Гость "Русского Дома"
ПРАВДА - НЕ КОМПРОМАТ!
Из телепередачи "Русский Дом" 19.08.99
г.
В гостях у "Русского Дома" - Юрий Юрьевич Болдырев, заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Александр Николаевич КРУТОВ:
- Юрий Юрьевич! Иногда ты читаешь газеты и
натыкаешься: "Счетная палата находит
виртуальные миллиарды", "Счетная палата
предъявляет претензии Центробанку,
правительству и т. д. Скажите, какова роль Счетной
палаты у нас в Российской Федерации?
Юрий Юрьевич БОЛДЫРЕВ:
- Наша задача, чтоб в стране был порядок.
Мы прежде всего представляем информацию
обществу, вам, средствам массовой информации.
Второе - направляем информацию в
правоохранительные органы. Есть система
контроля и должна быть система наказания. Мы лишь
система контроля. Дальше должны действовать
другие органы.
- Ну и как - есть порядок в нашем государстве?
- Вы знаете, и наши телезрители знают, что, к
сожалению, нет. Я могу привести для сравнения
пример. У нас очень часто говорят, что во всем
мире коррупция, везде все плохо... На самом деле
трудно привести пример, где бы еще было так, как
сейчас у нас. Да, в Китае есть коррупция. Но в
Китае высших должностных лиц за коррупцию
расстреливают. В Норвегии в 1998 году был случай,
когда выяснили, что при расчете сметной
стоимости строительства моста допустили ошибку.
За это министр чуть не слетел с должности. Для
сравнения - у нас: счетная палата каждый год
выявляет нарушения закона в деятельности высших
должностных лиц государства и правительства,
недостачи измеряются в сумме порядка 50
миллиардов рублей новых денег ежегодно. За
последние 4 года возвращено в бюджет около восьми
с половиной миллиардов новых рублей.
- А 41 миллиард - гуляет.
- Нет, гуляет не сорок один, выявлено нарушений
сейчас более чем на 150 миллиардов нынешних рублей.
К сожалению, далеко не все может быть возвращено.
Если бы вы воровали бюджетные деньги, то,
наверное, делали бы это не так, чтобы их легко
можно было бы найти и вернуть. Так и здесь. Есть
система независимого контроля. По образу и
подобию нашей палаты созданы Счетные палаты в
большинстве субъектов Федерации, а вот системы
наказания нет, вообще нет. То есть где-то кого-то,
как губернатора вологодского, прихватят, в
тюрьму посадят и так далее... Что же касается
высших должностных лиц государства, то за их
противозаконные решения, которые наносят ущерб
для государства в десятки миллиардов рублей,
никто не несет никакой ответственности.
- Не могли бы вы привести примеры такой
безответственности?
- Безнаказанности, скажем так. Я могу привести
пример такой достаточно яркий. Возьмем бюджет. В
Уголовном кодексе вообще не предусмотрено
наказание за незаконное распоряжение бюджетными
средствами. Какие борения каждый год за бюджет! И
что? Ничего! Батон в булочной человек украл - в
тюрьму. Взял бюджетные деньги, миллиарды,
направил куда захотел - никакого наказания! Вот
вы докажите, что была взятка или человек деньги
положил себе в карман. Там не дурачки, доказать
невозможно! Два с половиной миллиарда долларов, 11
триллионов рублей, было в 1995 году переведено
противозаконно, подчеркиваю, так называемое "восстановление
народного хозяйства Чечни. Разумеется, никто
ничего не восстанавливал. И привлечь к
ответственности вообще некого. Решение принято
на так называемой коллегиальной процедуре. Эту
процедуру узаконил конституционный Закон о
правительстве. Нигде в мире так решения не
принимаются. Законодатель принял бюджет, а ты,
исполнительная власть, персонально будь добра
исполнять. У нас же процедура, позволяющая никому
ни за что не отвечать. И третье. Ну есть же опыт и в
США, и во Франции, в других странах, где
параллельно прокуратуре, министерству юстиции
создали институт независимых прокуроров,
которые расследуют правонарушения высших
должностных лиц. Значит, нам тоже велосипед
придумывать не надо. Дело не в том, хороший
человек Скуратов или плохой, дело в том, что
процедура назначения и освобождения от
должности Генпрокурора прямо зависит от
президента.
