На первую страницу

крест
Русский дом, №11. Оглавление


Книжная полка

ЕСТЬ ЛИ В ИСТОРИИ АБСОЛЮТНЫЙ СМЫСЛ?
В.Н.Тростников

Тех, кто любит Россию, нынешнее время не балует приятными сюрпризами, но время от времени они все же им достаются. Один из них - совсем недавно вышедшая книга Михаила Назарова "Тайна России" (Москва, "Русская идея", 1999). Не все патриоты знают об этой замечательной книге, а о ней нужно не только знать, но и поставить ее на книжную полку, причем на ту, до которой легче всего дотянуться.
В фокусе внимания автора находится Россия двадцатого столетия, т.е. его монография относится к области даже не новой, а новейшей истории. А здесь найти правду особенно сложно.
Как древние греки не знали о себе самого главного - что они древние греки, так же и мы, русские, в этом случае не могли бы знать, кем предстанем в глазах наших потомков, когда все бури нашего времени стихнут. Но это не так. Надо принять всего лишь одну-единственную гипотезу, и новейшая история, в том числе и новейшая история России, перестанет казаться непознаваемой. Гипотеза состоит в том, что история имеет не только условный, но и абсолютный смысл, что ее сценарий был написан на небесах еще до того, как она началась на земле. Тогда в ее развертывании нужно видеть осуществление Божьего Замысла о человеке, и целью исследователя становится его расшифровка. Назаров принимает гипотезу о наличии в истории абсолютного смысла, поэтому к названию своей книги добавляет подзаголовок "Историософия XX века". Историософия - это философский анализ истории, а подлинное философствование невозможно без использования религиозных категорий, и в поисках глубинной правды о России он обращается к богословскому анализу. Последовательно и систематично, со ссылками на многочисленные источники, Назаров показывает, что в подготовке и свершении русской революции большую роль играли законспирированные внешние силы и что саму эту революцию они рассматривали как средство уничтожения России. Конечно, эта тема не нова, и еще в царское время большевиков называли "германскими шпионами" за то, что они получали деньги от немцев, но то что они подпитывались также из-за океана, стало неопровержимым фактом совсем недавно - после того, как американский историк Саттон издал сенсационную монографию "Уолл-стрит и большевицкая революция" (1998, 184 с.). Для всех, кто интересуется этой темой, книга Назарова представляет собой ценнейшее пособие, так как в ней впервые обильно цитируется работа Саттона, о которой до сих пор ходили лишь слухи. Поскольку, как теперь ясно, "американские деньги" были на самом деле "еврейскими деньгами", разговоры о жидомасонском антирусском заговоре отныне перестают быть просто разговорами и становятся констатацией строго документированного исторического факта.
Во второй части Назаров переходит к осмыслению последнего десятилетия нашей истории, что особенно сложно сделать объективно, ибо тут кипят уже не эмоции, а страсти. Чтобы продраться через их чащу, он берет в путеводители бесспорные факты и железную логику. Напомнив об основных этапах "перестройки" и "реформ", он убедительно показывает, что это была "российско-американская революция", которая привела к Триумфу мировой закулисы"" (названия двух глав этой части).
Лишь после этого настает момент открыть огонь из главного калибра. Читатель, внимательно ознакомившийся с содержанием первых двух частей книги, не может уже отвергнуть богословского осмысления русской истории, даже если оно раньше казалось ему ненаучным, ибо никакое другое осмысление тут не помогает. Дело в том, что приведенный материал свидетельствует о таком уровне ненависти к России со стороны "сил" и их неистового стремления ее уничтожить, какой нельзя объяснить просто желанием устранить экономического конкурента. Эта ненависть имеет явно мистическую природу, в ней просвечивает религиозный иррационализм, хотя под религией тут надо понимать антирелигию. Отталкиваясь от этой отрицательной духовности, Назаров переходит к ее антиподу, к положительной духовности, к Божьему Промыслу, и это ставит все на свои места. Здесь он дает научное истолкование гениальной поэтической формуле Тютчева, которую предпослал в качестве эпиграфа всей книге, "О, край родной! - такого ополченья / мир не видал с первоначальных дней.../ Велико, знать, о Русь, твое значенье! / Мужайся, стой, крепись и одолей!" Этим, собственно, и раскрывается "Тайна России": Россия предстает последним "удерживающим" перед приходом "человека греха, сына гибели" (2 фес. 2,3). Вводная статья этой части занимает целых сто страниц, и это едва ли не лучшие страницы книги. Тот, кто знаком с христианской эсхатологией, с удовольствием прочтет концентрированное грамотное ее изложение, а для того, кто с ней не знаком, это будет превосходный "лик - без патриота".
Конечно, произведение Назарова - не энциклопедия русской революции, в ней сделано ударение на внешних причинах этого социального взрыва. Но тут были и внутренние причины - наше собственное отпадение от Бога, происходившее по свободному волеизъявлению. Без него никакие внешние инстанции не смогли бы поколебать Российскую державу. Увлекшись разоблачением международного заговора, Назаров пишет о русской революции, беря слово "русская" в кавычки. Но если она не русская, то какая может быть речь о нашем покаянии в безбожии и цареубийстве! Трудно согласиться и с утверждением, будто "Белое движение спасло честь России в революционной катастрофе" (стр.64). Руководителями белого движения были февралисты, а связь Февральской революции с масонами стала известна гораздо раньше, чем их влияние на Октябрьский переворот. Перестав называть членов Добрармии "белобандитами", не надо впадать в другую крайность и считать их единственными "людьми чести" в тогдашней России.
Таковы два момента, с которыми я не согласен. Все остальное в книге Назарова вызывает мое восхищение. Добавлю, что она вышла как раз в тот момент, когда особенно нужна, и в этом нельзя не увидеть действия того самого Промысла, который служит ее главной темой.