Книжная полка
ЕСТЬ ЛИ В ИСТОРИИ АБСОЛЮТНЫЙ
СМЫСЛ?
В.Н.Тростников
Тех, кто любит Россию, нынешнее время не балует
приятными сюрпризами, но время от времени они все
же им достаются. Один из них - совсем недавно
вышедшая книга Михаила Назарова "Тайна России"
(Москва, "Русская идея", 1999). Не все патриоты
знают об этой замечательной книге, а о ней нужно
не только знать, но и поставить ее на книжную
полку, причем на ту, до которой легче всего
дотянуться.
В фокусе внимания автора находится Россия
двадцатого столетия, т.е. его монография
относится к области даже не новой, а новейшей
истории. А здесь найти правду особенно сложно.
Как древние греки не знали о себе самого главного
- что они древние греки, так же и мы, русские, в
этом случае не могли бы знать, кем предстанем в
глазах наших потомков, когда все бури нашего
времени стихнут. Но это не так. Надо принять всего
лишь одну-единственную гипотезу, и новейшая
история, в том числе и новейшая история России,
перестанет казаться непознаваемой. Гипотеза
состоит в том, что история имеет не только
условный, но и абсолютный смысл, что ее сценарий
был написан на небесах еще до того, как она
началась на земле. Тогда в ее развертывании нужно
видеть осуществление Божьего Замысла о человеке,
и целью исследователя становится его
расшифровка. Назаров принимает гипотезу о
наличии в истории абсолютного смысла, поэтому к
названию своей книги добавляет подзаголовок "Историософия
XX века". Историософия - это философский анализ
истории, а подлинное философствование
невозможно без использования религиозных
категорий, и в поисках глубинной правды о России
он обращается к богословскому анализу.
Последовательно и систематично, со ссылками на
многочисленные источники, Назаров показывает,
что в подготовке и свершении русской революции
большую роль играли законспирированные внешние
силы и что саму эту революцию они рассматривали
как средство уничтожения России. Конечно, эта
тема не нова, и еще в царское время большевиков
называли "германскими шпионами" за то, что
они получали деньги от немцев, но то что они
подпитывались также из-за океана, стало
неопровержимым фактом совсем недавно - после
того, как американский историк Саттон издал
сенсационную монографию "Уолл-стрит и
большевицкая революция" (1998, 184 с.). Для всех, кто
интересуется этой темой, книга Назарова
представляет собой ценнейшее пособие, так как в
ней впервые обильно цитируется работа Саттона, о
которой до сих пор ходили лишь слухи. Поскольку,
как теперь ясно, "американские деньги" были
на самом деле "еврейскими деньгами",
разговоры о жидомасонском антирусском заговоре
отныне перестают быть просто разговорами и
становятся констатацией строго
документированного исторического факта.
Во второй части Назаров переходит к осмыслению
последнего десятилетия нашей истории, что
особенно сложно сделать объективно, ибо тут
кипят уже не эмоции, а страсти. Чтобы продраться
через их чащу, он берет в путеводители бесспорные
факты и железную логику. Напомнив об основных
этапах "перестройки" и "реформ", он
убедительно показывает, что это была "российско-американская
революция", которая привела к Триумфу мировой
закулисы"" (названия двух глав этой части).
Лишь после этого настает момент открыть огонь из
главного калибра. Читатель, внимательно
ознакомившийся с содержанием первых двух частей
книги, не может уже отвергнуть богословского
осмысления русской истории, даже если оно раньше
казалось ему ненаучным, ибо никакое другое
осмысление тут не помогает. Дело в том, что
приведенный материал свидетельствует о таком
уровне ненависти к России со стороны "сил" и
их неистового стремления ее уничтожить, какой
нельзя объяснить просто желанием устранить
экономического конкурента. Эта ненависть имеет
явно мистическую природу, в ней просвечивает
религиозный иррационализм, хотя под религией тут
надо понимать антирелигию. Отталкиваясь от этой
отрицательной духовности, Назаров переходит к ее
антиподу, к положительной духовности, к Божьему
Промыслу, и это ставит все на свои места. Здесь он
дает научное истолкование гениальной
поэтической формуле Тютчева, которую предпослал
в качестве эпиграфа всей книге, "О, край родной!
- такого ополченья / мир не видал с первоначальных
дней.../ Велико, знать, о Русь, твое значенье! /
Мужайся, стой, крепись и одолей!" Этим,
собственно, и раскрывается "Тайна России":
Россия предстает последним "удерживающим"
перед приходом "человека греха, сына гибели"
(2 фес. 2,3). Вводная статья этой части занимает
целых сто страниц, и это едва ли не лучшие
страницы книги. Тот, кто знаком с христианской
эсхатологией, с удовольствием прочтет
концентрированное грамотное ее изложение, а для
того, кто с ней не знаком, это будет превосходный
"лик - без патриота".
Конечно, произведение Назарова - не энциклопедия
русской революции, в ней сделано ударение на
внешних причинах этого социального взрыва. Но
тут были и внутренние причины - наше собственное
отпадение от Бога, происходившее по свободному
волеизъявлению. Без него никакие внешние
инстанции не смогли бы поколебать Российскую
державу. Увлекшись разоблачением международного
заговора, Назаров пишет о русской революции, беря
слово "русская" в кавычки. Но если она не
русская, то какая может быть речь о нашем
покаянии в безбожии и цареубийстве! Трудно
согласиться и с утверждением, будто "Белое
движение спасло честь России в революционной
катастрофе" (стр.64). Руководителями белого
движения были февралисты, а связь Февральской
революции с масонами стала известна гораздо
раньше, чем их влияние на Октябрьский переворот.
Перестав называть членов Добрармии "белобандитами",
не надо впадать в другую крайность и считать их
единственными "людьми чести" в тогдашней
России.
Таковы два момента, с которыми я не согласен. Все
остальное в книге Назарова вызывает мое
восхищение. Добавлю, что она вышла как раз в тот
момент, когда особенно нужна, и в этом нельзя не
увидеть действия того самого Промысла, который
служит ее главной темой.