На первую страницу

крест
Русский дом, №11. Оглавление


Пушкину - 200 лет

ТРИ СПОСОБА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.
ПУШКИН И ЧААДАЕВ
А. А.Бобров

Есть только три способа быть счастливым: думать только о Боге, думать только о ближнем, думать только об одной идее.
П.Я.Чаадаев

Наверное, ничей образ, внутренний мир не искажен так, как философский и нравственный облик Чаадаева. В юбилейный пушкинский год вообще приходится задумываться: а стал бы наш поэт так уважать, порой просто боготворить своего самого любимого друга. Однокашник Пущин был первым: "Мой первый друг, мой друг бесценный, а Чаадаев - любимым, со всей сложностью, а иногда и драматичностью столь глубокого чувства.
В оны годы нам навязывали Петра Яковлевича как борца с царизмом, с реакционным церковно-государственным миром. В последнее время, может быть, ни одно сочинение минувшего века не цитируют столь часто, как пресловутое письмо Чаадаева. Писано оно было в 1829 году, опубликовано через семь лет, получило крайне отрицательный отклик Николая 1, объявившего автора сумасшедшим, и отповедь Пушкина, к которой мы еще вернемся.
Чаадаев был старше всего на пять лет и один день, но уже участвовал в войне 1812 года. Будущие "единственные" друзья познакомились в 1816 году дома у Карамзина в Царском Селе. И в самые важные для формирования зрелого гражданского и творческого мира поэт жадно общался с другом-учителем. При этом Пушкин говорил, что в "области книг" Чаадаев "путешествовал больше других". Он воспламенял в поэте "к высокому любовь", он "поворотил на мысль". Да, они много рассуждали о будущем России, Чаадаев познакомил Пушкина с некоторыми членами тайного общества и, конечно, был западником больше автора "Руслана и Людмилы". Но тогда слово "западник" имело иной смысл: не слепой поклонник, а тем более агент влияния, но человек с европейским образованием, пытающийся учесть опыт Запада, внедрить все лучшее во благо спасенной им же от орд Наполеона родины.
Полемически знаменитое "Философическое письмо" появилось в "Телескопе" через семь лет после его написания, что говорит о некоторой странности в побудительных мотивах. Ведь нормальная авторская логика такова: написал выношенное, сокровенное - так скорей опубликуй, поделись с читателем. А здесь? Пушкин отвечает на эту переведенную не автором, сразу оговорившись, что "очень удивился, что она переведена и напечатана". А какова дата написания "предлинного" письма-отповеди - 19 октября 1836 года. В День Лицея! Поэт не отправил этого письма, потому что против Чаадаева начались репрессии, но, пожалуй, нет более цитируемого пушкинского письма из тех, что касается нашей истории, векового противостояния всем завоевателям, русского патриотизма. В нем уже поэт выступает ритором-наставником и при всей вежливости - суров в возражениях. Но Пушкин не стал примыкать к хору тех, кто причислил Чаадаева к ненавистникам России и апологетам римской церкви. Не станем и мы цитировать столь ценимого либералами письма: ну видите, ваш же мыслитель написал, что "мы ничего не дали миру".
Вспомним лучше, что заблуждения, невольные недовольства действительностью, наплывы хандры или неточности перевода не могут заслонить наследия глубокого философа-патриота. Сразу после публикации "Письма первого" он убежденно заявляет в "Апологии сумасшедшего": "Я часто говорил и охотно повторяю: мы, так сказать, самой природой вещей предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великим трибуналом человеческого духа и человеческого общества".
Как злободневно звучат эти слова в конце ХХ века, когда после варварской агрессии против Югославии уже ничтожны перед этим великим трибуналом все так называемые цивилизованные страны НАТО! И еще один афоризм, коробящий всех, кто ненавидит советское прошлое, твердит о том, что социализм должен быть уничтожен любой ценой. На это мудро усмехнулся Петр Яковлевич: "Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники". Как в воду глядел! А как там дальше - посмотрим, но и ничего из великого духовного наследия - не забудем, не обкарнаем в чью-то угоду.