Юбилей
РОССИЯ - БОЛЬ МОЕЙ ДУШИ
К 60-летию Алексея Васильевича Локтева
Исполняется 60 лет со дня рождения Алексею
Васильевичу ЛОКТЕВУ, заслуженному артисту
России, лауреату Государственной премии СССР. Он
родился в южно-уральском Орске, в семье инженера-металлурга.
В 1943 году отца перевели на работу в Москву.
Алексей занимался в театральной студии при ЗИЛе,
закончил ГИТИС, снимался в кино, работал в Малом
театре имени А.С. Пушкина. Сегодня Локтев - один из
создателей зарождающегося православного театра.
Человек из театральной среды, пришедший к вере,
теперь, Слава Богу, уже не редкость, хотя нельзя
сказать, чтобы подобное случалось часто. Такова
уж природа актерского мастерства, что
лицедейство становится для многих артистов
второй натурой. Сегодня, допустим, выпала роль
праведника, а завтра - негодяя, и ничем они с чисто
профессиональной точки зрения не отличаются.
Бывают, конечно, артисты, работающие в
определенном амплуа, но амплуа - это не
нравственное понятие, а узкопрофессиональное.
Времена диктуют своих героев, а наши времена -
особенно, Сегодня, когда мы живем в мире
искаженных понятий, театр стал
концентрированным выражением
человеконенавистнических идей - якобы для их
преодоления. Предположим, мы с помощью злодея на
сцене смогли изжить в себе ряд нехороших черт, но
каково актеру, раз за разом играющему этого
злодея? Что происходит в его душе? Вероятно, что
одно из многих противоречий, обусловивших
довольно прохладное отношение Православной
Церкви к театру.
В актерской судьбе Алексея Васильевича Локтева
однажды наступил момент, когда, по его словам, он
понял, что, играя в пьесах, находящихся "по ту
сторону добра и зла", он может безнадежно
погубить душу. К тому времени развился у него и
традиционный актерский недуг - пристрастия к
вину. Локтев страдал, хотя бросить, но не знал, как.
Оказалось, надо просто сказать себе: "Все!"
Не "кодироваться", не бегать по врачам, а
решить бросить пить окончательно и бесповоротно.
И точно так же порвал Локтев с театром низменных
человеческих страстей. Но самое главное - именно
в это время он пришел к Вере.
И тогда - родился новый Локтев - актер и Локтев -
режиссер. О своих теперешних творческих
принципах Алексей Васильевич говорит кратко: "Достоевский
сказал о Евангелии: "Эта книга непобедима".
Если мы будем пытаться ее победить, то победим
самих себя, загубив душу".
Алексей Локтев - замечательный мастер
психологического, философского, патриотического
моноспектакля, выступающий в роли автора пьесы,
режиссера и исполнителя главной роли. Даже когда
он вводит в действие дАлексей Локтев -
замечательный мастер психологического,
философского, патриотического моноспектакля,
выступающий в роли автора пьесы, режиссера и
исполнителя главной роли. Даже когда он вводит в
действие дАлексей Локтев - замечательный мастер
психологического, философского, патриотического
моноспектакля, выступающий в роли автора пьесы,
режиссера и исполнителя главной роли. Даже когда
он вводит в действие ддвиге. Главная тема в нем -
высокая нравственность, жертвенность во имя
любимого человека, святость семейных уз. Новый
спектакль "Прикосновение" автор определил
как "фантастическую реальность по мотивам
произведения Ф.М. Достоевского "Дневник
писателя" в 2-х частях". Мысль Локтева ясна:
спектакль - это прикосновение, только
прикосновение (все объять невозможно) к наследию
великого писателя, имеющему для нас непреходящую
ценность. Автор вместе со своим героем
приглашает зрителя подумать над тем, что для нас
Россия, какова "особенная стать" русского
человека. Идет прикосновение к душам зрителей,
которые, оставив на время нашу суету, пронизанную
ложью, цинизмом, - выходит из театра, глядя на мир
уже другими глазами.
