На первую страницу

крест
Русский дом, №12. Оглавление


Здравствуйте, уважаемый Александр Николаевич!

Я - постоянный зритель Вашей программы "Русский Дом" и читатель журнала.
Однако не могу не спросить Вас: разве не бывает людей, высоко духовных и нравственных, не исповедующих никакой религии? Разве Вам незнакомы настоящие, в Вашем понимании, люди, жизнь и устремления которых не определяются религией? Мне кажется несправедливым и принципиально неверным Ваше стремление связывать будущее нашей страны только с православной верой. Не одно поколение советских людей своим бескорыстным трудом и способностью отдать жизнь за Родину доказало, что у него есть вера в общественные идеалы. Мне и моим друзьям представляется, что было бы непоправимой ошибкой вычеркивать наших отцов и дедов из истории. Ведь у них есть внуки и правнуки. Очень многие из них не идут и, быть может, никогда не пойдут в Церковь.
Россия - их Отчизна.
Если они не нужны "Русскому Дому", то кому они нужны?!
С уважением, Владимир Васильевич ТИХОНОВ

Мы попросили ответить на это письмо священника Владимира Переслегина.

"Разве не бывает людей, высоко духовных и нравственных, не исповедующих никакой религии? Разве Вам незнакомы настоящие, в Вашем понимании, люди, жизнь и устремления которых не определяются религией?"
- Такой вопрос можно услышать от многих атеистов, искренне любящих Родину, не продавших честь и совесть в эпоху торжества современного разврата и людоедства. За этим вопросом страшная боль: неужели я не являюсь нравственным существом, Человеком, неужели Россия - не моя Родина оттого, что у меня нет веры? Наше время греха как нормы, когда жить, оставаясь Человеком, - вышеестественный подвиг, выносит таких людей на самый водораздел жизни и смерти, правды и лжи. От ответа на этот вопрос сейчас может зависеть судьба человека.
Да, духовность и нравственность - понятия чисто религиозные, и вне религии они теряют свой смысл. Люди, не имеющие веры в Бога, могут тем не менее пользоваться той духовностью и нравственностью, которую сформулировала предыдущая культура, основанная на религии. Именно это произошло с поколением русских людей, оторванных от сердцевины русской христианской культуры - Православия. Увы, но при этом воспринявших в своем воспитании как положительные ориентиры такие понятия христианской культуры, как патриотизм, любовь к детям, традиционная семья; такие добродетели, как честь, целомудрие, скромность, нестяжательность, способность принести себя в жертву ради блага других; такое, наконец, краеугольное понятие, как личность - единственная и бесценная, независимо от возраста, интеллекта, социального положения. Все это воспитывалось и прививалось с конца 30-х годов и особенно в Великую Отечественную войну советским юношам и девушкам совершенно вопреки атеизму.
Ленин, Троцкий и Сталин просто не смогли, не осилили мировую революцию. Окровавленная, оскверненная Россия осталась Россией. Без храмов, но с христианской семьей вместо "коммуны" Чернышевского и Арманд, без Креста на груди, но с боязнью потерять стыд и девственность до брака вместо "долой стыд" воинствующих безбожников.
На какой-то очень большой глубине культура России оставалась христианской, вопреки расцерковлению общества. Только этим можно объяснить массовое стремление к подвигу, массовый героизм наших отцов и дедов, их самоотречение во имя ближних и Родины. Эти качества по происхождению своему чисто христианские. Ни языческой, ни материалистической, ни оккультно-теософской системе восприятия мира они абсолютно не соответствуют.
Дарвинист, например, не будет жертвовать собою, а, наоборот, съест слабейшего. Это - "естественный отбор", безнравственный только с христианской точки зрения. Для идейного марксиста попы, кулаки, казаки - классовые враги, и, следовательно, их уничтожение оправданно; для нациста олигофрен - не человек и подлежит уничтожению. Во всех этих теориях общее - отвержение Бога-Личности, поклонение "богу"-материи. О том, что Россия инстинктивно отторгала эти учения, не признав их на практике, как раз и говорит ее история в ХХ веке, особенно в Великой Отечественной войне. Люди не задавались вопросом: свята ли Родина, свята ли жизнь ближнего, а поступали так, что из этих поступков явствовало: свята! Но если бы те же люди, сознательно и до конца пересмотрев христианские идеалы, воспитанные в них родной культурой (тем же Пушкиным), отказались бы от Родины в угоду III Интернационалу, либо III рейху (ведь не классовая же борьба бросала ребят под фашистские танки!), был бы тот результат, который мы видим сейчас и до которого вопреки всей официальной атеистической пропаганде очень далеко было нашим отцам и дедам. А именно: делай то, что тебе хочется. Бери от жизни максимум. Живи без боли. Т.е. человек - скот. И это - религия материализма.
Теперь, если посмотреть на настоящих Людей, уважаемых Вами с этой точки зрения, придется признать, что отцы и деды были все-таки религиозны. Они верили в высокие идеалы, хотя их идеология прибавочная стоимость, классовая борьба совершенно не соответствовали этим идеалам. Но они были людьми и сражались за это право, не щадя своей жизни. Это тоже признак религиозного сознания: способность умереть за идеал. В этом смысле Ленин и другие большевики эксплуатировали христианские качества народа, сбитого с толку "лучшими людьми - предателями Веры, Царя и Отечества. Народ не смог в одночасье переступить через себя - свой генотип, если хотите, сформированный Святой Русью.
Поэтому только Святою Русью мы - вместе с Вами, я уверен! - хотим видеть нашу Родину. Всмотритесь в себя, и Вы, надеюсь, подтвердите: никакой другой Вам не хочется, так как Русь не Святая (языческая, торгующая собственными дочерьми, пушниной и медом, либо "демократическая", интегрированная в цивилизацию высокоорганизованных скотов-потребителей) - не Россия. "Кому будет нужна такая Россия?" - можем мы воскликнуть вместе с Константином Леонтьевым.
Священник Владимир ПЕРЕСЛЕГИН