|
Не в бровь, а в глаз
ПЯТАЯ КОЛОННА.
А ГДЕ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ?..
Широко известный факт: по продажам
вооружений и военной техники наша страна за
последние десять лет скатилась со второго после
США места на четвертое, пропустив вперед Францию
и Великобританию. Через год-два ожидается, что
впереди нас окажется и еще одна страна- Израиль.
Что, конечно, уже ни в какие ворота...
Причин несколько, как говорят ученые люди,
объективных и субъективных. Второе место
принадлежало не нынешней куцой России в границах
допетровского царства, а СССР. Во-вторых,
доктрина структурной перестройки народного
хозяйства страны, известная в народе как "майн
кампф МВФ" и которой придерживались первые
правительства новой России, начиная с Гайдара,
предполагала резкое сокращение именно военно-промышленного
комплекса. Как результат армия не заказала с 1992
года ни одного истребителя, ни одного танка. Хуже
того, работы по оборонному заказу, уже
выполненные ВПК, в 1992 году просто не были
оплачены казной. Соответственно предложение
предприятиям ВПК самостоятельно поддерживать
экспорт вооружений поступило в тот момент, когда
из них выкачали ни много, ни мало а весь их
годовой бюджет. То, что при этом оборонный
комплекс остался как таковой, а не исчез по плану
Джеффри Сакса, есть даже некоторая доля мистики.
Прочие обстоятельства тоже, мягко говоря, "не
способствовали": приватизация с последующим
закрытием или перепрофилированием ключевых
производств, разрыв связей внутри СНГ, "утечка
мозгов"...
Не от кого иного, как от Березовского, мне
довелось услышать, что потенциал Израиля в
области разработок "хай тек" увеличился за
последние годы в разы, судя по всему, именно за
счет эмигрантов из бывшего Союза. Надо думать,
ровно на столько же сократился наш потенциал.
Еще со времен учебы мне известен факт, что при
создании своего истребителя "Кфир"
израильские рыцари плаща и кинжала "позаимствовали"
ряд секретов у своего союзника Франции, примерно
в то же время запустившей "Мираж". Что уж
церемониться с нами?
И вот уже на салоне в Ле Бурже мы видели массу "израильской"
техники, до боли напоминающей известнейшие
советские образцы. Так же ведут себя Румыния,
зачастую выступая в кооперации с Израилем. Оно
ясно, румынские офицеры с дам денег не берут... А
вот что до израильских специалистов, то их
действия бывший руководитель ГК "Росвооружение"
Григорий Рапота просто охарактеризовал при
большом стечении прессы как пиратские. И ничего!
Западные журналисты, обычно хватающиеся за любую
скандальную новость, в этом заявлении "не
нашли информационного повода". Любопытно, что
при синхронном переводе выступления Рапоты
переводчица почему-то забыла, как по-английски
будет "пиратский". Очень сложное слово -
"piracy". Естественно, сложилось впечатление,
что на парижской выставке упал российский
самолет Су-30 МК и больше ничего не происходило.
Неприятно, но факт - то же впечатление
складывалось и от российских СМИ.
И здесь мы встаем на зыбкую почву "субъективных"
факторов, влияющих на наш оружейный экспорт.
Недавняя история российской дипломатии дала нам
несколько примеров присоединения России к
режиму международных санкций в отношении ряда
стран, бывших нашими постоянными клиентами на
рынке вооружений и военной техники. Именно
постоянными - стратегия поставок вооружения
включает не только продажу, пусконаладочные
работы и обучение местного персонала, но и "пожизненный"
сервис этой техники, модернизация ее и
переобучение работающих с ней местных
специалистов. Заметим, почему-то под режим таких
санкций не попадали клиенты США, Британии и
Франции, какими бы варварскими и бесчеловечными
Ни были режимы, опирающиеся на американскую или
французскую военную технику. Причем, как,
например, в случае с Ливией, включившись в режим
санкций, Россия как бы отказывалась или на
неопределенный срок отсрочивала и выплаты за уже
поставленную технику, грубо говоря, давала
беспроцентный и бессрочный кредит странам,
которых собиралась за что-то "наказать". Для
предприятий ВПК это значило, что к неоплатному
долгу родного государства присовокуплялся такой
же долг внешних партнеров. Не говоря уже о том,
что начинали простаивать мощности,
задействованные под определенные заказы,
пылилась и гнила недоделанная техника, бунтовали
или просто уходили (кто на сторону, кто просто в
запой) лучшие кадры. Субъективный, конечно,
фактор, но значимый.
В это время в той же Ливии наблюдалась активность
французских и даже израильских спецслужб,
настойчиво лоббировавших интересы своих военно-промышленных
комплексов.
Дальше, как говорится, больше. Пошел процесс
приема в НАТО новых членов из числа наших бывших
союзников, соответственно - клиентов. Основным
актом в демонстрации готовности неофитами
принять новую военную доктрину оказывалось
желание срочно перевооружить свою армию по
западному образцу, нимало не сообразуясь с
собственными карликовыми возможностями. В
результате не только почти прекратились закупки
нашей техники, появились новые и весьма
своеобразные тенденции в ее сервисе и
модернизации.