Меня всегда тянет к поэзии, поэтическому театру, -
сказал однажды на встрече со зрителями Алексей
Васильевич. - Поэзия замечательно выражает
духовность человека, передает его страдания,
беды, счастье. Все светлое в нас, и поэзия в том
числе, - от Господа Бога, все грязное - от слабости,
греховности нашей. Я многим обязан своему
читателю Б.И. Равенских, прекрасному режиссеру и
человеку, он взял меня после института к себе в
Московский театр им. А.С. Пушкина. Все постановки
Бориса Ивановича поэтичны; любовь к театру,
зрителю - у меня все от него".
Спектакль Локтева "Я вернусь..." о певце
Игоря Талькова стал частью триптиха "Растрелянные
песни России". К Талькову прибавились Сергей
Есенин и Николай Рубцов (спектакли "И тебе я в
песне отзовусь", "Видения на холме").
Алексей Васильевич зарегистрировал ТАЛ - Театр
Алексея Локтева, и хотя у него нет своей площадки,
он играет в театрах "Глас" и имени Пушкина, -
он не теряет надежды. Возит свои работы в другие
города: Севастополь, кимры, Иркутск, выступает в
концертах, порой "на общественных началах",
мечтает сделать спектакль по произведениям А.Н.
Островского. Он убежден, что великий русский
драматург значительно глубже, чем
костюмированные байки а ля рус, которые нам
показывают. "Почему рушатся спектакли? -
спрашивает сам себя Локтев и отвечает: - Потому
что постановщики вырубают из пьес островского
христианскую веру, Православие. А если рассыпан
главный стержень жизни русского народа, то
невозможно понять и смысла персонажей
Островского: Катерины, Кабанихи... надо на все
смотреть с точки зрения Православия. Только так".
Приходилось наблюдать реакцию зрительного зала
на спектакли Локтева. Ведь плачут люди! Отношение
зрителей к своим спектаклям Локтев объясняет так:
"Поэтическое слово вскрывает то, что в нас
заложено, просыпается подлинная сущность
человека. Правдивое русское слово сейчас
воспринимается как глоток свежего воздуха в
задымленном помещении. Удивительный у нас все-таки
народ! Не случайно враги ломают зубы о Россию".
Разгадать свой народ помогают нам работы Алексея
Локтева. Это слово - разгадать - любил Достоевский.
"Человек есть тайна, - писал он в 1839 году брату
Михаилу. - ЕЕ надо разгадать, и ежели будешь ее
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял
время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком".
Локтев большой поклонник журнала "Русский Дом":
он не только его сам читает, но еще и отвозит в "глубинку"
- например, сельскому священнику храма
Преображения Господня в Спас-Смердино
Ярославской области отцу Вадиму. Передал он и
пожелание отца Вадима журналу: "Поклон и
благодействие в их Праведных делах. И еще
передайте, что "Русский Дом" - хороший дом. В
нем жить хочется. Особенно тем, кто любит и верит
в Россию".
"Я включил зажигание и нажал на газ - вспомнил
Локтев. - машина рванула с места. Проехав где-то
около километра, я становился и выключил
двигатель. Боже, какая тишина! Я замер,
прислушиваясь к этой первозданной тишине
природы. Прав Федор Достоевский, когда говорил,
что Петербург - это еще не Россия, как и Москва
сегодня - далеко ещ0е не вся Россия. Россия здесь!
И все для России делается здесь. Без помпезности.
Без трескотни заумной. Без ненужной и пошлой
торжественности. Тихо и мудро. Делается все это
такими служителями церкви, как о. Вадим и еще
тысячами и десятками тысяч священников, которые
вот так же неприметно, с любовью и смирением,
несут нам, погрязшим и запутавшимся в грехах этой
суетной жизни".
Добавим: и такими, как Алексей Васильевич Локтев.
С юбилеем вас, Алексей Васильевич!