На первую страницу

крест
Русский дом, №11. Оглавление


Невыдуманные истории

СЛЕПОЙ ХУДОЖНИК
Г.Л.Крылова

Судьба приходит неожиданно, не предупреждает, три звонка не делает, заходит в дверь сразу с вещами... Этот человек буквально воскрес, возродился из мертвых, он испытал клиническую смерть, оставшись абсолютно слепым.
С Дмитрием Дизоренко я познакомилась в Центральном Доме художников на Крымском валу, где проходила его первая персональная выставка в Москве. Вот уже почти 10 лет, будучи слепым, он пишет картины благодаря "внутреннему зрению" и использует при этом 500 разных оттенков цветов.
Самый лучший комплимент, когда профессионал подходит к картинам и говорит - это невозможно. Но я-то знаю, что это возможно...
250 картин, написанных художником за это время, более 200 оказались в разных уголках мира, состоялось несколько его персональных выставок, а в 1995 году Дмитрий стал лауреатом конкурса имени Архипа Куинджи.
Все картины, которые были представлены на конкурс, шли под девизом, то есть жюри не имело представления, кто автор этих работ. Когда же девизы открываются, выясняется, кто автор. И они были очень изумлены, что автор этой работы - слепой.
"Я получаю готовое изображение, - рассказывает Дмитрий Дизоренко, - я его практически вижу перед собой, как слайд, и моя задача - только очень точно перенести его на бумагу... Бывает, через одну картину уже просвечивает следующая, а то наслаивается по пять подряд, и если не успеть "перенести" их на бумагу, то перекипаешь. Иногда, чтобы "перенести", требуется около месяца".
Дизоренко разработал свою очень сложную технологию. Ее можно сравнить с методикой изготовления булавок при помощи сложнейшей технологии, предназначенной для производства современных компьютеров.
На выставке в ЦДХ есть две его работы, написанные еще до потери зрения, когда он студент Харьковского художественно-промышленного института, был увлечен городским пейзажем. Другим увлечением Дмитрия было участие в поисковых экспедициях воинов, погибших в Великой Отечественной войне, увлечением, которое так круто изменило его творческую судьбу.
Летом 1991-го в очередной поисковой экспедиции он подорвался на немецкой мине. Дмитрию было тогда 24 года.
"Произошла внештатная ситуация, наскочили на "неучтенную мину", и, когда я увидел ее раньше всех, оцепление было снято, и я просто на нее лег".
Дмитрий получил 78 осколков, но чудом остался жив.
"Вы знаете, в такие моменты размышлять в общем-то и некогда. А если осмыслить: за 5 минут сказали бы мне - будет так, давай решай, - наверное, ничего бы не изменил, потому что еще больший тупик в своей жизни почувствовал бы".
Многие на встречах с художником задают один и тот же вопрос, который волнует всех: где он берет силы для жизни, для творчества, как воспитал в себе удивительную силу воли?
"А вот тут-то мы пришли к самому главному, - отвечает художник.- Силы воли-то никакой и нет. Есть сила любви - прежде всего к Богу. Надо либо в любви жить, либо в смерти. Смерть разрушает, любовь создает. И сила воли здесь ни при чем".
После знакомства с картинами художника организатору выставки позвонила одна женщина и рассказала такую историю. Оказалось, что у нее было состояние суицида, то есть она хотела покончить с собой, но, когда она узнала историю Дмитрия и увидела его работы, она сказала: "Мои проблемы показались мне "кошачьими слезами". Сейчас у нее жизнь изменилась на 180 градусов, - и во многом благодаря Дмитрию и его работам.
Энергия его творчества выливается не только в изобразительной, но и в поэтической форме. Почти каждую картину сопровождают белые стихи - еще одна ипостась творческого духа художника: "Оглянись на свою жизнь. Дорога чиста, но не чистая, ибо на чистоте никогда ничего не вырастет. Она бесплодна. И любовь не прорастет на бесплодном. Отец небесный дал мне столько силы и покоя, что меня переполняет радость, и я узнаю, что в моей любви нет места тревоге. Она развеялась как дым".