Россия - удел Пресвятой Богородицы
СТАНЕТ КАНАВКА ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА...
Ю.Ю. Воробьевский
"Когда-то век кончится, сначала антихрист с
храмов кресты начнет снимать да монастыри
разорять и все монастыри разорит. А к вашему-то
подойдет, подойдет, а канавка-то станет от земли
до неба, ему и нельзя к вам взойти-то. Нигде не
допустит канавка, так прочь и уйдет".
Дивеево. Своими стопами прошла здесь Матерь
Божия вместе с преподобным Серафимом. Он и
благословил инокинь и послушниц вырыть Канавку.
Три аршина шириной, три глубиной да вал земляной
такой-же насыпать - в три аршина. За этой
восьмисотметровой границей и встанет в Конце
Времен последняя твердыня Православия. "Время
придет такое у вас, - говорил преподобный Серафим,
- что ангелы не будут поспевать принимать души, а
вас всех Господь сохранит"... Говорил он это
своим послушницам, а услышали теперь и мы. Может
быть, нас эти слова касаются в первую очередь...
Сестры обители рыли канавку в 1829-1830 годах.
Летопись Дивеевского монастыря повествует:
поначалу не спешили они выполнить благословение
старца. Все медлили. Однажды утром проснулись и
видят: батюшка работает сам. Спохватились,
выбежали, а его уже нет. Только мотыжка осталась...
Может, та самая, что лежит сейчас под стеклом
неподалеку от мощей преподобного?
Стали рыть. Но, похоже, откопать так, как было
заповедано, не успели. Затем, после блаженной
кончины преподобного, Канавка стала обрушаться.
...Не допустит самого антихриста? Как это? Не грех
ли маловерия стал первым мусором души, что
засыпал эту священную границу? Уже к 60-м годам XIX
века здесь ездили на телегах... Во время нового
расцвета обители в конце прошлого века Канавку
восстановили. Старожилы указывают на разные
места. Ориентиром служат старые деревья. Но -
ориентиром приблизительным. Линию Канавки они
повторяют с точностью 15-20 метров.
...Сергею Николаевичу Чернышеву миссия выпала
удивительная. Когда-то сам батюшка Серафим
указывал сестрам, где надо копать. Теперь
показывает он, профессор Московского
строительного университета. "матушка игуменья
благословила, и наш университет начал поиски -
археологическими, геодезическмми,
геологическими методами. Мы находимся в начале
Канавки. Нам было очень важно найти это место, где
трудился сам преподобный. Изучали старые
фотографии. На одной из них, сделанной с
колокольни, видна точка, где мы стоим. Ориентиром
стало небольшое деревце. Теперь, как мы думали,
оно превратилось в этот огромный тополь. За
единицу масштаба взяли размеры окон соседнего
здания...
Впоследствии оказалось, что и дерево не то и
считали мы неправильно. Но - милость Божия - при
всех ошибках вышли на то самое место. С точностью
до десяти сантиметров. Уже восстановлено 80
метров, а на валу посажен крыжовник, как
благословил преподобный Серафим".
Канавка покрыта свежим зеленым дерном. Его нет
только на вершине вала. Несколько матушек (все
девицы, как заповедовал батюшка Серафим),
тяжелыми деревянными толкушками трамбуют землю.
Чтобы не обсыпалась с началом дождей. Хрупкие
фигурки движутся, кажется, без устали. Именно по
вершине вала и благословил Саровский старец
молитвенно обходить четвертый удел Матери
Божией.
А пока люди идут по протоптанной рядом тропинке.
Большинство - с четками в руках. Двигаются
медленно, с отрешенным видом.
Игуменья Сергия, настоятельница Серафимо-Дивеевского
женского монастыря: "Преподобный Серафим
говорил: "Кто Канавку с молитвой обойдет да
полтораста "Богородицу" прочтет, тому все
тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". "Богородица
дево, радуйся, благодатная Мария, господь с Тобою..."
Эту молитву принес Деве архангел Гавриил. При
внимательном ее чтении человек получает особый
покров... Молитву люди увозят отсюда до того места,
где они живут. Как бы продлевают Канавку и сам
удел Матери Божией на всю Россию".
* * *
Мы стоим над шурфом. Он открыт паломниками на том
участке, где еще только ведется разведка. Внизу
раскопа - желтые суглинки. В прошлом веке их
называли отложениями Ноева потопа. Сверху,
полукругом, в этот слой врезается более темный
грунт. Им и была засыпана Канавка. Ее контур виден
необычайно четко. Очевидно, что и в конце
прошлого века, когда шло восстановление,
заповедные размеры не соблюдались. Нет здесь
трех аршин в ширину и трех в глубину (трех с
лишним метров).
Серафимово благословение до конца не выполнили.
Может, именно потому антихристовы слуги прошли
священный рубеж. Кресты с храмов были сняты. Это
попущенее Господнее - урок всем нам.
Остатки Ноева потопа напоминают о грехах
допотопных, верхние слои в шурфе - о грехах
безбожия, цареубийства, что затопили страну уже в
наше время. Здесь - какие-то напильники, куски
стен разбитой часовни и ограды оскверненного
кладбища, части покореженной церковной утвари.
