Здравствуйте, уважаемый Александр Николаевич!
Я - постоянный зритель Вашей программы "Русский
Дом" и читатель журнала.
Однако не могу не спросить Вас: разве не бывает
людей, высоко духовных и нравственных, не
исповедующих никакой религии? Разве Вам
незнакомы настоящие, в Вашем понимании, люди,
жизнь и устремления которых не определяются
религией? Мне кажется несправедливым и
принципиально неверным Ваше стремление
связывать будущее нашей страны только с
православной верой. Не одно поколение советских
людей своим бескорыстным трудом и способностью
отдать жизнь за Родину доказало, что у него есть
вера в общественные идеалы. Мне и моим друзьям
представляется, что было бы непоправимой ошибкой
вычеркивать наших отцов и дедов из истории. Ведь
у них есть внуки и правнуки. Очень многие из них
не идут и, быть может, никогда не пойдут в Церковь.
Россия - их Отчизна.
Если они не нужны "Русскому Дому", то кому
они нужны?!
С уважением, Владимир Васильевич ТИХОНОВ
Мы попросили ответить на это письмо священника Владимира Переслегина.
"Разве не бывает людей, высоко духовных и
нравственных, не исповедующих никакой религии?
Разве Вам незнакомы настоящие, в Вашем понимании,
люди, жизнь и устремления которых не
определяются религией?"
- Такой вопрос можно услышать от многих атеистов,
искренне любящих Родину, не продавших честь и
совесть в эпоху торжества современного разврата
и людоедства. За этим вопросом страшная боль:
неужели я не являюсь нравственным существом,
Человеком, неужели Россия - не моя Родина оттого,
что у меня нет веры? Наше время греха как нормы,
когда жить, оставаясь Человеком, -
вышеестественный подвиг, выносит таких людей на
самый водораздел жизни и смерти, правды и лжи. От
ответа на этот вопрос сейчас может зависеть
судьба человека.
Да, духовность и нравственность - понятия чисто
религиозные, и вне религии они теряют свой смысл.
Люди, не имеющие веры в Бога, могут тем не менее
пользоваться той духовностью и нравственностью,
которую сформулировала предыдущая культура,
основанная на религии. Именно это произошло с
поколением русских людей, оторванных от
сердцевины русской христианской культуры -
Православия. Увы, но при этом воспринявших в
своем воспитании как положительные ориентиры
такие понятия христианской культуры, как
патриотизм, любовь к детям, традиционная семья;
такие добродетели, как честь, целомудрие,
скромность, нестяжательность, способность
принести себя в жертву ради блага других; такое,
наконец, краеугольное понятие, как личность -
единственная и бесценная, независимо от возраста,
интеллекта, социального положения. Все это
воспитывалось и прививалось с конца 30-х годов и
особенно в Великую Отечественную войну
советским юношам и девушкам совершенно вопреки
атеизму.
Ленин, Троцкий и Сталин просто не смогли, не
осилили мировую революцию. Окровавленная,
оскверненная Россия осталась Россией. Без храмов,
но с христианской семьей вместо "коммуны"
Чернышевского и Арманд, без Креста на груди, но с
боязнью потерять стыд и девственность до брака
вместо "долой стыд" воинствующих
безбожников.
На какой-то очень большой глубине культура
России оставалась христианской, вопреки
расцерковлению общества. Только этим можно
объяснить массовое стремление к подвигу,
массовый героизм наших отцов и дедов, их
самоотречение во имя ближних и Родины. Эти
качества по происхождению своему чисто
христианские. Ни языческой, ни
материалистической, ни оккультно-теософской
системе восприятия мира они абсолютно не
соответствуют.
Дарвинист, например, не будет жертвовать собою, а,
наоборот, съест слабейшего. Это - "естественный
отбор", безнравственный только с христианской
точки зрения. Для идейного марксиста попы, кулаки,
казаки - классовые враги, и, следовательно, их
уничтожение оправданно; для нациста олигофрен -
не человек и подлежит уничтожению. Во всех этих
теориях общее - отвержение Бога-Личности,
поклонение "богу"-материи. О том, что Россия
инстинктивно отторгала эти учения, не признав их
на практике, как раз и говорит ее история в ХХ
веке, особенно в Великой Отечественной войне.
Люди не задавались вопросом: свята ли Родина,
свята ли жизнь ближнего, а поступали так, что из
этих поступков явствовало: свята! Но если бы те же
люди, сознательно и до конца пересмотрев
христианские идеалы, воспитанные в них родной
культурой (тем же Пушкиным), отказались бы от
Родины в угоду III Интернационалу, либо III рейху (ведь
не классовая же борьба бросала ребят под
фашистские танки!), был бы тот результат, который
мы видим сейчас и до которого вопреки всей
официальной атеистической пропаганде очень
далеко было нашим отцам и дедам. А именно: делай
то, что тебе хочется. Бери от жизни максимум. Живи
без боли. Т.е. человек - скот. И это - религия
материализма.
Теперь, если посмотреть на настоящих Людей,
уважаемых Вами с этой точки зрения, придется
признать, что отцы и деды были все-таки
религиозны. Они верили в высокие идеалы, хотя их
идеология прибавочная стоимость, классовая
борьба совершенно не соответствовали этим
идеалам. Но они были людьми и сражались за это
право, не щадя своей жизни. Это тоже признак
религиозного сознания: способность умереть за
идеал. В этом смысле Ленин и другие большевики
эксплуатировали христианские качества народа,
сбитого с толку "лучшими людьми - предателями
Веры, Царя и Отечества. Народ не смог в одночасье
переступить через себя - свой генотип, если
хотите, сформированный Святой Русью.
Поэтому только Святою Русью мы - вместе с Вами, я
уверен! - хотим видеть нашу Родину. Всмотритесь в
себя, и Вы, надеюсь, подтвердите: никакой другой
Вам не хочется, так как Русь не Святая (языческая,
торгующая собственными дочерьми, пушниной и
медом, либо "демократическая",
интегрированная в цивилизацию
высокоорганизованных скотов-потребителей) - не
Россия. "Кому будет нужна такая Россия?" -
можем мы воскликнуть вместе с Константином
Леонтьевым.
Священник Владимир ПЕРЕСЛЕГИН