|
Россия - удел пресвятой Богородицы
СХИМОНАХИНЯ ФИЛАРЕТА
Г.Г. Шелест
Вера Васильевна Маркина была родом из города
Мариуполя Донецкой области. Неподалеку от их
дома жил прозорливый старец Илия. Он часто сидел
на скамеечке у своего дома, и когда Вера
проходила мимо него, он всегда говорил: "Вот и
Вера идет". Все удивлялись, так как он был
слепым.
Однажды старец Илия пришел к ним, родители его
радушно встретили, покормили, а уходя, он им
сказал, что двое детей у них уедут за границу.
Родители не поверили - такого не может быть.
Но вот началась война, Мариуполь заняли немцы.
Как-то раз Вера с братом пошли в магазин за хлебом,
который давали по карточкам, очередь была
огромная. Вдруг подъезжают немецкие машины и
солдаты начинают выводить из очереди детей и
заталкивать их в машины. Тех, кто сопротивлялся -
били. Потом в эшелонах их увезли в Германию. Вот
так исполнилось предсказание старца Илии. Брата
отправили работать в деревню на тяжелые работы, а
Веру в концлагерь. Ей к тому времени исполнилось
14 лет.
Жизнь в концлагере можно сравнить, наверное,
только с адом, где нет надежды на возвращение и
люди ждут смерти как избавления от мучений.
Вера была очень простая, доверчивая, и вера в
Господа у нее была такая же. Сказали ей, что
Господь ее не оставит и во всем поможет - надо
только молиться и верить, так она и делала.
Постоянно молилась своими словами, просила на
все помощи Божией и все свое упование возложила
на Бога.
И Господь всячески укреплял ее.
Прошло два года, однажды ночью Вера вышла в
коридор барака и увидела, что у входа кто-то стоит.
Сначала она испугалась, но присмотревшись,
увидела старца, очень похожего на святого
Николая. Он вывел ее из концлагеря, довел до
какого-то селения и исчез. На следующий день Вера
услышала по радио, что концлагерь разбомбили.
Как дальше быть? Домой не уехать. Опять Вера стала
молиться Господу: "Помоги, управь!" И вот
попала она в комендатуру. Спрашивают: "Кто
такая?" Отвечает: "Концлагерь, где я была,
разбомбили, я осталась жива, а теперь ищу брата".
Пожалели ее немцы - ну, что с нее возьмешь, ребенок
еще. Нашли ее брата по картотеке, и стали они
вместе работать. Спала в коровнике, кормили так,
что в голодный обморок падала, били батогами.
Работали от зари до зари, и так два года.
Закончилась война, и они вернулись домой.
Вера устроилась работать в фасонно-литейный цех,
потом вышла замуж и уехала с мужем поднимать
целину. Работала там на стройке, родила троих
детей.
С юности у нее болели суставы рук и ног, и к сорока
годам она не могла работать, лечили ее в больнице,
но потом отказались - ничего не помогало, никакие
лекарства. И мужу не нужна такая больная жена.
Увез он ее в Мариуполь и оставил больную с детьми.
Каждый, наверное, знает, что страдание души
гораздо тяжелее страданий тела.
Не возроптала она на Бога, не стала проклинать
мужа, а простила и молилась, чтобы и Господь его
простил.
Старший сын ушел в армию, среднему было 12 лет, а
дочери Елене - 7, она и стала ухаживать за матерью.
Тяжелый полиартрит с гнойными ранами приковал ее
к кровати. Со временем ее нельзя было даже
поворачивать на бок и приподнимать, и она как бы
срослась с кроватью; руки и ноги не двигались, и
прикосновение к ним причиняло сильнейшую боль.
Приходил к ней батюшка - исповедовал и причащал
Святых Христовых Тайн. Приходили прихожане храма,
приносили продукты - на это они с дочерью и жили.
Очень трудно было Вере вот так лежать, быть
обузой для всех, не работать, и она молилась Богу,
чтобы он дал ей здоровье. Явился ей старец Илия и
говорит: "Если ты дашь обет - выздоровеешь".
Она не знала тогда, что такое обет, и решили они с
дочерью, что всех, кто к ним приходит, надо
покормить обедом. Дочь старалась - и никто не
уходил от них голодным, но это, конечно, не
помогло.
Кто-то ей сказал, что молитва таких больных, как
она, выводит из ада. Она приняла эти слова как
послушание Богу и людям.
"Молиться за людей - это кровь проливать".
Глубина и сила пережитых страданий сделали ее
сердце исполненным великой жалости ко всякому
страждущему. Любовь сострадательная перешла в
готовность пожертвовать собой. Она перестала
просить у Господа о выздоровлении, а стала
благодарить Его, что Он сподобил ее такой милости
и она своей болезнью и страданиями может помочь
людям.
Стала она молиться за всех, кто к ней приходил, и
за тех, за кого они просили помолиться. Придешь к
ней, она выслушает, утешит, попросишь помолиться
за кого-нибудь - скажет, чтобы записали в
тетрадочку.
Оставишь ей деньги на лекарство или еду, а потом
узнаешь, что она на эти деньги заказала в
монастыре сорокоусты на тебя и твоих
родственников.
Люди, посетившие ее, чувствовали, как тяжесть
снимается с их души и становится радостно и легко.
Все больше и больше приходило людей - и за всех
она молилась.
