|
К 60-летию Вячеслава Михайловича Клыкова
ЗА РУСЬ СВЯТУЮ!
Н.В. Карташева
Один мой знакомый, вроде бы и русский, и патриот,
когда-то внушал: "Клыков, конечно, талантливый.
Конечно, известный скульптор. Но зачем он лезет в
политику? Да еще с монархией?!" - "Да потому,
что православный и любит не только небесное, но и
земное свое Отечество", - отвечала я.
Участливый господин возражал: "Нет, нет. Клыков
плохой политик, потому что хороший художник и
христианин". Вот какая хитрость подложена под
соусом похвалы хула. Прошло несколько лет, Клыков
не отступил ни в творчестве, ни в политической
деятельности. А вышеупомянутый господин уже
забыл свои сентенции: "Клыков не художник и не
политик. Посмотрите на памятник Жукову или
Николаю II! Ужасно".
Что ж, ежели ему ужасно, то пусть его ужасается. А
простой народ памятники работы Клыкова любит, не
всегда даже зная автора. Звонница на
Прохоровском поле, как будто с русского неба
сошла и парит в воздухе над святой землей великой
битвы. И хранит эту землю от новых нашествий.
Этого силы зла не выносят. Дважды взорвали
памятник Государю-Мученику в Тайнинской и в
Подольске. Нагло, упорно, как бы совершая черный
ритуал. Памятник от слова "память". Силам зла
надо нас оставить беспамятными. А тут еще память
и почитание Государя! Их ужасает, если русский
народ уразумеет мистический, духовный смысл
последних дней и мученической смерти Николая II.
Не просто же так взрывают хулиганы или безумные
террористы.
Клыков, как воин Христов и воин Русского стана,
бесстрашно поднял мощное оружие своего таланта
на стороне Бога за Русь Святую. А
недоброжелателям и повторяющим их обывателям я
хочу только напомнить нашу пословицу: "Что
имеем не храним, потеряем - плачем".
В нынешнем году мы отметили 200-летие великого
Пушкина. Пушкин творил в славную для Российской
империи эпоху, когда русские гордились, что они
русские. Империя крепла, Наполеон и с ним
двунадесять языков были блистательно побеждены.
Пушкин, поминая день Бородина, гордо восклицал:
"Россия! Встань и возвышайся!" Расцвет
русской культуры всегда приходился на времена
национального достоинства, когда наши предки
побеждали в духе и истине. Что мы имеем сейчас?
Где наша героическая культура? Ее презирают.
Героями гнушаются, а воспевают порок, низменные
страсти, полную расхристанность. А если и
поощряется Православие в искусстве, то только в
смирении, в терпении, нищете, исподтишка делая из
рабов Божиих рабов себе и власть имущим. Забывают
почему-то, что смиряться надо перед Богом, а не
перед злом и врагами Отечества. Вот когда нужно,
чтобы русские, взглянув на стратилата-витязя в
доспехах, изваянного твердой рукой Клыкова,
почувствовали себя воинами, несгибаемыми в вере
и стоянии за Отечество, воспринимая глаголы
славы, а не блатной жаргон современного цинизма.
В этом действенная политика Христова воина в
творчестве.
В 1999 году В.М. Клыкову исполняется 60 лет. Наблюдая
в течение шести лет за Вячеславом Михайловичем, я
поражалась ему. Невероятная работоспособность,
даже маниакальность творчества. Некое святое
безумие работать сверх человеческих сил, как бы
уже вне времени и пространства.
В жизни он прост и ясен. С ним легко общаться. И
часто не только интересно, но и весело. Вспоминая
родной дом, Вячеслав Михайлович рассказывал,
какое было у его матушки хозяйство: "Индюки
выйдут из калитки - ну просто хор Пятницкого в
разноцветных костюмах! А утки! Голова у селезня
вот как этот чайник, даже больше!" Я
недоверчиво косилась на заварной фарфоровый
чайник, но, когда побывала в Курской области,
недалеко от клыковского села Мармыжи, я
удивленно поразилась - живность там
действительно такая! Глядя на гусей, я весело
вспомнила собрата по перу, одного поэта, и
рассмеялась точному определению меткого Клыкова
о выступающем толстеньком поэте: "Как гусь в
опорках!" И это по-народному, легко, беззлобно и
любя, но не в бровь, а в глаз. В родном селе Клыкова
любят и гордятся им. И народ там все такой
породистый, работящий, веселый. Бог Сам знает, из
каких Ему выбирать Себе воинство.
В поездках с Клыковым трудно, потому что надо
работать, как он. Утром, куда бы ни приехали, он
первым встает очень рано и будит всех, чтобы идти
в церковь. После службы с молебном следуют
мероприятия одно за другим без передышки и так
часов до 11 вечера. В одной поездке, в 11 вечера
добравшись к себе в гостиницу, я уже помышляла
отдохнуть, вдруг стук в двери, и один из
приехавших на Земский Собор вежливо из-за двери,
но настойчиво попросил меня спуститься к ним,
ссылаясь для весомости на Клыкова, чтобы
обсудить завтрашнее мое выступление. Я наивно
пришла, но Клыков сказал: "Нина, ты же
порядочная женщина, после 11 часов тебе не нужно
участвовать ни в каких обсуждениях! Иди отдыхай".
