Русская линия

 

Русский дом, №2. Оглавление


Зри в корень

ВЕРНУТ ЛИ РУССКИМ ДОЛГИ?
(принцип компенсации)

Л.М. ВЛАДИМИРОВ

         "Русский Дом" продолжает публикацию цикла статей в помощь избирателю (см. первую статью "Русские должны наступать и брать свое!" в №11 за 1998 год).
Парламентские выборы во многом предопределят будущее нашей страны. Команды кандидатов в президенты - Зюганова и Явлинского, Лужкова и Лебедя, Черномырдина и Гайдара - готовятся "обкатывать" свои программы, испытывать общественное мнение. Ключевые проблемы любой пропагандистской кампании - проблемы выхода из кризиса и компенсации нанесенного гражданам ущерба.
Русские, чей голос до сих пор терялся в шумном споре между коммунистами и "демократами", должны на предстоящих выборах сказать свое слово. Для этого требуется ясное понимание того, кто и как завел нас в тупик, кто и как собирается компенсировать наши утраты. Мы должны получить гарантии возврата утраченного не только каждому из нас, но и всем русским вместе. Потери, понесенные Русской Православной Церковью, восточнохристианской культурой, русской семьей, русской школой, должны быть признаны, учтены и заложены в программу действий государственной власти. Тот, кто отказывается серьезно обсуждать эту тему, демонстрирует пренебрежение к проблеме компенсации, стремится уравнять русских с теми, кто поживился за их счет, не должен получить ни одного голоса, что бы он ни обещал в предвыборных выступлениях и программах.


     Принцип компенсации - один из древнейших принципов правового общества. Можно, пожалуй, утверждать, что право прежде всего опирается на принцип компенсации. Древнейшие правовые акты именно из этого принципа и исходили, разрешая споры между гражданами.
Вопреки утверждениям публицистов большая часть обществ мировой истории были обществами свободных граждан, вне зависимости от того, управлялись они монархически, демократически или аристократически. А уж для демократии, принцип компенсации безусловно наиважнейший, иначе ее и демократией назвать нельзя.
Конечно, основу правосознания составляют и другие принципы, но о них в другой раз. Мы все за правовую систему, более того, мы не против, чтобы она была демократической или содержала элемент демократии. Поэтому для нас компенсация - принцип тем более неотменимый, что советский режим сделал все, чтобы он не ощущался в нашей жизни, в правовой системе и системе наказаний.

     Представьте себе: вас, к несчастью, обвинили в убийстве человека. Вы никого не убивали, однако улики таковы, что суд вынес обвинительный приговор. В силу шаткости некоторых улик или милосердия судей вас не расстреляли. Из пятнадцати лет тюремного заключения вы отсидели четырнадцать. Тут и обнаружили благодаря стечению обстоятельств настоящего убийцу. Какую компенсацию может предложить вам общество и государство? Время не обратить вспять, вернуть утраченное за четырнадцать лет зоны здоровье может только Господь Бог. Общество делает то, что ему под силу: приносит извинения публично, в форме публикации, чтобы ни у кого не осталось сомнения в вашей невиновности, назначает вам демонстративно огромную пенсию, дабы вы могли лечиться у лучших отечественных и зарубежных врачей. Справедливо? Несомненно.

    Принцип компенсации должен прежде всего проводиться в интересах каждого человека, каждой семьи - семьи полноправного гражданина, нашего с вами соотечественника. Он должен быть незыблемым и проводиться так последовательно, чтобы никто не сомневался в его необходимости и неотвратимости.
Скажем, по вине муниципальной администрации у вас, помимо объявленных трех недель профилактических работ, еще целый месяц не подавалась горячая вода. Вам нанесен ущерб. Минимальная компенсация - это невыплата вами мзды за соответствующую коммунальную услугу. Или, скажем, вы отравились некачественным продуктом, приобретенным в магазине. Ваше лечение и временная нетрудоспособность (хотя бы и в течение одного дня) должны, естественно, проводиться за счет тех, кто продал вам некачественный товар.