Живой человек может покаяться, сделать добрые
дела для спасения своей души, а душа усопшего
надеется только на молитвы живых.
До позднего вечера к Вере шли люди со своими
заботами, а ночью оставалась одна со своей
болезнью. Боли были такие сильные, что хотелось
кричать, но не оставалось сил даже на то, чтобы
поплакать.
Мужество и кротость - редкое и необычайной
красоты сочетание. Вера любила быть "меньшей",
но не было в ней человекоугодия и заискивания.
Обращение с людьми - самое простое и благородное.
Никогда не замечалось в ней грубости, неуважения,
невнимания к людям. Даже к нечисто живущим людям
она не испытывала ни тени брезгливости. Не любила
она, когда осуждают или обсуждают кого-либо, и
люди сразу это чувствовали и умолкали. Была у нее
великая твердость сопротивления всякому ложному,
лукавому; не прилеплялось к ней осуждение,
пошлость, мелочность и подобное. Достигала она
это тем, что, молясь, внутренне оставалась
спокойной, невосприимчивой ко всему дурному.
Внимательно следила она за каждым своим словом и
за каждым движением души, и если собственная
совесть обличала ее - каялась и больше не
повторяла этот грех.
Как-то после исповеди батюшка сказал ей, чтобы
она "молилась за весь мир". Молитва за весь
мир - это покаяние за грехи людей и как покаяние
есть взятие на себя тягот их. Но для того, чтобы в
человеке явилось дерзновение для такой молитвы,
его личное покаяние должно быть полным и
окончательным.
Всякое действие и всякое доброе, по заповеди
Христа, проходит через испытание. Перенесла и
Вера искушение от врага рода человеческого.
Нашла на нее тяжесть, помыслы разные и сомнения
наполнили душу, что не надо молиться за весь мир,
батюшка не прав, все равно всех не вымолишь и т. д.
Но опять, как всегда в такие тяжелые моменты
жизни, возложила она все упование на Бога, и
Господь ее укрепил видением.
Видит она себя в круглом зале, вдоль стен стоят
экраны и приборы, а она сама сидит в кресле. Вдруг
в зал вбегает очень возбужденный человек - это
был президент США Рейган, подходит к столу и
хочет нажать какую-то кнопку, а за его спиной
стоит бес и как бы подталкивает его - нажми. Вера
вдруг начала молиться: "Господи, спаси весь мир!
Господи, спаси весь мир!" Президент отошел, а
бес набросился на Веру и закричал, чтобы она
перестала молиться… И все исчезло.
Лежит она опять на кровати, но уже совсем другим
человеком. Поняла она, что Господь призвал ее на
духовную войну и сражение на этой войне идет
каждый день и каждый час.
"Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва,
тогда мир погибнет".
Святой Варсонофий, например, свидетельствует о
том, что в его время молитва трех мужей
удерживала мир от катастрофы.
Святые были такими же людьми, как все мы. Многие
из них пришли от больших грехов, но покаянием
достигли Царства небесного. И все, кто приходит
туда, приходят через покаяние.
Однажды знакомые принесли Вере икону.
Изображения на ней не было - черная доска в киоте.
Повесили ее на стену, зажгли лампаду, и вдруг на
глазах у всех проявился образ иконы Казанской
Божией Матери. В комнате стоял лучезарный столб,
в течение трех дней икона обновилась и была
большим утешением для всех.
В 1980 году Вера провела 5 часов в состоянии
клинической смерти. Она видела свое тело, врачей,
которые констатировали ее смерть, безутешно
плачущих близких.
Но Господь продлил ее жизнь на земле еще на 15 лет.
Тело ее еще пребывало на земле, а душа, наверное,
уже была небожительницей. На все она смотрела с
духовной точки зрения. Для всех она оставалась
просто болящей Верочкой, так как старалась
скрыть дары, которыми ее щедро одарил Господь:
дар молитвы за весь мир, прозорливость,
старчество, пророчество. Был у нее еще "дар
рассуждения" - кому что можно сказать.
Очень точное определение о жизни христианина
есть у святого апостола Павла: "Любящему Бога,
признанному по его изволению, все содействует ко
благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил
быть подобным образу Сына Своего, дабы он был
первородным между многими братиями. А кого Он
предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех
и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил".
26 лет пролежала Вера неподвижно. С такими
болезнями живут недолго, и врачи, традиционно
относящееся ко всему скептически, признавали
чудом, что она живет наперекор всем законам
естества, да еще радуется, Бога за все благодарит
и других людей утешает.
Удивляло и то, что не было у Веры пролежней и
запаха. У святых отцов написано, что, когда кто-то
имеет благодать Святого Духа в душе и теле, у того
освящается тело и будут мощи.
После смерти Веры тело ее не изменилось - было
мягкое, как у живой, а на голове из ранки сочилась
кровь два дня - этому многие свидетели.
В декабре 1995 года по промыслу Божиему из разных
мест приехали несколько священников. Богу угодно
было, чтобы перед смертью Вера приняла
монашеский постриг.
14 декабря в день праведного Филарета Милостивого
Вера приняла схиму с именем Филареты,
причастилась Святых Христовых Тайн и через
несколько часов душа ее отошла ко Господу.
Отпевал ее схиархимандрит Зосима, и во время
панихиды у него невольно вырвалось: "Упокой,
Господи, душу усопшей рабы Твоей, мученицы
Филареты!"