Таков "культурный слой" XX века.
После революции власти распорядились сливать
все нечистоты именно сюда - в Канавку. Сначала
люди боялись. Потом привыкли.
На отрезке, примыкающем к восстановленному,
через каждые 15-20 метров - люки. Внутри бульканье
зловонной жижи. Здесь в Канавку заложили трубы
фекальной канализации. Их называют "системами
жизнеобеспечения".
На следующем участке - туалеты. Их построили тут
специально, в целях антирелигиозной пропаганды.
Мимо всего этого и идут с молитвой паломники.
Некоторые из местных жителей косятся. Вот что-то
невнятно "буровит" сидящий в коляске пьяный
инвалид. Вот тетка в красной кофте ни с того ни с
другого начинает злобно кричать: ходят-ходят
мимо ее дома...
Подхожу к еще одной местной обитательнице.
- В церковь-то ходите?
- Ходили несколько раз... духотища там...
Еще относительно недавно власти распорядились
выкорчевать старую березу, что рядом с
первоначальным Казанским храмом. Чуткий взгляд
православного человека видит в ней особые знаки:
голову медведя, которого приручил святой старец;
контур Серафимовой иконы "Умиление" на
срезе... Кто-то скажет: фантазии! Однако не
случайно Дивеево - от слова "диво". Факт
остается фактом: корчевка не удалась. Стальной
зуб машины сломался тут же. Он так и остался под
корнем - в назидание выкорчевщикам будущего.
Не так давно рядом с Канавкой стоял идол. Ильич
указывал рукой куда-то на кресты храмов. Слава
Богу, нашелся человек, который под покровом ночи
свалил кумира. На месте его так и не поставили. В
целом же четвертый удел Богородицы таков. Школа с
гремящей по вечерам дискотекой.
Психоневрологический интернат. Завалюхи-сараи.
Жилые дома-трущобы, в которые превратились
бывшие монастырские постройки...
А рядом неслышно проходит Сама Матерь Божия.
Проходит каждый день.
***
...1903 год. Видя нерешительность Священного Синода,
Николай II начертал: "Немедленно прославить".
Правоверный царь знал: Серафим Саровский давно
уже прославлен на Небесах. И принял участие в
торжествах в Сарове и в Дивееве.
Тогда Государь получил и пророчество от
блаженной старицы Паши Саровской - о рождении
долгожданного наследника. Через год родился
цесаревич Алексей. В честь этого события
монахини обители посадили лиственницу. Дерево
выросло необычное. Его смола - красного цвета.
Кажется, что на стволе - капли крови.
Таково напоминание всем нам. Дерево стоит рядом с
Канавкой, и ежедневно множество людей проходит
здесь по стопочкам Матери Божией. Иерей Игорь
Борисов: "Люди на исповеди все чаще каются в
грехе цареубийства. И я чаю то время, когда своими
ручками сиротки батюшки Серафимушки посадят
здесь еще одно дерево - в честь прославления царя".
Преподобный Серафим говорил: царь, который меня
прославит, того и я прославлю.
Велика тайна этих слов, как и тайна будущего
вознесения на небо одного из соборов обители. В
новом ковчеге спасения останутся только верные,
остальные падут на землю... Да, настанут времена,
когда и в воскресение Господне мало кто верить
будет; тогда и воскреснет, как обещал, Серафим
Саровский. Воскреснет и начнет в Дивеево, где к
тому времени будет уже первая в мире женская
лавра, всемирную проповедь покаяния.
Святое место это - символ того, что произошло,
происходит и произойдет со всей страной.
ВОЗРОДИТСЯ КАНАВКА - ВОЗРОДИТСЯ РОССИЯ. В
последние годы над Дивеевским монастырем все
чаще видят радугу. Со времен Ноя она - знак
примирения человека с Господом.
Слава Богу, по благословению митрополита
Нижегородского и Арзамасского Николая создан
Попечительский совет по освобождению и
восстановлению Канавки. Возглавил его строитель
Александр Станиславович Миронов. Сооружение
первого четырехэтажного дома, куда будут
переселены жители здешних трущоб, началось.
Игуменья Сергия: "Материальная помощь - это
хорошо, но важно и помолиться с состраданием, что
все находится в таком запустении. Кто жертвует
деньги, кто материалы, кто рабочие руки. А кто -
молится. Сам преподобный говорил: "...кто в
обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже
помогать будет ей, и те от мук будут избавлены!"
Возрождение Канавки связывают с возрождением
России. Русь была Святой благодаря благочестию
русских людей. От нашего благочестия зависит
будущее страны". Канавка все еще засыпана...
нашими нераскаянными грехами. Освободим ее!
Братья и сестры! Желающие помочь в восстановлении Канавки, могут обращаться в рабочую группу Попечительского совета - тел. (095) 2901763.
Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский
женский монастырь ИНН 5216001711 Для небольших почтовых переводов: 607320, Нижегородская обл., село Дивеево, Свято-Троице-Серафимовский женский монастырь, отцу Игорю (Борисову) - "На Канавку". |