На первую страницу

крест
Русский дом, №12. Оглавление


Юбилей

РОССИЯ - БОЛЬ МОЕЙ ДУШИ
К 60-летию Алексея Васильевича Локтева

Исполняется 60 лет со дня рождения Алексею Васильевичу ЛОКТЕВУ, заслуженному артисту России, лауреату Государственной премии СССР. Он родился в южно-уральском Орске, в семье инженера-металлурга. В 1943 году отца перевели на работу в Москву. Алексей занимался в театральной студии при ЗИЛе, закончил ГИТИС, снимался в кино, работал в Малом театре имени А.С. Пушкина. Сегодня Локтев - один из создателей зарождающегося православного театра.

Человек из театральной среды, пришедший к вере, теперь, Слава Богу, уже не редкость, хотя нельзя сказать, чтобы подобное случалось часто. Такова уж природа актерского мастерства, что лицедейство становится для многих артистов второй натурой. Сегодня, допустим, выпала роль праведника, а завтра - негодяя, и ничем они с чисто профессиональной точки зрения не отличаются. Бывают, конечно, артисты, работающие в определенном амплуа, но амплуа - это не нравственное понятие, а узкопрофессиональное. Времена диктуют своих героев, а наши времена - особенно, Сегодня, когда мы живем в мире искаженных понятий, театр стал концентрированным выражением человеконенавистнических идей - якобы для их преодоления. Предположим, мы с помощью злодея на сцене смогли изжить в себе ряд нехороших черт, но каково актеру, раз за разом играющему этого злодея? Что происходит в его душе? Вероятно, что одно из многих противоречий, обусловивших довольно прохладное отношение Православной Церкви к театру.
В актерской судьбе Алексея Васильевича Локтева однажды наступил момент, когда, по его словам, он понял, что, играя в пьесах, находящихся "по ту сторону добра и зла", он может безнадежно погубить душу. К тому времени развился у него и традиционный актерский недуг - пристрастия к вину. Локтев страдал, хотя бросить, но не знал, как. Оказалось, надо просто сказать себе: "Все!" Не "кодироваться", не бегать по врачам, а решить бросить пить окончательно и бесповоротно. И точно так же порвал Локтев с театром низменных человеческих страстей. Но самое главное - именно в это время он пришел к Вере.
И тогда - родился новый Локтев - актер и Локтев - режиссер. О своих теперешних творческих принципах Алексей Васильевич говорит кратко: "Достоевский сказал о Евангелии: "Эта книга непобедима". Если мы будем пытаться ее победить, то победим самих себя, загубив душу".
Алексей Локтев - замечательный мастер психологического, философского, патриотического моноспектакля, выступающий в роли автора пьесы, режиссера и исполнителя главной роли. Даже когда он вводит в действие дАлексей Локтев - замечательный мастер психологического, философского, патриотического моноспектакля, выступающий в роли автора пьесы, режиссера и исполнителя главной роли. Даже когда он вводит в действие дАлексей Локтев - замечательный мастер психологического, философского, патриотического моноспектакля, выступающий в роли автора пьесы, режиссера и исполнителя главной роли. Даже когда он вводит в действие ддвиге. Главная тема в нем - высокая нравственность, жертвенность во имя любимого человека, святость семейных уз. Новый спектакль "Прикосновение" автор определил как "фантастическую реальность по мотивам произведения Ф.М. Достоевского "Дневник писателя" в 2-х частях". Мысль Локтева ясна: спектакль - это прикосновение, только прикосновение (все объять невозможно) к наследию великого писателя, имеющему для нас непреходящую ценность. Автор вместе со своим героем приглашает зрителя подумать над тем, что для нас Россия, какова "особенная стать" русского человека. Идет прикосновение к душам зрителей, которые, оставив на время нашу суету, пронизанную ложью, цинизмом, - выходит из театра, глядя на мир уже другими глазами.
Меня всегда тянет к поэзии, поэтическому театру, - сказал однажды на встрече со зрителями Алексей Васильевич. - Поэзия замечательно выражает духовность человека, передает его страдания, беды, счастье. Все светлое в нас, и поэзия в том числе, - от Господа Бога, все грязное - от слабости, греховности нашей. Я многим обязан своему читателю Б.И. Равенских, прекрасному режиссеру и человеку, он взял меня после института к себе в Московский театр им. А.С. Пушкина. Все постановки Бориса Ивановича поэтичны; любовь к театру, зрителю - у меня все от него".
Спектакль Локтева "Я вернусь..." о певце Игоря Талькова стал частью триптиха "Растрелянные песни России". К Талькову прибавились Сергей Есенин и Николай Рубцов (спектакли "И тебе я в песне отзовусь", "Видения на холме"). Алексей Васильевич зарегистрировал ТАЛ - Театр Алексея Локтева, и хотя у него нет своей площадки, он играет в театрах "Глас" и имени Пушкина, - он не теряет надежды. Возит свои работы в другие города: Севастополь, кимры, Иркутск, выступает в концертах, порой "на общественных началах", мечтает сделать спектакль по произведениям А.Н. Островского. Он убежден, что великий русский драматург значительно глубже, чем костюмированные байки а ля рус, которые нам показывают. "Почему рушатся спектакли? - спрашивает сам себя Локтев и отвечает: - Потому что постановщики вырубают из пьес островского христианскую веру, Православие. А если рассыпан главный стержень жизни русского народа, то невозможно понять и смысла персонажей Островского: Катерины, Кабанихи... надо на все смотреть с точки зрения Православия. Только так".
Приходилось наблюдать реакцию зрительного зала на спектакли Локтева. Ведь плачут люди! Отношение зрителей к своим спектаклям Локтев объясняет так: "Поэтическое слово вскрывает то, что в нас заложено, просыпается подлинная сущность человека. Правдивое русское слово сейчас воспринимается как глоток свежего воздуха в задымленном помещении. Удивительный у нас все-таки народ! Не случайно враги ломают зубы о Россию".
Разгадать свой народ помогают нам работы Алексея Локтева. Это слово - разгадать - любил Достоевский. "Человек есть тайна, - писал он в 1839 году брату Михаилу. - ЕЕ надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
Локтев большой поклонник журнала "Русский Дом": он не только его сам читает, но еще и отвозит в "глубинку" - например, сельскому священнику храма Преображения Господня в Спас-Смердино Ярославской области отцу Вадиму. Передал он и пожелание отца Вадима журналу: "Поклон и благодействие в их Праведных делах. И еще передайте, что "Русский Дом" - хороший дом. В нем жить хочется. Особенно тем, кто любит и верит в Россию".
"Я включил зажигание и нажал на газ - вспомнил Локтев. - машина рванула с места. Проехав где-то около километра, я становился и выключил двигатель. Боже, какая тишина! Я замер, прислушиваясь к этой первозданной тишине природы. Прав Федор Достоевский, когда говорил, что Петербург - это еще не Россия, как и Москва сегодня - далеко ещ0е не вся Россия. Россия здесь! И все для России делается здесь. Без помпезности. Без трескотни заумной. Без ненужной и пошлой торжественности. Тихо и мудро. Делается все это такими служителями церкви, как о. Вадим и еще тысячами и десятками тысяч священников, которые вот так же неприметно, с любовью и смирением, несут нам, погрязшим и запутавшимся в грехах этой суетной жизни".
Добавим: и такими, как Алексей Васильевич Локтев.
С юбилеем вас, Алексей Васильевич!