Под спудом
КАК ПРОГОНЯЛИ ПРАВОСЛАВИЕ C
СЕВЕРНОГО КИПРА
Н.В. Баландинский, историк
Военная операция НАТО в Югославии заслонила
собой одну знаменательную годовщину, чья
предыстория и последствия чем-то напоминают
югославский сценарий. Ровно 25 лет назад, 15 июля 1974
г., на северный берег Кипра под предлогом защиты
турецкого населения от "этнических чисток"
высадился парашютный десант турецкой армии,
вслед за которым последовала массированная
переправа морским путем крупного турецкого
воинского контингента.
Сегодняшний президент так называемой Турецкой
Республики Северного Кипра Рауф Денкташ с
нескрываемой гордостью отмечает, что только
вынужденное вмешательство мирового сообщества и
стран НАТО заставило турок остановиться и не
сбросить "всех греков в море". Действительно,
по концентрации людей в военной форме на один
квадратный километр Северный Кипр занимает,
пожалуй, одно из первых мест в мире. Присутствие
военных чувствуется буквально повсюду.
Постоянно проводятся учения, ведется подготовка
к военным действиям, и все это - на территории,
которую можно проехать на машине из конца в конец
за пару часов.
Конечно, ситуация может и нормализоваться, тем
более что администрация США заявила о том, что
следующим объектом "урегулирования" после
Югославии будет именно Кипр. Надо сразу сказать,
что ни одна из кипрских общин не в восторге от
такой перспективы. Похоже, та ситуация, которая
сложилась де-факто после 1974 г., когда остров был
разделен на две части, сегодня многих устраивает
по обе стороны "зеленой линии" ООН. Южный
Кипр вовсю обустраивается современными отелями
и курортными комплексами, став одним из
излюбленных мест отдыха россиян. Северный Кипр
живет победнее, отдыхают здесь только томимые
колониальной ностальгией пожилые англичане, а
продукты и товары первой необходимости завозят
"с материка", то бишь из Турции.
Несмотря на то, что турки-киприоты любят
подчеркивать свою этническую самостоятельность,
реальность такова, что благодаря
ассимилирующему влиянию Турции через пару
десятилетий они станут "просто турками".
Развешанные повсеместно портреты Кемаля
Ататюрка, деятеля отнюдь не кипрского, наглядное
тому подтверждение.
Между тем турки появились здесь только в 1571 г.,
отбив остров у венецианцев. Таким образом, им
принадлежит лишь небольшой отрезок кипрской
истории, насчитывающей 9 тысячелетий. Турки-киприоты
любят себя сравнивать с косовскими албанцами:
мол, "у нас с ними одна горькая судьба". В
этой связи мне хотелось бы на примере Северного
Кипра попытаться представить перспективу
развития этнических, вернее, "этнокультурных"
процессов в близком по духу туркам Кипра крае
Косово.
Очевидно, что присутствие миротворцев не
остановит "обмен населением" в Косово,
которому их же стараниями, похоже, ему суждено
стать албанской провинцией с преимущественно
мусульманским населением. Как и в случае с Кипром,
на территории Косово останутся основные святыни
православных сербов, доступ к которым на
ближайшее время будет искусственно затруднен,
прежде всего по политическим соображениям.
Говоря простым языком, "из вредности".
Опыт Кипра в этом отношении очень поучителен.
Исторически сложилось, что главные исторические
и культурные памятники острова сосредоточены в
его северной части. Есть среди них и православные
святыни, нетронутые даже католическими королями
Кипра, носившими титул королей Иерусалима.
Прежде всего это уже бывшие монастыри Св.
апостола Варнавы и Св. апостола Андрея.
Будучи ближайшим сподвижником апостола Павла,
апостол Варнава здесь, на Кипре, принял
мученическую смерть. Его мощи были обретены в 478 г.
Тогдашний архиепископ Кипра Анфемиос во сне
увидел место, где нашли они свое упокоение. В
найденном склепе были обнаружены не только мощи
апостола, но и Евангелие, написанное его рукой,
которое возлежало у него на груди.
Над этим святым местом, расположенным рядом с
монастырем Св. ап. Варнавы, была построена
часовня, сохранившаяся до наших дней. Несколько
ступеней ведут вниз по узкому и темному коридору
к скромному надгробию над могилой апостола.
Скупой букетик полевых цветов давно завял. Свеч
здесь не возжигают. В самом монастыре расположен
археологический музей, а непосредственно в
престольном храме ап. Варнавы... "музей икон".
Такие "музеи" находятся практически в
каждой неразрушенной Православной церкви на
Северном Кипре. Убранство почти не тронуто,
наоборот, сюда свезли кое-что из уже закрытых
храмов.
Вообще это явление очень характерное для этих
мест. Поставить свечку разрешено лишь в
нескольких маленьких церквах, да и ставить их, по
большому счету, уже некому. Приспособить под
хозяйственные помещения или под ресторан вроде
бы в наше-то время неудобно - могут подумать худое,
а так - "музей икон", вполне культурное
учреждение. Все-таки лучше, чем просто "музей
атеизма". Если есть статус музея, то и службу
проводить в музейных стенах несподручно.
Есть, правда, одно обстоятельство. С чисто
художественной точки зрения "экспонаты"
представляют небольшой интерес. Большинство
икон написано монахами в XIX-XX вв. Они могут быть по-настоящему
дороги только верующим православным людям,
изгнанным из этих мест. Так что "музейная"
трактовка не срабатывает. В одной из горных
деревень под Киренией, облюбованной английскими
пенсионерами, встретил неожиданно свою
соотечественницу, вывезенную родителями из
Петрограда после революции, сохранившую русское
имя Надежда. Она является, возможно, последней
хранительницей церкви в Каламане. Она и поведала
о негласном, но строжайшем запрете православного
богослужения на Северном Кипре... "по
политическим соображениям".
...Монастырь Св. ап. Андрея на оконечности
живописнейшего полуострова Карпас. Крайняя
восточная точка Кипра. Сюда причалил корабль, на
котором апостол Андрей возвращался из
Константинополя в Палестину. В пути у капитана
случилась глазная болезнь и он начал
стремительно слепнуть. Вместе с двумя моряками
апостол отправился на берег, где, по его мнению,
должен быть целебный источник. Поначалу моряки
ничего не нашли, но ап. Андрей приказал отвалить
большой валун, и источник забил из открывшейся
расселины. Привезенная на корабль вода исцелила
морехода. Это место стало объектом паломничества.
Сначала здесь была построена часовня, затем
монастырь во имя Св. ап. Андрея. До 1974 г. здесь жило
несколько десятков монахов. Сейчас поражает
страшная разруха. Несмотря на то, что сами турки
не отрицают целебных качеств воды, монастырь
разваливается на глазах. Штукатурка повсеместно
осыпается целыми кусками, по деревянному помосту
второго этажа, на который выходили двери келий,
ходить просто опасно для жизни. Внутри самих
келий царит "мерзость запустения". Правда,
как почти все на Северном Кипре, монастырь имеет
"стратегическое значение", и за редкими
посетителями зорко следят вездесущие люди в
турецкой военной форме. В нижней церкви еще можно
поставить свечу, но не более того.
После сообщения о взрыве православного храма в
Приштине я подумал о том, что, возможно, судьба
кипрских православных святынь ожидает
православные церкви и монастыри Косово, если
албанским сепаратистам при молчаливом
попустительстве "международного сообщества"
удастся отторгнуть край от Югославии. За
примером далеко ходить не надо - Северный Кипр.