|
Россия - удел пресвятой Богородицы
СВОБОДА ИЛИ ТЮРЬМА?
Игуменья Ксения,
настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина
монастыря
Для многих из сестер, живущих в Свято-Троицком
Ново-Голутвине монастыре, первые посещения храма,
первая встреча с монастырем открыли глубинный
смысл притчи из Евангелия о купце, который, найдя
одну "драгоценную жемчужину", решил продать
все, что у него было.
Действительно, нам захотелось расстаться со всем
"прежним": с будущей престижной работой, с
пребыванием в Москве, куда так все стремятся; с
домом, в котором мы все так любим и мать, и отца, и
захотелось окунуться в эту новую атмосферу. "Новый
быт", состоящий из ранних утренних молитв,
труда на разных "послушаниях", из
монастырской трапезы, заканчивался вечерним
Богослужением со строгим монашеским пением,
осознанием радости нового бытия с Богом!
Поэтому "отречение от мира" не выглядит как
какая-то трагедия, страшная потеря, наоборот, это
действительно та "драгоценная жемчужина",
ради которой можно оставить все "прежнее".
Жизнь без Бога хорошо была нам известна по
школьным и студенческим годам. А жизнь с Богом, со
стремлением понять, кто же Он, против Которого
так борется мир, "лежащий во зле", открывала
новое "стояние в правде и истине", где так
успокаивался "бунтующий" человек, находя
мудрые ответы на все свои трудные вопросы.
Приход в монашество в XX веке можно сравнивать с
мировым катаклизмом, когда разрушается все
прежнее "школьное" мировоззрение, с которым
не хочет смириться душа, чувствуя в нем ложь.
Жажда истины и правды, справедливости и вечности,
жажда встречи с Тем, Кто вне этого
безнравственного кошмара, захлестывающего и
юность, и старость, многих привела в монастырь,
даже задолго до того, как мы смогли осмыслить и
понять, что же такое монашество. Просто всей
душой чувствовали, что здесь что-то родное и
близкое, а умом понять, почему же именно тут, еще
не сразу удавалось.
Сейчас уже смешно вспоминать первые вопросы
строителей, один из которых серьезно спросил: "А
где же мы будем строить гаупвахту?" Я удивилась
и спросила: "А зачем?" "Ну как же, -
компетентно ответил он, - вы же будете наказывать
сестер и сажать их в тюрьму".
В газетах развернулась полемика: нужны ли вообще
монастыри? Мы не допустим, чтобы в Коломне
молодые девушки сидели за решеткой. Такое было
представление о монашестве, что в лучшем, случае -
это "трудовая исполнительная колония", в
худшем - "тюрьма строгого режима", но никто
не подумал о том, что в тюрьму никто самовольно из
нас никогда не пойдет, а если человек идет в
монастырь, значит, имеет какие-то другие мотивы
для своих действий. И о монастырях многие
рассуждают, не зная ни христианства, ни тем более
тех вопросов монастырской жизни, о которых имеют
смелость говорить, но их так научили, они так и
говорят, и часто инертность, по которой так легко
катиться, доводит человека до настоящей тюрьмы
ложных воззрений, из которой мало кто собирается
выбраться, по той же инертности бытия.
Итак, где же свобода и где тюрьма? Современная
моральная деградация человека в самых свободных,
с гуманистической точки зрения, странах и
очевидный упадок там духовности показывают, что
внешние свободы без "удерживающего" (2 Фес.
2,7) не только не возвышают человека, но часто
служат одним из самых сильных средств его
духовного и нравственного разложения.
Отсюда получается, что те, которые больше всего
говорят о свободе (без Бога) - несвободны, а те,
которые говорят о том, что они и без Бога здоровы -
нездоровы, а больны, потому что все мы имеем
природу души и тела, пораженные грехом. Зная об
этом, христианство обучает "не только не
давать прогрессировать болезни, но и
способствовать исцелению человека, его спасению".
И на этом пути монастыри должны быть очагами
благочестия, но жизнь монастыря для "мира"
остается загадкой.
Мы в своем маленьком монастырском коллективе
можем смело сказать о том, что монашество - дивное
устроение души, это дарование таких знаний,
которые дают ключ к пониманию истинного смысла
жизни, прокладывают путь к состоянию доброму и
вдохновенному.