы, - сегодня всех соединила Вера
предков, память о них, любовь к своей земле. У
огромного закладного камня будущего памятника
дружине А.М. Воейкова служим благодарственный
молебен и заупокойную панихиду по всем воинам
православным, душу положившим за други своя. В
небе проносится вертолет, раскрываются купола
парашютов. Русский спецназ! Мастерство купольной
акробатики, ракеты, разноцветные дымы. Полевые
кухни кормят проголодавшихся. Вот образовался
большой круг, играют гармошки, поют. Вечером
отправляемся на катере Клуба юных моряков в море
- к месту битвы, которое сегодня на дне
Новосибирского водохранилища. Служим панихиду,
на воду спускается венок…
1998 год от Рождества Христова, Новосибирск.
Конец и Богу слава.