- Скажите, почему законодатели на протяжении
всего своего выборного срока не занялись этим,
казалось бы, необходимым вопросом?
- По этому и ряду других ключевых вопросов наши
предложения лежат в Думе уже более двух лет. Я
приведу совсем простой пример. Наши бюджетные
пенсионные деньги до сих пор хранятся в
коммерческих банках без залога и массово
пропадают там при банкротстве банков. В одном "Кредо-банке"
пропало 300 миллионов долларов. В пересчете - этого
хватило бы на превращение законсервированного
устаревшего "Адмирала Ушакова" в нечто
совершенно аналогичное "Петру Великому" - я
имею в виду авианесущий крейсер. Этого хватило бы
и на лизинговый фонд для 8-ми или 10 современных
самолетов Ил-96 Н. Но деньги пропали, и никто за это
не отвечает. 2 года наши предложения лежат: пока
не перешли полностью на казначейскую систему
бюджета, введите залоговую схему, чтобы наши
деньги не пропадали. Но, похоже, никто не решается
пойти против системы "Центробанк -
коммерческие банки".
- Скажите, а почему это происходит, на ваш
взгляд? Вот вы говорите, нет желания. А может,
законодателями и чиновниками власти
предержащими движет что-то другое?
- Проблема в том, что у нас законодательная власть
ничуть не менее безответственная, нежели
исполнительная. Где хорошо работает
законодательная власть? Там, где всегда точно
известно, кто при власти, кто в большинстве, кто
отвечает за все принимаемые решения. У нас
абсурдная конституционная система. У нас нет
требования формирования в Думе большинства,
которое принимало бы на себя хоть какую-то
ответственность за что-то. В результате всем
удобно делать вид, что все в меньшинстве. Я
абсолютно убежден, что у нас не будет нормального
парламента до тех пор, пока не будет требования
формирования коалиции большинства, которая
принимает на себя ответственность за все
принимаемые решения, в том числе по формированию
правительства. В противном случае люди голосуют
партийным списком, а потом 4 года не знают, кто в
большинстве, кто в меньшинстве и кто вообще,
какие партии отвечают за проводимую политику.
- Вы представляете свои материалы в
Генеральную прокуратуру. Почему там все
торпедируется?
- Знаете, здесь ответ совершенно простой.
Процедура назначения Генерального прокурора и
освобождения его от должности принципиально
зависима от президента. Более того, Конституция
столь несовершенна, что она уже второй раз
президенту позволяет, игнорируя конституционный
механизм, назначать Генпрокурора без одобрения
Совета Федерации. Совет Федерации не соглашался 2
года на кандидатуру Ильюшенко, а президент,
вопреки Конституции, 2 года держал своего
ставленника антиконституционно, незаконно, так
называемым исполняющим обязанности. То же самое
продолжается сейчас. Никакого механизма
привлечения к ответственности президента за
явно антиконституционные действия в части,
например, назначения на пост Генерального
прокурора нет. Жесткое единоначалие Генеральной
прокуратуры оказывается карманным инструментом
президента.
- Называют разные цифры, сколько денег у нас
незаконно ушло за границу за эти годы - от 300 до 500
миллиардов долларов. Цифры-то какие
головокружительные! Можно было бы не только с
долгами Российской Федерации расплатиться, но и
с долгами СССР. Вообще, Счетной палате что-то
известно в этом направлении? Можно ли перекрыть
этот канал утечки?
- Мы занимаемся тем, что проходит по документам.