    Прежде всего принцип компенсации распространяется на случаи, когда ущерб нанесен по вине администрации, по вине чиновников. Соблюдение принципа компенсации убережет нас от соскальзывания к худшей из возможных политических структур - к полицейскому режиму. Разумеется, речь может идти и о компенсации по вероисповедному принципу, национальному и гражданскому принципам.
Самый простой пример. В крупном городе, особенно в столице, коммунистический режим пятнадцать или двадцать лет назад насильственно (а что тогда делалось ненасильственно?) выселил вас из старой московской квартиры в некий район, который и сейчас с трудом можно признать частью Москвы - например, в Бутово. Освободившуюся от вас и вам подобных коренных москвичей жилплощадь передают молодежному жилищному кооперативу, в ваш дом вселяют отличившихся комсомольцев, будущих "новых рашенз". Наступает эпоха приватизации жилья. Вы можете до посинения приватизировать никому не нужную квартирку в Бутове, а комсомольцы, посжигав комсомольские билеты, вливаются в ряды новых богачей и приватизируют невероятно дорогую жилплощадь в пределах Садового кольца. Принцип компенсации заключается в том, что вы - коренной москвич или москвич, проживший в Москве не один десяток лет, несомненно вправе потребовать, чтобы вам была возвращена ваша площадь в историческом городе, вне зависимости от того, как на это посмотрят бывшие комсомольцы.

       Несомненно вправе получить компенсацию, исчерпывающую нанесенный ущерб, в том числе моральный, каждый беженец или вынужденный переселенец. Компенсацию должно предоставить правительство той бывшей союзной республики, на территории которой осталось имущество беженца. Никакой срок давности неприменим к подобной ситуации (как и к ситуации вынужденного покидания евреями территории Германии, за что компенсации выплачиваются по сей день). Задержка в предоставлении компенсации вынужденным переселенцам, прежде всего русским, в перспективе ведет только к возрастанию процента, в отдаленном будущем все равно придется расплачиваться либо соответствующему правительству, либо всему народу, повинному в вытеснении беженцев.

      А как действует принцип компенсации национальной? Международные нормы признают право любой народности добиваться восстановления справедливого баланса, если эта народность обделена собственностью, образовательным цензом, теми или иными гражданскими правами. Повторим еще раз, это международная норма. Как она должна действовать в наших условиях? Если, например, в силу постреволюционного геноцида русские снизили свою численность, уровень рождаемости, в силу чего изменился демографический баланс народностей в пространстве СССР, русские имеют право на компенсацию в виде поощрения рождаемости, особых мер по охране русской семьи, особой жилищной политики, без которой неразрешима ни проблема сохранения семьи, ни проблема повышения рождаемости. Если русских дискриминировали в системе образования, в предоставлении мест в аспирантурах и докторантурах, престижных ставок по месту работы, русские имеют право на национальную компенсацию на территориях бывшего Советского Союза, скажем, в Эстонской ССР или Львовской области. Где бы ни находились русские, где бы они ни жили, гражданами какого бы государства они на сегодняшний день ни являлись, они вправе потребовать от администраций хотя бы и безупречно суверенных государств проведения компенсационного национального принципа.

     Известно, что советский режим, превративший так называемый научный атеизм в официальную религию, дискриминировал и угнетал представителей всех вероисповеданий. Однако неоспоримо, Православие - вероисповедание подавляющего большинства населения исторической России - искоренялось наиболее жестко.
Следовательно, мы можем и здесь говорить о компенсации, настаивая на возвращении православного имущества епархиям, монастырям, приходам и добровольным объединениям (например, братствам), восстановлении календарной системы, предоставлении льгот и материальных поощрений для восстановления позиций Православия в системах образования и воспитания. Если поэтические творения суфийского шейха Джалаледдина Руми издавались многосоттысячными тиражами, творения Иоанна Златоуста, поэта не менее великого, не издавались никогда в советское время, то компенсация в этой области - отнюдь не частная инициатива, а долг всего общества и государства. Это касается также и капиталовложений в различные виды искусств, например, в кинематографию, государственной политики в отношении музеев, и особенно библиотек.

       Принцип компенсации следует особенно ревностно соблюдать во внешней, международной политике. Вспомним сопоставления из предыдущей публикации "Русские должны наступать и брать свое!". Если Ирак, оккупировавший Кувейт, подвергался бомбардировкам, а Турция, оккупировавшая Кипр, и государство Израиль, оккупировавшее палестинские арабские территории, бомбардировкам не подвергались, - это является основанием потребовать компенсации населению Ирака. Если сербские территории подвергались военному воздействию, а хорватские нет, даже тогда, когда хорватские власти чудовищно избивали сербов, "зачищая" районы Республики Сербская Краина, - это означает, что сербы имеют право на значительную компенсацию со стороны мирового сообщества и сохранят это право по крайней мере до тех пор, пока кто-нибудь не отбомбится по хорватским городам и селам.
Ваш оппонент в поиске аргументов будет обращаться к нормам гуманизма, принципу ненасильственности и несомненно признаваемому нами всеми принципу равноправия (равноправия граждан, равноправия народов, государств). Не спорьте с подобным оппонентом. Проще ответить ему:
"Равноправие - после компенсации!