Так, если Германия, получив в наследство от ГДР
две эскадрильи МиГов и прорву всякого
аэродромного оборудования, естественно,
работающего по стандартам Варшавского договора,
создала для обслуживания "европейских"
МиГов совместное предприятие с российской
стороной в соотношении "пятьдесят на
пятьдесят", то Израиль, не имея на вооружении
ни одного МиГа, сам-один предлагает аналогичные
услуги всем желающим. Разумеется, дешевле, лучше,
быстрее. Правда, это "лучше" гораздо чаще
падает, но ведь не в Израиле же...
Наши американские "друзья" придумали еще
одну штуку - прелагают свои F-16 "секонд хэнд"
новым членам НАТО вообще бесплатно. Правда, почти
сразу же "подарок" нужно будет
ремонтировать, а в самом ближайшем будущем
проводить его модернизацию, что по деньгам почти
то же самое, что купить по полной стоимости
новенький МиГ-29. А если присовокупить полное
техническое перевооружение наземных служб,
сервиса и тому подобного, то "подарок"
окажется куда накладней, чем любая масштабная
закупка российской техники.
Мы, конечно, должны понимать, что в странах, из
которых мы, по сути, сами ушли, в новой
политической элите формируются совсем другие
приоритеты, совсем другие интересы. Должны
понимать, что в деле казнокрадства и подкупа
американские деятели ВПК намного оставили
позади и военно-промышленную комиссию ЦК КПСС, и
все новые структуры ельцинской России. Одна
цифра - порядка 8 миллиардов было истрачено на
разработку F-117, и только после событий в
Югославии общественности, американским
налогоплательщикам стало ясно, что за их деньги
сработали никуда не годный самолет. Надо
понимать и то, что таких собственных денег на
разработки новой техники нет даже у богатых
американских авиакорпораций, эти деньги идут
прямиком из бюджета США. И именно обслуживанием
интересов тех, кто имеет доступ к этим немереным
деньгам, заняты и спецслужбы, и государственные
структуры, и частные компании ведущей страны
мира.
Именно доступ к американскому бюджету, а не
мифическая конкуренция на международных рынках
и еще более мифическая "российская военная
угроза" - и есть причина того, что российский
ВПК стал объектом агрессии спецслужб всего
западного мира. И, увы, они сильно преуспели в
своей работе.
Когда начал свой путь по СМИ слух о том, что "семья"
прибирает к рукам наиболее прибыльные,
экспортнесущие объекты "оборонки", мы имели
дело с классической "дымовой завесой",
содержащей долю правды, но именно строго
дозированную долю.
Если сравнить доходы, которые семейный клан
имеет от нефтяного и газового бизнеса и те 2
миллиарда долларов, которые якобы мог принести
им в текущем году экспорт военных самолетов, то
получается, что хлопот и проблем на доллар дохода
в ВПК раз в десять больше, чем в ТЭК, а реальность
дохода при этом вообще-то сомнительна. Так зачем
"семье" контроль над ВПК?
С другой стороны, кадровая чехарда в
высокотехнологичном и очень проблемном
производстве, сочетаемая с вечным
недофинансированием и отсутствием реальной
господдержки, очень скоро приведет к полной
деградации последнего. Возможно, именно эту цель
и имеет перед собой правящий клан. В памятные
гайдаровские времена те же самые люди такую цель
могли декларировать и воплощать открыто. Сегодня
общество немного поумнело, но как всегда - лишь
немного. Поэтому внедрен миф о каких-то доходах
ВПК, которые кто-то хочет прибрать к рукам. На
самом деле к этим рукам за последние годы
прилипло столько, что сегодня перед ними стоит
задача не добавить еще, а сохранить уже имеющееся:
вклады за рубежом, ценные бумаги, недвижимость за
границей. В конце концов потерю квартиры на
Осеннем бульваре можно пережить, все равно там
оказались скверные соседи. А вот западные
накопления, как это нередко бывает с
аналогичными накоплениями "банановых"
диктаторов, в момент перехода известной семьи от
статуса государственного к положению просто
частных лиц, могут быть заморожены и даже
конфискованы. Банкам, даже швейцарским, это очень
выгодно: средства замораживаются, но вот
репатриации их можно ждать десятилетиями, пока
не закончатся бесконечные суды - и можно смело
крутить эти деньги.
Спасти эти сбережения можно одним очень простым
способом: попав под закон США (аналогичные есть и
в других западных странах) о защите интересов
секретных агентов. Для чего надо стать таковым...
И тогда твои деньги - это не награбленные у народа
гроши, а материальный ущерб, нанесенный с риском
для жизни потенциальному противнику. Очень
большая разница.
Если государство в виде его ведущего слоя
оказалось враждебно интересам общества, страны и
всех цивилизованных основ ее, что-то в этом
обществе должно взять на себя функцию этого
смертельно больного государства. Что это будет:
армия, милиция, ЧК? Возможно, промышленные
корпорации осознают свой собственный интерес и
противопоставляя себя прогнившей элите. Если им
дадут время на осознание...