Талантливые люди всегда щедры душой, в них нет
скрытности, мелочности, завистливой
мстительности. Крупная личность не считается и
не одалживает, а дарит себя людям. К Клыкову идут
за помощью все, и он помогает конкретно. Помог
талантливой девочке Танечке Острягиной; создал
музей Игоря Талькова, а брат Игоря Владимир не
только соратник, но друг Клыкова; помог Л.
Кудрявиной не только с изданием книги, но с
работой ей и ее мужу. Помог своей землячке
народной певице Надежде Крыгиной, помог и другой
землячке-певице, которой уже нет в этом мире, но
была осквернена ее память домыслами политиков. Я
говорю о Надежде Плевицкой. Теперь дивный своей
певучей пластикой памятник Плевицкой украшает
курскую землю, а фестиваль ее имени стал
традицией - благодаря Клыкову. Вячеслав
Михайлович помогает всем, кто просит.
Когда московский мэр запретил съезд РНЕ в
декабре прошлого года, никто из наших патриотов
не возмутился: иудейский праздник ханука отмечен
в святых стенах Кремля, а Русскому Национальному
Единству запрещен съезд даже в черте города?
Более того, даже пресс-конференцию провести
Баркашову было негде. Все боялись прослыть "фашистами",
но не боялись прослыть трусами. Каялись в том,
чего нет - в пресловутом антисемитизме. Желая
помочь РНЕ, я обзвонила многих могущих
предоставить зал для пресс-конференции. Все
отказались. И только один Клыков достойно, как
русский, совершил поступок. Да, в наше время это
поступок. Пресс-конференция прошла безупречно,
так что жаждущие скандала СМИ удалились ни с чем.
А я была горда, что Россия еще имеет таких воинов.
Я пишу только о хорошем в Клыкове, плохого о нем я
не знаю, а если и есть грехи, о них враги напишут
без меня, еще и присовокупят. Я же пишу о доблести.
Откуда она? Ведь он воспитан, как и все его
сверстники, условия были у него не лучшими. Но он
не стал диссидентом-шестидесятником, он не стал
обслуживающим скульптором соцреализма и застоя,
а в перестройку не пошел в лагерь крашеных
демократов. Он сам большой, он личность. Курская
великорусская земля и Вера Православная спасли,
он не поддался жуткой советской селекции,
которая безжалостно проводилась 80 лет безбожной
властью, и поэтому нынешняя антинародная власть
полуправды и лицемерия, когда Богу молятся, а в
черта веруют, для Клыкова неприемлема, ибо несет
гибель России. Вот почему он пошел в политику. Да,
он художник. Он любит и понимает нашу великую
литературу и искусство. Я помню, как он наизусть
целыми абзацами цитировал прозу Бунина, я знаю,
как он понимает Поэзию и все прекрасное от
Высшего смысла до стиля одежды.
Не думайте, что нашим предкам во времена Смуты
было легче, но им были явлены святой Гермоген,
Минин и Пожарский, был Земский Собор и потом
Русское Самодержавие воздвигло империю на 6-ю
часть земли не мечом, а крестом. Не стесняя никого,
а принимая под свой кров. В Собор. Само слово "РУССКИЙ"
соборное, потому и наша нация в названии среди
прочих существительных обозначается
прилагательным "РУССКИЙ" мы прилагаемся к
Богу. Как и название нашего вероисповедания
среди множества существительных (мусульманин,
католик, баптист, протестант) только мы в
прилагательном - ПРАВОСЛАВНЫЙ. И только нам Бог
являет чудо Благодатного Огня на Пасху, чудо
мощей, мироточения и множества явленных чудес.
Поэтому Русь воскреснет и уже воскресает в вере.
Да, в Православных храмах почти нет скульптуры,
поэтому фарисейски полагают, что ваять
человеческое тело греховно. Но где это сказано? В
Писании, наоборот, есть слова о том, что тело
человека тоже храм для Бога, если душа верует. И
вот когда тело есть храм Божий, то оно является в
Божественной аскетической красоте и величии. Как
в памятниках нашим славным предкам работы
Клыкова. Они стоят не в церквах, конечно. На них не
молятся, разумеется. Но душа Русского узнает в
них родное и обращается к своей великой истории,
укрепляется в вере и обретает силы на борьбу. А
коли так, то никогда мы не будем рабами, как не
были никогда прежде.
И никто не превратит Великую Россию в колонию с
колониальной а ля-рюс культурой, поощряемой
нашими врагами. Нет! Мы законные наследники и
сродники святого Сергия, воина Невского,
великого Пушкина. Мы живем на своей земле, у нас
нет двойного гражданства. Святую Русь Бог
освятил нам, и Он нас не оставит:
Пусть наша речь смешенье языков,
И жизнь, как ненадежные хоромы,
Но если слышно звон колоколов,
То все-таки пока еще мы дома!
И при хоромах Храм во век веков.