Например, были незаконные льготы Национальному
фонду спорта, другим организациям. Они ввозят
пачку сигарет за 36 центов, имеют право не платить
пошлину (по идее, еще 36 центов), размер пошлины
должен пойти на спорт. Таким образом, они должны
перепродать эту пачку за 72-73 цента. А они что
делали? Они ввозили пачку за 36 центов и тут же
перепродавали неизвестному "черному
посреднику" за 39. Все. То есть максимум 3 цента
пошло на спорт. Все остальное нашими методами не
вскрывается, это уже дело следствия, агентуры,
ФСБ, прокуратуры, - а эта вся система не настроена
на пресечение правонарушений. Это президент дал
такие права. Президент все это покрыл своим
авторитетом, а ведь результирующий ущерб,
нанесенный государству, плюс еще компенсации в
связи с отменой этих льгот, более 37 триллионов
рублей, что в 1995 году составляло более 9
миллиардов долларов. Что такое 9 миллиардов
долларов? Вот был случай полгода назад, когда в
кемеровской больнице отключили свет, и сразу там
5 человек на приборах погибли. 9 миллиардов
долларов - это почти половина всего федерального
бюджета нынешнего года. Сколько сотен, тысяч
человек в нашей стране погибли, потому что не
смогли купить лекарства, потому что не смогли
сделать плановые операции по жизненно важным
показаниям и так далее? Это вам не абстрактная
коррупция с экономической маской? Это сотни
тысяч жизней, которые мы потеряли. И за это вот
уже 4 года до сих пор никто не несет никакой
ответственности.
Мы сейчас являемся государством просто
разграбленным, весь наш федеральный бюджет в 14
раз меньше одного только военного бюджета США, в
14 раз! Мы понимаем вообще, кто у нас при таких
условиях будет занимать все ключевые посты?
Ставленники иностранного американского
капитала или ставленники тех, кто уже украл и еще
собирается украсть.
- Это самое страшное. Они сегодня имеют
возможность просто покупать голоса избирателей:
за бутылку водки или какую-то льготу.
- Либо купят голос, либо полностью
дезориентируют людей. Вот смотрите, по всей
стране сверх дорогие плакаты "Правого дела".
Кто у них глава штаба? Глава РАО "ЕЭС России".
Официальный отчет Счетной палаты - РАО "ЕЭС
России", стратегическая компания, 50 процентов
акций принадлежит нам с вами, государству. Без
надлежащего управления государства этой
компанией невозможно вообще говорить о
промышленном развитии в нашей стране. На выборах
председателя Совета директоров РАО Чубайса
голосовали исключительно представители
иностранных кампаний. Ключевая из них, "Бэнк оф
Нью-Йорк", наибольший процент голосов внесла. (Судя
по сообщениям американских источников, именно
через этот банк было "отмыто" 360 миллиардов
долларов из России. - Ред.) То есть, по существу, во
главе нашей ключевой стратегической компании
стоит прямой ставленник иностранного капитала, в
данном случае американского. Можете себе
представить, что во главе суперстратегической
компании в Германии, Франции, любом другом
уважающем себя государстве - стал бы ставленник
американского капитала? А у нас запросто. А мы
гадаем, откуда деньги на эти плакаты - "Правое
дело", ура, вперед!" И головы замусоривают
людям, кто-то не поймет, кто-то не разберется. Тут
даже никаких идей не надо: просто - вот мы,
запомните, что это мы, и какой-то процент
оболваненных всегда найдется, что за них
проголосуют. Так делается политика за огромные
деньги.
- Юрий Юрьевич, в "Новой газете" был
поставлен вопрос: "Кто же все-таки Юрий
Болдырев? Рыцарь печального образа в латах
заместителя председателя Счетной палаты, как
считают одни, или популист-политикан, сидящий на
мешках компромата, как считают другие"?
- Вся наша информация публична, все наши
материалы направляются в Думу, в Совет Федерации,
представляются в средства массовой информации,
печатаются в бюллетенях и так далее. Мы - источник
информации о небывалых в мире злоупотреблениях
нашей высшей власти, но не источник компромата к
очередным выборам. Что касается меня? Ну что я
буду давать себе характеристику? Я человек, у
которого сыну 7 лет и который хотел бы, чтобы сын
жил в стране, в которой есть возможность
самореализоваться.